Найти тему
Экономика по-русски

ДИВЕРГЕНТ

Дивергенты — это бунтари, не признающие существующее положение дел. Их жизненная позиция расходится с общепринятой.

Годовщины условны. Чем, например, отличается последний день прошлого года от первого дня нового? Если речь о календарном годе, то только похмельем. Если речь о годе специальной военной операции, то ничем. Но годовщина – символ, поэтому ее отмечают. Кто как умеет, но все символически. Страны G7 умеют санкциями. Поэтому к 24 февраля они подготовили несколько пакетов санкций: США, Великобритания, ЕС – у всех санкции разные. Но, поскольку это не проходные какие-нибудь санкции, а юбилейные, то они должны чем-то выделяться среди других.

Во-первых, они должны быть массированными – то есть, включать в себя как можно больше лиц (физических и юридических) и позиций (наименований товаров и услуг). Во-вторых, они должны вводиться не только против российских политиков и компаний, но и против иностранных – и мы видим в списках иранские компании и граждан ЕС. В-третьих, они должны содержать что-то символическое. И вот мы с удивлением обнаруживаем в санкционных списках не только доктора Рошаля, но и неизвестный широкой публике Институт системного анализа Российской Академии наук (ИСА РАН). Чем же досадил этот академический институт американцам, почему он попал под санкции?

Да, этот институт входит в состав Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" Российской академии наук. Да, он занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в интересах государственных органов. Искусственным интеллектом и Big Data тоже занимается. Но ведь много кто этим занимается… Почему все-таки именно он?

Дело, по всей видимости, в истории института. Подробности каждый желающий сможет сам найти в интернете, но в общих чертах история эта такова: ИСА РАН (до 1992 года ВНИИСИ – Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований) был создан в 1976 году как совместный проект Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Академии наук СССР. Он был частью большого проекта (можно даже сказать, глобального проекта), который должен был объединить усилия СССР и Запада по моделированию и прогнозированию будущего нашей планеты. Фактически, во времена СССР этот институт был советской частью Международного института прикладного системного анализа МИПСА или IIASA), находившегося в Вене. МИПСА же формировался еще раньше, в конце 60-х годов (официально учрежден в 1972), как советско-американский проект. Это была площадка для изучения глобальных проблем и формирования глобальной повестки. В частности, она должна была теоретически, методологически и даже организационно обеспечить разработку и воплощение концепции конвергенции.

Суть Теории конвергенции состояла в том, что две противоположные системы – капитализм и социализм – постепенно приобретают черты друг друга и сближаются: в социалистической системе появляются рыночные отношения, а в капиталистической – планирование. В конце концов общего у них должно стать больше, чем различий, и они сольются в единую систему. Теорию конвергенции выдвинул в 1944 году П.А.Сорокин в книге «Россия и Соединенные штаты», и она оказалась весьма популярной, поскольку предлагала решение проблемы сосуществования двух систем после Мировой войны. На протяжении 50-70-х годов у Теории конвергенции образовалось огромное количество последователей по обе стороны «железного занавеса», и какие это были люди!

В СССР идеологом Концепции конвергенции стал основатель ВНИИСИ и заместитель Председателя ГКНТ СССР Д.М.Гвишиани, который был зятем Председателя Совета министров А.А.Косыгина и пользовался его поддержкой. В разное время в институте работали: академик Шаталин и нобелевский лауреат академик Канторович, академики Емельянов и Попков, Егор Гайдар, Петр Авен, Борис Березовский, Виктор Данилов-Данильян, Юлий Дубов, Александр Жуков, Михаил Зурабов, Борис Мильнер и Николай Сванидзе, а также Андрей Пионтковский. Однако, в 80-е годы в СССР победила другая властная группировка, и возобладала другая концепция развития СССР и отношений с Западом. В результате Институт утратил значение важнейшей переговорной площадки, но продолжал существовать и оставался базой концепции конвергенции.

И вот США вводят против института санкции. Это выглядит очень символично: 50 лет назад СССР и США создали площадку для совместной работы по формированию общего будущего. И вот теперь США исключают Россию из этой работы, а сами намерены ее продолжать, но уже с другими партнерами. Концепция конвергенции исчерпала себя: с точки зрения американцев, президент Путин совершил разворот на 180 градусов – от сближения к дивергенции. Это положение дел уже невозможно изменить, вероятность договориться сократилась до нуля. Значит, не нужна и площадка для совместной работы – и она символично попадает под санкции.

Мы отброшены на 50 лет назад. Весь мир отброшен на 50 лет. Придется все начинать сначала.