В России принято ругать сервис. Вот как только пишешь о путешествиях по стране - о гостиницах, транспорте, кафе - сразу появляются комментарии «да в Европе за эти деньги»…
🛌 Часто бывала и в Европе, и в других частях света. И по моему опыту, дешёвый отель на Майорке ничем не отличается от дешёвого отеля в России. Ок, там дадут мандаринку🍊вместо яблока🍎. Если вообще дадут. А совсем не дешёвый хостел в Осло был… как бы так мягко написать… не очень приятным для ночёвки. В душ🚿 вообще лучше не ходить - чувствуешь себя грязнее, чем до него! А пятизвёздочные гостиницы🏨- так они и в Европе, и в России, и в Пакистане (да, там тоже есть) пятизвёздочные. И стоят соответственно. Если только вы случайно в «несезон» не попали на акцию.
🎥 И вот вчера вечером я брала интервью у известного профессора МВА Николая Соустина - маркетолога, который работает как с отечественным, так и зарубежным бизнесом. И он говорит: «я считаю, что сервис в России - один из лучших в мире»…
🤔 И я вдруг подумала - я же тоже так считаю. У нас и правда самый лучший сервис. Я много поездила по миру, и мне есть, с чем сравнить.
🚫 Ок, сразу оговорюсь, что есть исключения…
🚸 Во-первых, часто мы сравниваем не сервис, а инфраструктуру. Да, у нас долгие годы не развивали туризм, да и много чего не развивали. Поэтому у нас в некоторые красивые и потенциально интересные для туристов места до сих пор нет дорог. А на месте - только палатка или домик местных жителей. Не построили ещё там гостиниц.
👸И вот уже какая-нибудь «мадама» или мужчина, зарабатывающий больше 150к в месяц и желающий показать всем вокруг, кто в доме хозяин🦹🏼♂️, - наперебой кричат «у нас нет сервиса»! Не задумываясь, что это не сервис. Такой «сервис», - где вы и с местными пообщаетесь, и продуктов с «огорода» поедите, - в Европе называют «экотуризмом». И стоит это дороже, чем отдых в обычной гостинице.
🫂А сервис - это возможность не просто получить качественную услугу, а ещё что-то сверху. И вот это «что-то сверху» в России как раз очень развито.
🚘 Это когда на Камчатке владелец фирмы по аренде машин с тобой на связи 24/7, потому что ты девушка. В Европе бы тебе автоответчик ответил, что «в пункте «3» надо вызывать эвакуатор». Вызывай за свой счёт, дальше разберёшься, что и проблемы-то нет.
🛕 Это когда в Нижнем Новгороде тебе проводят экскурсию по усадьбе, где расположен ресторан. Потому что ты поинтересовалась историей здания.
🏰 Это когда в Екатерининском дворце все вахтёры тебя пропускают назад к Янтарной комнате, потому что ты случайно не нажала на кнопочку и не сняла её на камеру.
😬Да, сейчас можно вспоминать обратные случаи. Например, когда в Ясной Поляне нас попросили выйти из ресторана, потому что «мы уже поели, а пришли новые клиенты»🤬.
Или как в Норвегии за мной два квартала бежал кассир, потому что я забыла у него банковскую карту при оплате😂.
Много можно говорить о человеческом факторе. Но давайте хотя бы стараться быть объективными🤗.
❓А вы что думаете об уровне сервиса в туристической сфере России? Пишите в комментариях самые интересные случаи, которые с вам случались - хоть положительные, хоть возмутительные.