В любой айти-компании есть сотрудники, отвечающие за разработку продукта — это продакт-менеджеры. Кто это, чем занимается, какие обязанности ждут в должности? И самый важный вопрос — сколько это стоит? Skillscanner собрал самую новую и актуальную информацию по одной из востребованных профессий.
Привет! Наш продукт — агрегатор онлайн-курсов SkillScanner, а целевая аудитория – люди, которые хотят получить новые навыки.
Кто такие продакт-менеджеры?
Это главный стратег в разработке и запуске продукта/услуги. В зону ответственности входит: создание, вывод на рынок и дальнейшая работа над продуктом. То есть недостаточно придумать и выпустить новое. Важно проследить, как отреагируют потребители, и на основе этого вносить коррективы.
У продакта нет четкой модели работы. В одной компании потребуется сформулировать и протестить гипотезу с помощью А/В тестирования. А в другой уже всецело вникать в процесс, управлять дорожной картой проекта и следить за мотивацией команды. Часто продакт-менеджера путают с проджект-менеджером. Да иногда один человек совмещает в себе обе функции. Но все же они отличаются.
Продакт несет ответственность за продукт, идею и разработку, за правильно поставленную задачу. Он связующее звено между руководителями и техническими исполнителями.
Проджект работает с командой напрямую: собирает данные и требования продакта, разрабатывает гипотезу, ставит техническое задание тестировщикам, аналитикам, разработчикам. И отвечает за взаимодействие между ними.
Есть ли спрос на продакт-менеджеров вне IT?
Выходя на крупный рынок, предприниматель понимает, что решающим фактором вывода продукта будет скорость. Пусть даже это уникальный и качественный продукт, конкуренция зашкаливает в любой сфере начиная с телекоммуникаций и заканчивая финансами.
К тому же с развитием мира и переходом на digital именно продакты стали помогать бизнесу анализировать конкурентов, монетизировать продукт, управлять коллективом и поддерживать вовлеченность не только на стадии разработки, но и после выхода на рынок. Поэтому спрос на продакт-менеджеров постоянно растет в любой сфере.
Что должен знать и уметь продакт-менеджер?
С основной задачей определились. Теперь рассмотрим подробнее какими же навыками и качествами обладает продакт-менеджер.
Профессиональные навыки
Составление проекта и проверка идеи
Хорошо выполненная работа — это когда идея воплощается в жизнь. Поэтому основной задачей продакта будет организация задумки, планирование и построение четкой схемы продукта.
Дизайн и проработка взаимодействия с продуктом
Создать продукт — это полдела. Важно еще понимать как потребитель будет его использовать. И как сделать этот процесс максимально удобным и простым. Для этого и нужно понимать основы дизайна и эргономики, чтобы будущий проект бил в цель.
Навыки исследователя
Невозможно из воздуха создать и развить продукт. Да, идея берется из вдохновения. Но чтобы ее реализовать нужно провести немалую исследовательскую работу и поработать с целевой аудиторией. Здесь продакту нужны навыки сбора данных и анализа.
Навыки аналитика
Итак, вы получили нужную информацию! Но она не принесет пользы, если не можете ее проанализировать и сделать выводы. Здесь нужно строить гипотезы, прорабатывать стратегии на основе полученных данных.
Близость к пользователю
Работая с аудиторией, продакт должен понимать ее боли, проблемы и передавать их понятным языком команде.
Проектный менеджмент
Как основной двигатель проекта, продакт обладает навыками: целеполагание и постановка задач; правильная формулировка требований к команде; планирование и постановка сроков; распределение бюджетных средств и ресурсов.
Управление финансами
Разрабатывая продукт, важно понимать его рентабельность. Ведь основная цель бизнеса — получение прибыли. Поэтому продакт-менеджер должен понимать как: составлять прогноз продаж; просчитать эффективность каждой функции и продукта; учитывать расходы на продвижение.
Личностные качества
Эмпатия
Так как работа нацелена на определенную целевую аудиторию, важно абстрагироваться от личного опыта и смотреть на ситуацию глазами потребителя. Для этого нужно понимать привычки, критерии выбора пользователя, как он взаимодействует с продуктом и что для него важно.
Креативный подход
Без творчества никуда! Ведь идет процесс непрерывного поиска интересных и полезных решений для аудитории. Задача — найти новый уровень эмоциональной вовлеченности пользователя.
Навыки коммуникации
Продакт — это связующее звено между членами команды. К каждому нужен подход и с каждым нужно уметь договориться.
Ответственность
Дисциплина и контроль в проекте не на последнем месте. Нужен четкий план с последовательностью задач и сроками выполнения.
Лидерство
Продакт-менеджер должен уметь выслушать мнения и точки зрения сотрудников, оценить и вывести верный вариант решения задачи. Порой нужно отстаивать свою позицию и приводить аргументированные доводы.
Критическое мышление
Важно уметь сомневаться в гипотезах, теории и уметь перепроверять. Несмотря на подробный анализ проекта, нужно критически его оценивать и принимать взвешенные решения по продукту.
Обязанности продакта
Продакт-менеджер взаимодействует с коллективом: с командой, с руководством. И принимает непосредственное участие во всех этапах жизненного цикла продукта. Задача — определить стратегию и контролировать реализацию. В основную работу входит:
Разработка дорожной карты продукта и общей производственной стратегии для реализации поставленных целей
На этом этапе происходит сбор и обработка новых отзывов клиентов, а также работа с кросс-функциональными командами. Так определяется в каком направлении будет двигаться проект.
Анализ потребностей целевой аудитории
Продакт изучает конкурентов, анализирует целевую аудиторию и составляет портрет идеального клиента. Здесь нужно сформулировать приоритетные желания потребителя. Также провести анализ рынка и конкурентов.
Координация команды
В создании продукта участвуют несколько групп специалистов. И так как на продакта ложится основная ответственность, он контролирует отделы и следит за слаженной работой. Конечно, здесь нужен четкий план работы, при котором все будут понимать задачи и действия.
Оценка готовности продукта, перед выпуском на рынок
Важно перед запуском провести тестирование продукта, чтобы проверить его в действии, предугадать возможные ошибки. И в дальнейшем следить за жизненным циклом проекта и по ходу вносит исправления.
Сколько получают продакт-менеджеры?
Менеджеры по продуктам — одна из самых популярных специальностей. Средняя зарплата зависит от уровня мастерства:
- Junior — 60 000 – 80 000 рублей. Чаще это стажеры и начинающие специалисты.
- Middle — 200 000 – 250 000 рублей. На этой позиции уже важен опыт начиная с 2 лет.
- Senior — 300 000 рублей и далее. Уже нет потолка в доходе. Возможным требованием для такого специалиста будет — отличный уровень разговорного английского.
Junior - 60 000+ руб.
Middle - 200 000+ руб.
Senior - 300 000 руб.
Плюсы и минусы быть продактом
Как и в любой профессии, здесь есть как отрицательные стороны, так и положительные.
Плюсы
- Продакт оказывает прямое влияние на продукт и, соответственно, на всех, кто им будет пользоваться.
- Постоянный поток новых и интересных задач.
- Навыки, которые пригодятся на любой работе.
Минусы
- Огромная ответственность за результат. И, как следствие, вероятность стрессовых ситуаций.
- Невозможно сконцентрироваться на одной задаче.
- Доход иногда такой же, как у разработчиков.
Где получить недостающие знания
Один из самых быстрых путей к профессии — это дополнительное профессиональное образование в университете. Это вызовет доверие у будущего работодателя. Учиться можно как офлайн, так и онлайн.
Варианты получения навыков продакт-менеджера:
- Самоучитель.
- Поиск наставника.
- Практические курсы.
Самоучитель
Самое первое, что придет на помощь — это книги, приложения, telegram-боты и тд. Создайте тестовый проект и учитесь на нем методом проб и ошибок.
Поиск наставника
Найдите опытного продакта и предложите помощь в ежедневной работе. Возможно, выполнение мелких поручений. И помогая, будете учиться и перенимать опыт.
Когда наставник найден, покажите свой проект. Под его руководством узнаете больше инструментов для проверки гипотез. К тому же во время работы понаблюдаете за проектами, которые он ведет.
Проджект-менеджмент и продакт-менеджмент курсы
На сайте SkillScanner есть подборка обучающих программ проджект и продакт менеджеров, веб-разработки, программирования.
Начните с поиска курса на платформе, например тут. Вы можете сравнить курсы по длительности программы, цене и рейтингу учеников. Удачи!