В самом начале своего педагогического пути я проводил урок на тему «Потребности человека» и на определенном этапе занятия задал вопрос детям: «А что для вас является самым важным в жизни?» К своему удивлению, я получил такое разнообразное количество ответов, что с трудом успевал их фиксировать. Кто-то из ребят говорил, что самым важным в жизни являются семья и близкие родственники, кто-то высказал мнение, что учеба или крепкое здоровье. Мальчик Дима поделился, что в данный момент для него наиболее важен домашний кот Рублик, которого буквально на днях возили к ветеринару. Ну а кто-то посчитал самым важным дочитать произведение Джона Р.Р.Толкина «Хоббит, или Туда и обратно», уж очень оно показалось ребенку интересным.
Ответы были весьма разнообразными, но их объединяло одно – желание высказаться о том, что беспокоит его в данный момент, быть услышанным, а также позитивный настрой, который получили все учащиеся в ходе беседы. В тот момент я подумал, что было бы здорово иметь постоянную возможность разговаривать с детьми на актуальные для них темы, которые им близки, говорить просто о сложном.
Нам нравится обсуждать события российской истории, традиции ее многонационального народа, знакомиться с выдающимися деятелями культуры, науки и спорта, проникаться понятиями «мораль», «честь». Помню, как с учениками 7‑го «Б» класса мы говорили про пожилых людей. Дети рассказывали, сколько времени они проводят со своими бабушками и дедушками, как можно улучшить жизнь людей преклонного возраста. Обсуждали тематику важности семейных традиций, поговорили о преемственности поколений и о том, что ласка и забота имеют важное значение для наших бабушек и дедушек.
Мы вспомнили различные музыкальные жанры, выдающихся русских композиторов. Многие продемонстрировали свое умение играть на музыкальных инструментах. Главный вывод, который сделали дети, заключался в том, что музыка играет важную роль в жизни человека, наши музыкальные вкусы могут отличаться, но чужие вкусы важно уважать.
«Разговоры о важном» дают возможность общаться с детьми по-разному: фотографиями, видеороликами, жестами, стихами, песнями, играя, споря, веселясь. Этот разговор дает понять, что мы разные, но мы едины, что мы граждане великой страны, а патриотизм – это любовь к своей Родине и гордость за свою национальную принадлежность, что наши дети продолжат строить светлое будущее, сохраняя память о прошлом.
Рафис АЛЕЕВ, учитель истории и обществознания школы №183
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».