27-го февраля. Понедельник
В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия! Был недолго у доклада. Днём сделал прогулку по шоссе на Оршу. Погода стояла солнечная. После обеда решил ехать в Ц.[арское] С.[ело] поскорее и в час ночи перебрался в поезд.
Записи в личном дневнике Николая II 1917 года.
А в наши дни в Царском Селе в Александровском дворце открыты воссозданные 13 комнат личных покоев последнего российского императора и его семьи. По совпадению, именно 13 лет жизни Николая II непосредственно связано с этим домом, в этот приезд в Петербург нам удалось там побывать.
Александровский дворец в Царском Селе заложен в 1792 году по повелению императрицы Екатерины II. Он был задуман как свадебный подарок великому князю Александру Павловичу — любимому внуку государыни, будущему царю Александру I.
Строился дворец по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
Именно в Александровском дворце 6 (18) мая 1868 года появился на свет Николай Александрович Романов, которому суждено было стать последним коронованным российским императором.
При Николае II Александровский дворец постепенно становится главной императорской резиденцией и остаётся в этом качестве вплоть до падения монархии в 1917 году.
Уже через несколько дней после свадьбы, скромно прошедшей в петербургском Зимнем дворце (траур по Александру III ещё продолжался), Николай и Александра приезжают на несколько дней в Царское Село и останавливаются во дворце, где новый царь когда-то родился, а после рождения в 1904 году больного гемофилией цесаревича Алексея, Николай II, императрица Александра Фёдоровна и их дети живут в достаточно уединённом Александровском дворце Царского Села постоянно.
Дворец построен в стиле классицизма, окрашен в жёлтый цвет, сравнительно скромный декор выделен белым. Садовый фасад украшен по центру полуротондой с зелёным куполом, ориентированной на главную аллею Александровского парка
После 1917 года действовал музей, но в правом крыле разместился дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже левого флигеля, где прежде располагались комнаты сына и дочерей Николая II, после революции открылся детский дом имени Юных Коммунаров…
В годы Великой Отечественной войны Александровский дворец пострадал в меньшей степени, чем Екатерининский. Здесь в период немецко-фашистской оккупации располагались гарнизонный штаб и отдел гестапо, в подвалах цокольного этажа была оборудована тюрьма.
К началу Великой Отечественной войны в Александровском дворце находилось более 52,5 тысячи предметов, из них утрачено более 44,8 тысячи. Были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах. Из того, что сохранилось, значительная часть раритетов находится в собраниях других музеев.
В 1996 году Всемирный фонд памятников предоставил грант на реставрацию Александровского дворца. Почти сразу же начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год в левом крыле здания, где прежде находились апартаменты Николая II и его семьи, была создана экспозиция, подготовленная царскосельским музеем-заповедником из предметов своего собрания.
В частично сохранившихся интерьерах и залах, утративших художественную отделку, были представлены предметы убранства и личные вещи последнего русского императора, его супруги и детей. Чтобы дать зрителям представление, как выглядели когда-то эти помещения, были использованы огромные фотообои, воспроизводящие старинные снимки этих комнат.
Александровский дворец изначально создавался как семейная резиденция и не предназначался для масштабных приёмов с участием сотен придворных, поэтому парадные залы дворца расчитаны на проведение довольно немногочисленных по составу церемоний и «званых вечеров», и досуга детей, так например, Зал с горкой — уникальный для петербургских дворцов интерьер с аттракционом.
Из Зала с горкой можно попасть в Большую и Малую библиотеки,
а затем — в Угловую гостиную (Приёмную) императрицы Александры Фёдоровны.
Все эти помещения в основном сохранили первоначальную отделку, выполненную по проекту Джакомо Кваренги.
Теперь перейдем к воссозданным 13 интерьерам.
Царский модерн и классицизм
1 и 2. Большая и Малая библиотеки. Оба помещения сохраняли первоначальную отделку в стиле классицизма и поэтому дошли до нас в более-менее приличном состоянии. Здесь отреставрированы искусственный мрамор, паркет и мебель, книжные шкафы переехали сюда из здания Сената, где теперь располагается Конституционный суд РФ, а некоторые воссозданы.
3. Угловая гостиная. Эта комната тоже в основном сохранила первоначальное убранство начала XIX века. Её «пограничное» расположение между парадными залами и личными апартаментами обусловило использование этого помещения для официальных аудиенций и императором (в частности, он принимал здесь послов иностранных государств), и императрицей (например, в годы Русско-Японской и Первой мировой войн она принимала здесь руководителей благотворительных организаций). Здесь же проводились рауты и концерты в узком кругу, на которые приглашались знаменитости (в том числе и Фёдор Шаляпин).
В мае 1902 года в этом зале проходила встреча Николая II c президентом Франции Эмилем Франсуа Лубе, который преподнёс российской императрице гобелен, воспроизводящий портрет Марии-Антуанетты с детьми. Учитывая судьбу королевы, казнённой в годы Великой французской революции, и финал жизни Александры Фёдоровны, подарок получился двусмысленный и трагичный.
20 августа 1915 года в Угловой гостиной состоялось заседание Совета министров империи, на котором Николай II объявил о принятии на себя верховного командования российскими армией и флотом в ходе Первой мировой войны.
4 Кленовая гостиная и 5 Парадный кабинет Николая II. Эти самые большие помещения на половинах императрицы и императора созданы несколько позднее остальных комнат на месте Концертного зала. В ходе переделки последний был разделён продолжением коридора на две части, сообщающиеся между собой через антресоли.
Кленовая гостиная Александры Фёдоровны, интерьер которой был полностью уничтожен в ходе «реставрации» дворца после Великой Отечественной войны, была оформлена в стиле модерн. Стены под потолком покрывал декоративный рельеф в виде стеблей роз с бутонами и листвой. Великолепная резная антресоль из кленового дерева, сообщалась с Парадным кабинетом Николая II, что дало повод слухам о «негласном присутствии» царицы на встречах и заседаниях, которые проходили в «офисе» её мужа.
В этом просторном, но уютном помещении императорской семье подавался послеобеденный кофе, здесь Александра Фёдоровна принимала друзей, а в годы Первой мировой войны, когда царь в качестве Верховного главнокомандующего находился в действующей армии, заслушивала доклады министров.
Воссоздавать этот интерьер реставраторам пришлось практически полностью — антресоль, мебель, ковёр, декоративная лепка, камины.
Обратите внимание на цветы!
«Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках» Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фреезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену». Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца." отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны.
Интерьер Парадного (Нового) кабинета императора тоже выполнен в стиле модерн, но в более «мужском», то есть строгом варианте. Отделка помещения, в отличие от Кленовой гостиной царицы, неплохо сохранилась до наших дней. Это и обшивка стен красным деревом, антресоль и ведущая на неё лестница, деревянное же оформление потолка с латунными накладками. Здесь проходили различные совещания, в том числе и заседания Совета министров, приём послов, делегаций и т.п.
6. Палисандровая гостиная. Если следовать далее по половине императрицы, то далее расположена именно эта комната. Здесь обычно накрывался для царской семьи обеденный стол. Своё название это помещение получило, поскольку стены и угловой камин здесь облицованы панелями из палисандра.
Верхняя часть стен была затянута французским шёлком жёлтого цвета. Наверху располагался лепной фриз в виде цветочных гирлянд, выполненный в стиле модерн. На полках по периметру комнаты были расставлены многочисленные декоративные изделия из фарфора, стекла и бронзы.
- Именно здесь же были установлены телефонные аппараты, с помощью которых в годы Первой мировой войны императрица могла напрямую связываться со Ставкой в Могилеве, где в качестве Верховного главнокомандующего часто находился Николай II. В Палисандровой гостиной в марте 1917 года генерал Лавр Корнилов объявил Александре Фёдоровне об её домашнем аресте.
7. Сиреневый кабинет. Самая знаменитая, самая изысканная и самая любимая императрицей комната Александровского дворца. Стены и мебель здесь были обиты шёлком очень нравившегося царице розовато-лилового цвета, изготовленным французской фирмой Шарля Бурже.
Интерьер кабинета был полностью уничтожен в советское время, теперь здесь воссозданы тканевая обивка стен, портьеры, мебель, ковёр, деревянные панели, камин, живописный фриз, то есть практически всё, кроме нескольких сохранившихся предметов обстановки, подлинных произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, которые когда-то находились в этой комнате.
8. Спальня. Стены, мебель и занавес здесь были оформлены английским чинцем (набивная хлопчатобумажная ткань со специальным покрытием, придающем характерный блеск и противостоящем загрязнению, не пачкается и не смачивается водой).
В алькове располагались металлические кровати, вся стена за которыми была сплошь увешана иконами, которых здесь было более 700. По традиции в спальне располагались витрины для драгоценностей императрицы, здесь же хранились и пасхальные яйца, выполненные по заказам царской семьи фирмой Карла Фаберже.
Оформление интерьера воссоздано полностью — альков, тканевая обивка стен, портьеры, ковёр, большинство предметов мебели.
9 и 10. «Свитская», «Камердинерская». В качестве названий этих помещений использованы «приличные» эвфемизмы. Первое следовало за царской Спальней и представляло собой пространство, поделённое перегородками и перекрытиями по вертикали и горизонтали.
Здесь располагались, как мы теперь это называем, санузел, гардеробная императрицы, комната, где прислуга помогала государыне одеться и, например, что-то из белья и платья погладить/почистить, кладовки, где хранились кофры, чемоданы и др., а также лестница, ведущая на второй этаж к детским комнатам.
Всё то же самое было и в Камердинерской, которая граничила с Парадным кабинетом на половине императора. Здесь хранилась одежда царя, в том числе значительное количество военных мундиров различных российских и иностранных полков, шефом которых был Николай II, и коллекция портсигаров, которую он собирал всю жизнь.
Стены обоих этих помещений, лишённых перегородок и перекрытий, отштукатурили и покрасили, сохранив историческую лепку.
11. Мавританская. Эта комната на половине императора, которая следует за «Камердинерской», была, выражаясь современным языком, домашним фитнес-центром. Следивший за своей физической формой царь, мог здесь воспользоваться турником, заняться силовой подготовкой с помощью гирь, гантелей и эспандеров, а также поплавать в бассейне, вместимостью в тысячу вёдер воды.
Комната, что следует из названия, была выполнена в мавританском стиле. Оформление создано по проекту архитектора и инженера Николая де Рошефора. Помимо витиеватых резных перегородок интерьер украшал камин, выложенный изразцами с восточным орнаментом. Отделка помещения была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Теперь здесь воссозданы камин (осколки его облицовки были найдены, что позволило изготовить аутентичные изразцы), бассейн, перегородки, ковёр, тканевые занавески, турник, плафон, живописный фриз.
12. Рабочий (Старый) кабинет. Стены этой комнаты были окрашены в тёмно-красный цвет, в нижней части облицованы панелями и оборудованы встроенными книжными шкафами орехового дерева, где располагалось примерно 700 томов личной библиотеки императора.
Отделка рабочего кабинета Николая II была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Теперь здесь воссозданы ореховые панели и встроенная мебель, ковры и портьеры. Пока не готовы оттоманка, письменный стол с конторкой, кресла и светильники.
13. Приёмная Николая II. Более-менее сохранился исторический интерьер. Стены этой комнаты, естественно соседствующей с рабочим кабинетом, облицованы дубовыми панелями, в углу расположен величественный камин, в центре зала — длинный стол. Здесь дежурили флигель-адъютанты императора, ожидали аудиенции министры, послы, сановники.
В комнате произведена реставрация дубовых панелей, паркета, камина, обшивки потолка, люстры, ткани, заново изготовлен утраченный встроенный диван.
Подробнее про реставрацию Александровского дворца можно прочитать тут . А лучше доехать, и посмотреть все самим.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
С 10:00 до 18:00 (касса до 16:45, вход в экспозицию до 17:00)
Выходной день: среда
Санитарный день: последний четверг месяца (с ноября по апрель)
В осмотр I очереди Александровского дворца включены: Приёмная, Рабочий кабинет, Мавританская, Камердинерская, Парадный кабинет (половина императора Николая II); Свитская, Спальня, Сиреневый кабинет, Палисандровая и Кленовая гостиные (половина императрицы Александры Фёдоровны), а также Угловая гостиная и помещения Библиотек.
Продажа билетов онлайн по сеансам. Продажа билетов начинается за 7 дней до планируемой даты посещения. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы музея. В день посещения необходимо иметь при себе документы для подтверждения льготы.
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
Делитесь впечатлениями, что уже посмотрели!
⠀Я на других площадках:
Инстаграм / Facebook / Вконтакте / Одноклассники / Телеграм