Стереотипы гласят, что русские немало потребляют крепкого алкоголя. Не зря же в 80- годах Горбачев объявил антиалкогольную кампанию. Но, оказывается, в Великобритании в 18 веке пьянство представляло настолько серьезную проблему, что смертность опередила рождаемость, а нация имела все шансы "спиться". А правительство несколько десятилетий пыталось справиться с неконтролируемым производством джина.
Джин получается путем перегонки зернового спирта с добавлением растительных "приправ" чаще всего можжевеловых ягод. Крепость этого напитка - 37 градусов. То есть довольно значительная.
В Великобританию технология его производства попала из Нидерландов в 17 веке, когда на непродолжительный период во главе страны встал Вильгельм Оранский. Он тогда вел торговую войну с Францией, и джин должен был стать альтернативой французскому бренди. Впрочем, тогда он назывался женевер и имел куда более благородный вкус. Он перегонялся с ячменем и выдерживался в бочках. А джин - просто английская самогонка, приправленная можжевеловыми ягодами. Считается, что наименование произошло от того, что сильно выпившие англичане не могли выговорить длинное женевер и бросали бармену короткое - джен.
Как бы то ни было, но производить его стало чуть ли не выгоднее, чем варить пиво. На рынке было много пшеницы, которая не годилась для пивоварения, а для производства джина не требовалось лицензий, при этом на импортные спиртные напитки были установлены высокие пошлины.
И все это способствовало распространению пьянства. Причем, в этот период благосостояние англичан стало повышаться, в целом экономическая конъюнктура складывалась положительно. И вот эту идиллию чуть не погубил джин. В первую очередь из-за низких цен к нему стала привыкать беднота. Появилась серьезная проблема алкоголизма. Согласно статистике, житель Лондона выпивал в среднем 50 литров джина в год
Политики и общественные деятели трубили о вопиющих случаях деградации населения, когда матери давали детям немного джина, чтобы лучше спали, стали рождаться младенцы с сильными патологиями развития, потому что были зачаты в период беспробудного пьянства. Смертность стала превышать рождаемость. Стояла угроза вырождения нации.
Однако прекратить неконтролируемое производство джина оказалось не так то просто. В течении 18 века было предпринято несколько попыток, но большинство из них были безуспешными. Самым простым и неэффективным способом было поднять пошлины. Но в результате росло производство суррогатов, что было еще хуже, потому что грозило отравлениями и интоксикациями. В конце концов питейные заведения обязали приобретать лицензии и поставили их под контроль местных магистратов. К 1757 году массовый алкоголизм стал сокращаться.
По некоторым данным на это повлияла и изменившаяся экономическая конъюнктура: цены на зерно выросли и напиток перестал быть дешевым.
Позже появятся технологии, которые переведут этот напиток в разряд более благородных, в частности вертикальная перегонка.