Жанр стендапа в России стремительно развивается. Юмористический монолог со зрителем, который не требует никакого дополнительного реквизита, чтобы рассмешить аудиторию.
Просто рассказать что-то забавное из жизни. Удобно. Но действительно ли так просто?
Недавно посетила открытый микрофон. Комики с ТВ проверяли материал перед тем, как выйти с ним в эфир. Далеко не все шутки были смешными: часто зал смеялся, чтобы поддержать выступающего и избавить друг друга от неловкой тишины в зале. Один из комиков подметил, что стендап это не просто, потому что люди не будут смеяться над тем, что ты вышел и сказал: “Колобок повесился”. После этих слов я решила разобраться, как пишут стендап и какие у этого жанра трудности.
Чтобы сделать качественный материал, нужно усвоить одну простую истину: если вы смогли потешить компанию друзей легендарной историей, то это еще не значит, что из вас выйдет отличный комик. Рассмешить друзей и знакомых - дело харизмы, ситуации и чувства юмора, а заставить смеяться толпу незнакомых людей - смесь кропотливой работы и таланта.
С талантом понятно: его нужно развивать и нарабатывать. А что насчет кропотливой работы? Шутки в стендапе пишутся по определенным канонам. Существует даже “Библия комедии” - книга Джуди Картер, в которой описывается принцип построения хорошего выступления.
Кратко изложу схему шутки из этой книги:
1. Заход - это не смешная, но очень важная часть шутки. Тут нужно отразить ситуацию, свою позицию и рассказать правду. Важно заинтересовать зрителя. Никто не будет слушать конец шутки, если не понравилось начало.
2. Отыгрыш. Это короткая история, сценка или розыгрыш диалога, чтобы проиллюстрировать проблему, которая была в заходе.
3. Выверт - ассоциация. Очень важно, чтобы она была точной и яркой. В заходе было важно сказать правду, чтобы сблизиться с аудиторией, а выверте можно приукрашивать и выдумывать. Главное точно попасть в цель.
4. Отыгрыш на выверт - заключительная часть. Нужно снова разыграть сценку, но уже на свою ассоциацию, чтобы “дожать” шутку.
Получается, что уже нельзя просто рассказать историю, ее нужно привести к определенной форме, чтобы это стало смешным. Если в этой байке вообще есть над чем смеяться. Плавно переходим к вопросу о том, как выбрать тему или историю для стендапа.
Залог хорошей шутки - парадокс. Именно на несостыковке ожиданий и реальности строится хороший юмор. Это может быть история о том, как в ночном клубе вы встретили деда или как ваш друг-недотепа попадает в слишком серьезные для него ситуации. Главное, чтобы были две противоположные грани.
Второй важный, но не очень приятный момент - это то, что в основу шутки должны лечь вещи, люди или события, которые вызывали у вас трудности, раздражение, страх или грусть. Люди любят высмеивать чужие ошибки и неудачи, такова особенность комедии. Нужно быть готовым рассказать самые провальные, стыдные и неловкие ситуации из своей жизни.
Допустим, стендап написан. Полные решительности вы идете на открытый микрофон.
Хорошо если перед вашим выступлением был качественный прогрев от ведущего, зал еще не устал и все карты сложились. Однако, так бывает не всегда.
Уставший зритель может выражать пассивную агрессию: оплачивать счет в момент выступления, разговаривать или уткнуться в телефон. Даже хорошие шутки могут быть проигнорированы залом. В этот момент главное не “поплыть”. Но с боязнью публичных выступлений и маленьким опытом сделать это очень сложно. Даже народные комики часто брали себе паузы после провалов.
Подытожим: нельзя просто выйти, рассказать смешную историю незнакомым людям и заставить их смеяться. Чтобы шутка, которая “заходит” вам и вашим друзьям, “зашла” аудитории, ее надо проработать.
Помимо этого, важно выбирать темы, которые близки народу, зачастую закладывать в историю не самые приятные воспоминания. После придется справиться со страхом публичных выступлений и пережить возможный провал, не потеряв желание шутить.
Из плюсов: позорный опыт выступления может лечь в основу следующего стендапа)
Стендап это тебе не шуточки. Основы написания и трудности жанра.
27 февраля 202327 фев 2023
14
3 мин