«Замолаживает, однако!» - сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо.
Поручик Владимир Иванович Даль сильнее закутался в тулуп, достал записную книжку и записал в нее: «Замолаживает — диалект средне-русской полосы, означает заморозки, приближение холодов, снижение температуры». Так родился первый толковый словарь русского языка.
- Замолаживает, - повторил ямщик и добавил, - надо бы потолопиться, балин. Холошо бы до вечела доблаться. Hо-о-о!
Ямщик имел проблемы с дикцией, из-за чего первый толковый словарь русского языка чуть было не пополнился несуществующим словом.
Конечно, это шутка. Но так ли она далека от действительности? Сколько существует нелепых историй, связанных с нечёткой речью? Наверняка, много.
Если вы посмотрите, чему учат на курсах по риторике, то, в основном, это работа с дикцией и дыханием. Некоторые люди, вообще, путают риторику с логопедией и считают, что хорошая речь это чистота звуков. Вроде бы правильно, но не совсем.
Дикция – лишь часть риторики или ораторского искусства.
И дикция – это не первое и не единственное, чему я уделяю внимание на своих занятиях.
Самое главное, что надо воспитывать в детях – уверенность при общении с людьми, а также, стремление к расширению словарного запаса и кругозора.
Лишь когда снимается психологический барьер, и ребёнок свободно, без стеснения говорит то, что хочет, мы начинаем работать над чёткостью речи и эмоциональностью выступления. Речь не должна быть ни вялой и скучной, ни буйной и чрезмерно эмоциональной. Для этого мы развиваем артистичность, работаем с тембром голоса, дыханием, учимся правильно пользоваться мимикой и жестами, и, конечно, развиваем артикуляцию.
Успехом в работе с речью, можно считать результат, когда дети с лёгкостью говорят то, что думают, не испытывают затруднения в построении фраз, грамотно отвечают на поставленные вопросы.
Но вернёмся к дикции. Чёткая речь – это хорошо. Чёткая речь открывает двери в мир публичности, в мир большой сцены и широкой аудитории. Если же ваш ребёнок пока не может похвастаться чистотой звуков, не расстраивайтесь. Я часто встречаю людей с неидеальной дикцией, которые при этом являются интересными собеседниками. И мне не хочется их исправлять. Бывает даже так, что лёгкий дефект речи добавляет некий шарм человеку.
И всё же, ставить звуки, разрабатывать артикуляцию и читать скороговорки очень полезно, хотя бы для того, чтобы собеседник вас правильно понимал. В момент работы с артикуляционным аппаратом активизируется мозговая деятельность, а это значит, что с качественным произношением вы получите улучшение памяти, мышления, внимания и восприятия.
Предлагаю вам упражнения, которые я практикую со своими учениками. Проходите по ссылке и скачивайте материал.
Желаю успехов!