Опять нашла интересное про крестьян и спешу поделиться с вами.
В данном случае у нас речь идет о крестьянах, которые жили по реке Илим. Я вам специально вырезала несколько кусков современной карты, чтобы показать где это. Карта, кстати, если увеличить, показывает страшную картину вырубленной тайги, но речь у нас сегодня не об этом.
Илимский край и сейчас глухой медвежий угол и в конце 19 века был глухим медвежьим (в прямом смысле) углом.
Но сюда с 17 века уже переселялись жители из Центральных и Северных районов России.
А поскольку жили они весьма изолированно от остального мира, варились, можно сказать, в собственном котле, то обычаи, которые у них сохранились еще к концу 19 - началу 20 вв. - это ровно те обычаи, по которым жили их предки - крестьяне в 17 веке.
Поэтому интерес эти обычаи представляли еще с той точки зрения, что мы в их лице имеем замороженную в изоляции древнерусскую жизнь.
К.К. Кокоулин, местный смотритель сельских школ, в 1895 год писал:
...До 1887г. Илимск не имел никакой школы, и никто никогда не выезжал куда-либо из города за получением образования.
Иногда ссыльные занимались домашним обучением детей. В 1887 г. была открыта первая школа, церковноприходская. Первым учителем был псаломщик, затем дьякон, потом после непродолжительного закрытия школы за неимением учителя, ссыльный, и, наконец, с августа 1894г. учительница Б. из пятого класса гимназии. Учащиеся 19 мальчиков и 7 девочек разделены в это время на группы младшую и среднюю...
Это о городе.
А мы сейчас окунемся в жизнь местных крестьян. Которая была еще более нетронута цивилизацией.
Сватовство начиналось по селам с Николы Зимнего и шло до Масленицы.
Невесту сватали или из родного села, и из чужого - это не играло большой роли.
Как правило, сперва жених присматривал девушку во время разных гуляний. Ну или просто мог однажды мимо проехать, увидеть, и дева вдруг понравилась. Начинали сватать именно эту деву. Но если сватовство завершалось отказом - не унывали - и ехали к другой. Некоторые так проезжали очень большие расстояния, причем, и не в одну сторону - пока, наконец, не находили невесту.
Что касается невесты - ее мнение обычно мало кого интересовало.
Родители считали, что они лучше знают, что лучше, и "кто она такая, чтобы выше отца быть?"
Дева могла рыдать, угрожать самоубийством, это никого не трогало - ее лупили и этим приводили в состояние покорности.
Если у девы был возлюбленный - они могли сбежать. Это тоже был способ, который иногда практиковался - избежать постылого брака - но способ нечастый и рискованный.
Иной раз, впрочем, попадались родители, которые просто любили дочь, и к ее мнению прислушивались. Такое тоже встречалось.
Сватовство было похоже на взятие крепости измором.
Приходили сваты, садились, описывали свое житье - бытье и начинали молчать.
Родители невесты тоже сидели и молчали.
Сваты начинали их изредка подгонять: "думай, сват, думай..."
Родители продолжали молчать, морща лбы. Потом старались перевести разговор на другое.
И опять молчание.
В общем - если следовал отказ и сваты после этого уходили, это считалось чуть ли не оскорблением.
Нормально было, когда сватам откажут, потом опять откажут, потом опять... А они все ходят и ходят. После такого упорства невесту могли и отдать.
Впрочем, если не отдавали - сваты шли в другой дом. Молчали и лбы морщили уже там))
Если сватовство было успешным - родители невесты ставили самовар, сваты доставали водку, на столе появлялась закуска - но праздник жизни был без невесты - она уходила рыдать.
По ходу договаривались о калыме за невесту, но если жених был бедный, иной раз обходились и без калыма. А если отец невесты при этом был богат - мог и помочь новым бедным родственникам деньгами или хлебом.
Но прежде чем садились за стол "пропивать невесту" - вместе молились, ударяли по рукам, а руки покрывали платком.
А потом - все за стол... Пить-есть)
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.