В начале февраля мы пытались купить новоиспеченный «Москвич» в Москве. А после того как прошла информация, что собираемый на бывшем заводе Renault из машинокомплектов китайский кроссовер JAC JS4 с лейблом «Москвич 3» отправился к дилерам в десять избранных регионов (до того, кроме столицы, он продавался еще и в Санкт-Петербурге), наши журналисты взялись за телефон либо отправились в эти ДЦ (как правило, это компании, работающие в том числе с брендом Renault).
Это вам не «сорок первый»
Сразу оговоримся, в данном обзоре непосредственно посетить новоиспеченных дилеров «Москвича» получилось только в трех городах Российской Федерации, с остальными состоялось дистанционное (телефонное) общение. В первую очередь нас интересовал «Москвич 3» как самый доступный по цене в нынешней линейке марки. Ну и факультативно интересовались положением дел по электрическому «Москвичу 3е», который существенно дороже.
Итак, переднеприводный кроссовер «Москвич 3». Судя по геометрическим данным — длина 4410 мм, ширина 1800 мм, высота 1660 мм, колесная база 2620 мм, клиренс 170 мм — автомобиль относится к сегменту компактных SUV, который не так давно был в числе самых ходовых на официальном российском рынке. Под капотом расположен бензиновый 4-цилиндровый турбомотор объемом 1,5 литра (150 л.с., 210 Нм), который на выбор доступен с 6-ступенчатой ручной коробкой передач или вариатором, «умеющим» имитировать работу 6-ступенчатого «автомата».
Базовая и пока единственная комплектация называется «Стандарт» и соответствует комплектации Luxury в случае с «аналогом» JAC JS4. В эту стандартную комплектацию включены передние подушки безопасности, ABS, ESP, система помощи при старте на подъеме, датчики давления в шинах, бесключевой доступ, электромеханический «ручник», круиз-контроль. Имеются кожаный «мультируль», комбинированная обивка сидений (ткань/кожзам), регулируемое по высоте кресло водителя, климат-контроль, медиасистема с дисплеем 10,25 дюйма, камера заднего вида, центральные подлокотники спереди и сзади, люк с электроприводом, рейлинги, колеса с литыми дисками 17 дюймов. Гарантия предоставляется на три года или 100 000 км пробега (что наступит раньше).
Как сообщается в официальных источниках «Москвича», цена на версию с ручной коробкой передач — 1 970 000 рублей, с вариатором — 2 035 000 рублей (то есть за автоматическую трансмиссию данного типа доплата 65 000 рублей). Электрический «Москвич 3е» оценивается в 3 500 000 рублей, однако, как выясняется, льготный автокредит от государства на покупку электрокара дилеры пока «не раздают» ввиду того, что программа в текущем году еще не запущена. Кстати, в ценах кроется одна из интриг нашего обзора, ведь существуют рекомендованные розничные цены (РРЦ), а в какой мере их придерживаются новоиспеченные официальные дилеры?
Но сначала побрюзжим над тем, в какой форме нам предлагают новинку. Да, слов нет, автомобиль неплохо упакован, например, по сравнению с базовым оснащением Hyundai Creta — небо и земля. Притом цены у дилеров Hyundai за свою модель без учета спецпредложений начинаются примерно от 2 450 000 рублей. То есть «Москвич» мог бы выступить этаким «убийцей» вчерашних кумиров. Но! К чему такая спешка при выводе модели на российский рынок?
Если марку «Москвич» рассматривать все же как народную, почему в рамках адаптации нельзя было оптимизировать оснащение, ведь для «стандарта» половину оборудования можно было убрать, а что-то изменить. Например, штатный размер низкопрофильных шин 215/50 R17 пока еще относится к разряду редких в свободной продаже и дорогих, так что с заменой могут возникнуть определенные трудности. А электрическая версия обута в еще более дорогие 18-дюймовые шины, причем европейского (и, что любопытно, официально покинувшего нашу страну!), а не китайского бренда. В этом смысле новый «Москвич» могли бы представить в более демократичной комплектации, скажем, с шинами 205/65 R16, как у той же Креты. Кроме того, при всем богатстве стандартного оснащения не предусмотрен подогрев хотя бы передних сидений. Правда, на эту претензию наши искусные менеджеры сразу парируют: «Вы знаете, салон и так очень быстро прогревается, поэтому подогревы здесь и не обязательны».
Старт с раскачкой
При всем, как оказалось, по степени готовности новых дилеров «Москвича» к работе с новым для них «материалом» на данный момент имеются различия. Вероятно, свою роль играют география с особенностями потребительского спроса, возможности производства, логистика поставок готовой продукции. Так, уполномоченный дилер в Новосибирске пока не начинал продажи этих автомобилей. Оказалось, первые машины в автоцентр уже прибыли, но еще не закончена процедура получения дилерских прав и обязательств, остались юридические нюансы, нужно соответствующим образом оформить автосалон, и пока до конца не определены банки, которые будут поддерживать кредитные программы для этой модели.
Тем не менее какую-то информацию менеджер предоставил. Так, на вопрос о реальной цене автомобилей он сообщил, что да, у автопроизводителя есть своя ценовая политика, будут ее придерживаться, но более подробную информацию по условиям покупки за наличный расчет и в кредит смогут предоставить в марте, когда официально откроем автосалон. По ценам на ТО конкретики тоже не было, однако ориентировочные данные на эти услуги менеджер назвал: периодичность 10 000 км или раз в год, стоимость первого ТО — от 10 000 рублей. А когда придет время менять рабочую жидкость в вариаторе, а это будет примерно на пробеге 70 000 км, цена возрастет вдвое или более.
Другой сибирский форпост «Москвича» определен в Кемерово. Здесь работа пока тоже не развернулась в полном объеме. Так, если машины с вариатором уже поступили, то с ручной коробкой ожидаются только через пару недель, да и то в одном экземпляре. Тестового «Москвича» пока тоже нет. С ценами, как удалось выяснить у менеджера, расклад такой: «Да, вы сможете купить по той цене, которая заявлена производителем, но сразу могу сказать, что это будут пустые автомобили».
Но как же «пустые», если заводская комплектация включает в себя столько много оборудования? «Да, но это будут машины без ковриков и на летней резине, а вам сейчас, чтобы уехать, надо же зимними шинами укомплектовать». В общем, как стало ясно из разговора, цену на машину здесь формирует сам покупатель — хочешь, возьмешь без «допов» за цену прайса, а есть желание, доплатишь за дилерскую «заботу» по своему выбору.
Урал представлен дилером «Москвича» в Екатеринбурге и, судя по всему, здесь уже развернули деятельность: автомобили на выбор есть в наличии, в том числе имеется машина для тест-драйва, а также электрокросс «Москвич 3е». Более того, на покупку «Москвичей» выдаются кредиты, действует программа трейд-ин, и в этом случае на машины предоставляются скидки. По поводу обслуживания заверили, что проблем с оригинальными компонентами не будет, но точную стоимость первых ТО здесь не назвали, только приблизительно — 10 000–15 000 рублей.
К новым представителям «Москвича» относится холдинг «ТрансТехСервис», чьи дилерские центры расположены в нескольких городах. Но именно по «Москвичу» ситуация в них пока еще различается. Так, в Набережных Челнах нам сообщили, что первая партия автомобилей поступила, но полноценная работа начнется в начале марта. На данный момент не могут предоставить информацию по ценам, да и тест-драйвовской моделью для ознакомления тоже не располагают — такая машина только на подходе. Удалось связаться с технической службой, где тоже сообщили, что пока не имеют официальной информации по стоимости обслуживания.
У дилера в Уфе работа с «Москвичами» уже конкретизировалась, в том числе по ценам. Так, на версию с ручной коробкой передач с учетом приобретения за наличные средства была названа стоимость в 2 070 000 рублей, то есть от прайса плюсом получалось 100 000 рублей. Конечно же, за счет дилерских «допов», а по наличию автомобилей по РРЦ представитель автосалона отмахнулся в духе «не, не слышали». При покупке в кредит и, как выразился менеджер, при автообмене цену скостят на 200 000 рублей, то есть получается 1 870 000 рублей. Схожие пропорции по моделям с бесступенчатой трансмиссией: соответственно, 2 135 000 рублей за наличные и 1 935 000 при покупке в кредит и при сдаче автомобиля по трейд-ин.
По поводу стоимости техобслуживания менеджер точных цифр не назвал, но сориентировал следующим образом: «Стоимость будет на уровне как для автомобилей Renault Duster, за ТО-1 примерно 12 000 рублей». Причем, как оказалось, в отношении «ушедшей» модели Renault такая цена действует в случае применения именно оригинальных расходников и компонентов, тогда как по желанию клиентов работы могут выполнить и на аналогах, что будет подешевле, но при этом гарантия тоже сохраняется. И с «Москвичом» вроде бы обещают подобную схему обслуживания.
У дилера «Москвича» в Ижевске продажи автомобилей начались, причем в наличии есть только машины с вариаторами, а с ручной коробкой — на подходе. Однако цены менеджер озвучил на оба варианта, и они уже со своими накрутками. За версии с механической коробкой просят 2 020 000–2 030 000 рублей, а за версии с вариатором — 2 100 000 рублей. То есть на 50 000–65 000 рублей выше РРЦ, но, как можно сравнить, это поскромнее, чем у дилера в Уфе. При этом был озвучен следующий список своих «допов»: сигнализация, антикоррозийное покрытие днища, сетка на радиаторную решетку. А что касается стоимости техобслуживания, здесь ответить затруднились: «Пока нам самим неизвестно, официальная информация еще не поступала». И тестовый автомобиль пока не поступил: «Ожидаем в течение пяти дней, вместе с машинами на “механике”».
Южные рубежи для «Москвича» в том числе отстаивает Ростов-на-Дону, где, похоже, работа уже развернулась, о чем свидетельствует полные энергии комментарии менеджера. В наличии машины есть, но только версии с вариатором, тогда как с «механикой» готовы поставить под заказ в течение недели, по предоплате в 10 000 рублей. Как заверил менеджер, поскольку «мы официальный дилер», то цены на автомобили соответствуют прайсу, а установка дополнительного оборудования и аксессуаров — по желанию клиентов, доплата будет зависеть от объема таких «допов».
В случае приобретения машины на заемные средства сделают скидку в 100 000 рублей, а дополнительная скидка по программе трейд-ин будет зависеть от сдаваемого автомобиля — чем он «круче» и ликвиднее, тем больше скидку можно получить.
И еще один нюанс с приобретением «Москвичей», на который обращают внимание в автосалонах. Пока дилерская сеть не разрослась на дальние рубежи РФ, многим такой автомобиль если и «по карману», то недоступен в плане официальной сервисной поддержки. То есть купить машину и перегнать в свой регион можно, а обслуживать — на альтернативных СТО, но в этом случае не будет действовать гарантия.
Краснодар: развалы и штучные продажи
По некоторым данным, в третьем по населению городе России «Москвич» представлен с размахом и сразу у трех дилеров — «Ключ-Авто», «Юг-Авто» и «ААА моторс». Машин более чем достаточно — наличие можно оценить примерно в полусотню машин.
Вот первый дилерский центр: на здании, где еще недавно была вывеска Skoda, теперь надпись в характерной советской стилистике — «Москвич». В шоуруме в наличии обе модели — и бензиновая, и электрическая, да еще во всей цветовой гамме и в разных комплектациях.
Расспрашиваем менеджеров, как идут продажи. Ответы можно обобщить как «осторожная надежда». Да, интерес к машине есть. Во время бесед сотрудники то и дело отвлекались, чтобы показать ее потенциальным клиентам. Тем не менее по состоянию на 25 февраля было продано всего два экземпляра.
Цены у дилеров соответствуют РРЦ — 1 970 000 за машину на «механике» и 2 035 000 за вариаторную версию. «Электричка» также продается по РРЦ — за 3 500 000. В трейд-ин принимают практически любой автомобиль. Допоборудование не навязывают, по желанию клиента можно установить подогрев руля и сидений — за 25 000 рублей.
Нижний Новгород: «тайные продажи»
В городе также три дилера «Москвича». В салоне «Нижегородец» (здесь по-прежнему вывеска Renault) пока «живых» машин нет. Менеджеры пообещали, что продажи начнутся в начале марта. Автовоз с еще не разгруженными «Москвичами» был тому в подтверждение. А пока даже по ценам не смогли проконсультировать.
В ДЦ «Агат» (здесь также еще нет брендирования «Москвича») был достаточно большой выбор: 24 машины в наличии, включая пять «электричек». Предлагают купить, аргументируя тем, что после официального старта продаж в середине марта цена может повыситься до 2 300 000 рублей. Ожидается также госпрограмма поддержки продаж, но пока о ней никто толком сказать не может. Обычный бензиновый «Москвич» был представлен в разных цветах, но в единственной комплектации «Стандарт» с вариатором по РРЦ — 2 035 000 рублей. Кредит и трейд-инн могут снизить цену до 1 735 000 рублей. Со слов менеджера, за первую неделю было продано четыре автомобиля, причем два — электрических. ОСАГО мне насчитали 10 000 рублей, каско — 70 000 («проблемной» клиентке, то есть с частыми ДТП, соответственно, 13 000 и 100 000). ТО — каждые 10 000 км, стоимость не определена.
Здесь даже удалось покататься на тест-драйвом автомобиле. Машина понравилась: с такой отдачей — 150 л.с. на 1400 кг массы — воспринимается достаточно динамичной. И в целом выгодной покупкой, особенно на фоне того, что в соседних салонах предлагают Весту Кросс 1,8 л на вариаторе за 2 300 000 рублей и Omoda в хорошо укомплектованной комплектации Joy с такой же связкой (мотор 1,5 л + вариатор) за 2 500 000 рублей.
В третьем салоне — «Луидор», как и в двух других, пока никакого брендирования «Москвича» нет. Зато есть с десяток машин, из них одна — электрическая. Бросилось в глаза, что под капотом коряво нанесенный герметик. Возникли сложности с закрытием водительской двери — не удалось с первого раза. В салоне не смог подобрать удобное положение руля (рост 182 см) — он регулируется только по высоте, но не по вылету. Цена бензиновой версии (как и в предыдущем салоне) — 2 035 000 рублей.
Санкт-Петербург: изобилие, но «механики» нет
И в заключение — Санкт-Петербург, где сейчас есть четыре дилера «Москвича».
Автосалон «Автомир» работает под вывеской Suzuki, но внутри выставлено около десятка «Москвичей», которые появились только неделю назад. По словам менеджера, еще около 80 автомобилей ждут клиентов на складе. В дальнейшем такое количество планируется продавать ежемесячно.
Цены соответствуют РРЦ — 2 035 000 рублей за версию с вариатором и 3 500 000 рублей за «Москвич 3е». При условии кредита, который никто не навязывает, цена уменьшается на 100 000 рублей. Аналогичную скидку принесет сдача своего автомобиля в трейд-ин. За неделю продано шесть машин.
С сервисом проблем не будет. Запчасти есть, хотя цены пока не определены. Но уже известно, что ТО-0 сделают бесплатно, оплата только за расходники. Масло будут лить «Лукойл».
Личное знакомство с машиной оставило смешанное впечатление. После длительной стоянки греется бензиновый «Москвич» очень долго, не меньше 20 минут. Было полно времени подивиться количеству царапин на марком пластике. Поначалу глючил датчик давления в шинах. Безбожно тормозила мультимедийная система. А ведь температура за бортом была всего лишь минус 10.
В «Аларм-Моторсе» минимальная цена почему-то выше — от 2 135 000 рублей за версию с вариатором. Здесь «Москвичи» стоят рядом со аналогичными по цене, но зато более упакованными Kia. Про модификацию с МКП менеджеры не в курсе — не слышали и не видели. Зато за неделю успели продать шесть автомобилей. Касательно «электричек» — отдел продаж надеется на заказы из таксопарков и каршеринга. По секрету нам сообщили, что в этом году ожидается еще пара новинок. Как минимум одна из них будет отечественной разработки.
Условия ТО аналогичны предыдущему дилеру. Гарантия — три года или 100 000 км пробега. Запчастей полно.
Версии с «механикой» не было и в автосалоне «Петровский». Здесь «Москвичами» торгут под вывеской Renault. По словам менеджеров, автомобили с МКП будут через неделю. Разница в цене по сравнению с вариатором — 70 000 рублей. Зато предложили интересные условия по кредиту на пять лет. Скидка от изначальной цены в 2 035 000 рублей составила 135 000. В подарок идут шумоизоляция арок, бронирование фар, защита картера, коврики и подогрев сидений. Стоимость каско для 20-летнего водителя — 100 000 рублей. Пока этому салону удалось продать три автомобиля, причем два из них были обменяны на свежие кроссоверы Renault. В наличии не менее 50 машин. По словам менеджера, ориентировочные цены на ТО — 12 000 рублей.
Один из салонов сети «Рольф», который ранее продавал Kia и Mazda, пока не реализовал ни одного «Москвича». Фирменной вывески и здесь нет. В наличии есть 20 машин, пара из них стоит в шоуруме. Скоро планируется открытие отдельного автосалона. Из других слухов — реализация госпрограммы поддержки по приобретению «Москвичей» и запуск отечественного производства запчастей к ним.
Данный дилер оказался наиболее сговорчивым в плане цены и «допов». После небольшого торга версию с вариатором нам предложили за 1 900 000 рублей. Из подарков — защита картера. Доплата за шумоизоляцию — 10 000 рублей. Стартовая цена аналогична предыдущему автосалону и также пока нет возможности купить версию с МКП. «Москвич 3е» взять можно, но на тест-драйве, так же, как и у других дилеров, его нет. Как нет у менеджеров и понимания, кто будет его покупать за такие деньги.