Найти тему
Журнал ‘АМАНАТъ’

Суфизм - это Ислам?

Суфизм является сложной темой для освещения. Причиной служит то, что люди воспринимают суфизм по разному и это затрудняет его определение. В древности изображение суфизма заключалось в том, чтобы подчеркнуть его философские и метафизические аспекты, за счёт его переживаний в практике. Другим аспектом суфизма часто изображаемого по-разному это его связь с Исламом. Его часто называют исламским мистицизмом. Суфизм в определенных книгах рассматривается как отдельный вид религии не причастный к Исламу. Примером может послужить тот факт, что в книжных магазинах или библиотеках суфийские книги лежат на отдельной полке от Ислама, называемой ‘эзотерика’. Очевидно, что между ними есть различие, даже если они тесно связаны. Так как же суфизм понимается и практикуется на самом деле?

Суфизм представлял собой часть исламской практики на протяжении большей части истории. Сегодня мы можем часто услышать аргументы, что суфизм отделён от Ислама. Такие утверждения выдвигают как враждебные так и дружественные стороны. От новых религиозных движений которые включают в себя аспекты суфизма, именуемые себя как ‘последователи древней мудрости’ выходящие за рамки Ислама. Аналогичное заявление исходит от групп враждебных суфизму, такие как ‘салафизм’ или ‘ваххабизм’ и все реформаторские движения в целом. Они считают суфизм нововведением навеянным иностранными мистиками, которые не имеют ничего общего с настоящим Исламом. Также можно услышать персидско-иранские националистические группы, которые хотят каким-то образом причислить суфизм к предшествию Ислама. Утверждая, что суфизм - это персидское наследие, которое вошло в Ислам, под влиянием персидской культуры. Правда это или нет, определить очень сложно, всё зависит от точки зрения которую вы сами выберите. 

Учёные изучающие суфизм и исламскую историю, в основном своём согласны с тем, что суфизм - это как часть Ислама и не совсем. Это некий омический феномен, который появляется в исламском контексте. Суфизм, более известный ещё как тасаввуф, впервые упоминается в 8-м веке в Багдаде и в Басре. Там появились первые суфии, хотя их никто так не называл. Они взяли в основу Ислам и её источники, такие как Коран и хадисы (предания Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье) переданные цепочкой его сподвижников). Затем начали развивать  аскетические практики, практики отречения от мира. Это было сделано для углубленного отношения с Единым Богом и для очищения от мирских грехов. Известные деятели: 

Аль Харис Аль Мухасиби (781-857); 

Зуннун Аль Мисри (796-859); 

Рабиа Аль Адавия (717-801);  

Аль Джунайд Аль Багдади (830-910); 

Абу Язид (Байазид) Бистами (804-874); 

и многие другие. 

Они разработали такие практики как ‘Зикр’, многочисленное повторение и перечисление имён и качеств Единого Бога. Также ‘Сама’ или ‘Самаун’, духовное прослушивание, включающая в себя такие вещи как музыка и танец. Конечно для мусульман того времени это было шоком, но суфии объясняли это тем, что они больше понимают и это является для них связью с Единым Богом не доступным для большинства. Суфии часто утверждают, что эта традиция восходит к самому Пророку Мухаммаду (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье) или даже к Адаму (мир ему), первому пророку. Они также связывают это с группой сподвижников Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье), известные как ‘АхЛюль Суффа’ - ‘люди навеса’, которая являлась некой духовной элитой жившей в мечети Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье) в Медине, которых считают родоначальниками суфиев.  

Конечно влияние было получено извне. Когда арабы завоевали обширные территории на Ближнем Востоке, в Северной Африке, вплоть до Индии, они вступили в контакт с различными культурами, религиями и традициями. Которые повлияли на развитие исламских течений, включая и суфийские традиции. Современные учёные утверждают, что одними из основных источников вдохновения для первых суфиев были христианские монахи, жившие в то время на Ближнем Востоке. Важно помнить, что для этих так называемых суфиев как в ранний период и на протяжении большей части истории суфизм не считался отдельной ветвью Ислама. 

Начиная с 12-го века, суфизм стал широко распространён и популярен настолько, что стал преобладающим направлением. Начали формироваться свои основные систематические учения и практики. Начали организовываться оредены (тарикат), основанные вокруг определённых суфийских святых и учителей имевшие огромное влияние на исламский мир. Суфизм стал господствующим направлением в Исламе вплоть до 19-го века. После появились реформаторские движения начавшие модернизировать взгляды общественности, что послужило упадку суфизма. Можно сказать, что мусульмане до 19-го века так или иначе были связаны с суфизмом. 

Сегодня суфизм изображают как маргинальную секту внутри Ислама. Суфизм раньше представлял собой орден изучающий юриспруденцию, теологию, калям (исламская философия),находясь в полном отречении от мира, выполняли духовные практики. Суфизм не следует воспринимать как отдельную ветвь от Ислама. Например шииты или шиизм (разберём в следующей книге) это определенная тенденция, практический и теоретический аспект в Исламе. Означает ли это, что невозможно представить Ислам без суфизма сегодня? Необязательно. Даже некоторые суфии считают, что исторически суфизм повлиял на становление Ислама. Ошибочно утверждать, что суфизм повлиял на  на становление Ислама. Последователи ‘древней духовной практики’ приводят в докозательство тот факт что Пророк Мухаммад (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье) часто уединялся на горе Хира практикуя суфизм, где ему в последующем и было дано откровение. Слыша эти аргументы в широком историческом смысле, суфизм вообще выходит за рамки истории. Конечно некоторые аспекты суфизма существовали до появления Ислама, о чём было упомянуто выше. 

Суфии и мусульмане не всегда несогласны друг с другом. Одним из основных принципов Ислама в том, что Ислам как Единобожие существовал ещё до миссии Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье). Единый Бог посылал откровения о поклонении Ему Одному таким пророкам как Моисей и Иисус (мир им), и любое сходство между Исламом и другими религиями можно объяснить этим фактом. Соответсвенно  Ислам существовал до Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье) вплоть до Пророка Адама (мир ему). Это является сильным аргументом, что суфизм как и Ислам существовали до Пророка Мухаммада (мир, милость Единого Бога и Его благословение ему и его семье). В действительности всё зависит от того, как вы смотрите на те или иные точки зрения. Но факт остаётся фактом. Суфизм является частью Ислама. 

Почему сегодня и последние 100 лет суфизм подвергается нападкам? 

Большой причиной этому послужил колониализм. С притоком западных и модернистских идеологий на Ближний Восток, мусульманские реформисты с 19-го по 20-ые века начали подвергать сомнению исламские традиции. В Европе было предпринято множество попыток реформировать религию. Общество интеллектуалов во главе с Мухаммадом ибн Ридой, Ахмед ханом, Мухаммадом Икбалем, рассматривали суфизм как проблему, несущая в себе иррациональные суеверия, которое создало себе идолов. Героями выставлялись апатичные, пассивные мусульмане, вместо активных участников Исламо-политических реформ. Эти реформы стали так широки и успешны, что роль суфизма в Исламе значительно уменьшилось. 

На рубеже 20-го века в Европе начали переводить суфийские труды, пропагандируя расизм и фанатизм в образе суфия, тем самым отделяя суфизм от Ислама. Тем самым от части европейский колониализм повлиял на развитие интеллектуального Ислама. К суфизма начали относится скептически. В риторике колонизаторов, экономистов и прочих, суфизм критиковался таким образом, что он не имеет отношение к Исламу. После начали формироваться группы фундаменталистов, такие как ‘ваххабиты’ (разберём в другой книге), которые выступали строго против всех форм суфизма, преображая таким образом большую популярность в Аравии. Ещё такое движение как ‘салафизм’ (разберём в отдельной книге), жестко критиковало и боролось с суфизмом, считая суфизм нововведением и ересью. В этом им помогали западные учёные, выдвигающие теории о непричастности суфизма к Исламу. 

В ходе этих событий, суфизм проникает в Европу. Суфизм начинает формировать свои  традиции более универсальным образом, приспосабливаясь к разным культурам. Пример является Инаят Хан, который в начале 20-го века как первый в своём роде суфий, который много путешествовал по Европе и Северной Америке с целью распространения своего суфийского учения. Ближе к концу жизни ему все же удалось развить суфизм и открыть его для людей не являющимися мусульманами. Представлялось его учение как универсальные духовные практики для близости со Вселенной с совсем другими религиозными традициями таким как Индуизм. Его орден существует сегодня и пользуется большой популярностью среди звёзд. Тарикат Инаяти (инаятия) возглавляется сегодня его внуком Пьером Зиа Инаят Ханом. Это один пример развития суфизма достигшего Европы. 

В Северной Америке также наблюдаются симптомы шикюрокого распространения суфизма. Там развивалось очень много различных движений, религий, которые хотели найти общую основу чтобы объединить  все учения. Этим объединяющими ядром и послужил суфизм. Это была тенденция того времени, где суфизм стал важной частью этой миссии. 

Для остальной части 20-го века и до сегодняшнего дня суфизм стал широко распространён в Европе и Северной Америке. Не только из-за наплыва мусульман на запад, а ещё из-за того что суфизм был включён в различные эзотерические движения и новые религии. В 1960-х годах с повышенным интересом к восточной мудрости, суфизм стал одной из традиций к которой многие люди были неравнодушны. Преображая образы Буддизма и Индуизма, суфизм всё же преобладает в культуре и традициях. Сегодня это ситуация сохраняется. Если на территории России и стран СНГ преобладает больше традиционные учения суфизма, такие как тарикат ‘Накшбандия’ (разберём в следующей книге) тесно переплетенные с Исламом, то в Европе и Северной Америке насчитывается около сотни суфийских движений, практикующие разные подходы оторванных от Ислама. 

С учётом всего этого невозможно сегодня сказать кто такой суфий. Как и раньше суфизм постоянно трансформировался приспосабливаясь к новым культурам и традициям. Если раньше суфизм являлся частью Ислама, то сегодня, суфизм - это не Ислам. 

Статья К.Файзуллов