Ольга Беляева из Смолевичей уже более 30 лет собирает минский фарфор — в основном посуду. В ее коллекции уже около 40 сервизов разной наполняемости, штофы и вазы.
Минский фарфоровый завод закрылся еще в 2009 году, но некоторые ценители его продукции стали коллекционерами, и платят немалые деньги, чтобы добыть тот или иной теперь уже раритетный предмет.
Сейчас на месте бывшего завода строится многофункциональный комплекс с жилыми домами и развитой инфраструктурой, но всего несколько лет назад здесь было место притяжения графитистов и любителей поснимать в промышленных «заброшках». Здесь, в 80-е годы 19-го века, когда улица Кропоткина еще называлась Николаевской, предприимчивый промышленник по фамилии Поляков основал завод по производству изразцовых изделий.
Дело в том, что рядом находилось месторождение белой глины, которую и использовали для производства. Была она хорошего качества, и грех было этим не воспользоваться. Изразцы, выпущенные на заводе, пользовались спросом. На предприятии трудились около 40 человек, выпускали здесь также кафель и кирпич. После революции производство было национализировано, но продолжало активно работать и развиваться. Выпускали здесь глазурованный и не глазурованный кафель, серую плитку и другие изделия. Стали использовать машины, росло количество корпусов.
Но во время войны завод пришел в упадок. Правда, уже в 1946 году здесь снова приступили к выпуску популярной продукции — очень нужны были возрождающейся стране изразцы, кафель, предметы внешнего декора. 15 марта 1951 года предприятие было переименовано в фарфорово-фаянсовый завод. Эту дату считают днем рождения белорусского фарфора. Сюда со всего Союза стали стекаться талантливые керамисты и художники, наладили сначала экспериментальный, а затем и массовый выпуск декоративных изделий и посуды. Около 700 наименований такой продукции обогатили прилавки советских универмагов.
«Все началось с радуги и … зависти»
Минский фарфор украсил серванты многочисленного населения большой страны. Штофы и вазы, декоративные кувшины и статуэтки, наборы, выпущенные по случаю, сервизы разной наполняемости — все это активными темпами выпускалось на минском заводе. Особенно много их было в перламутровом исполнении. Именно с таких, радужных, изделий и началась коллекция смолевичанки Ольги Беляевой.
«Началось все с зависти к старшей сестре, которой на 15-летие подарили перламутровый сервиз Минского фарфорового завода, — признается Ольга. — Для меня это была ожившая радуга, настоящая сказка. А другие смеялись, говорили: «Как бензин на воде…». Но именно с такого сервиза и стартовала моя «игра в посудку». А еще нашла у бабушки книгу «Искусство сервировать пищу», а там было столько красивой посуды, столько необычных предметов, и у каждого свое особое предназначение, что меня захватило полностью».
С первой зарплаты в 1987 году Ольга купила себе свой собственный сервиз, который хранит и по сей день: «Он бы самый простой: чашечки, блюдца, сахарница и чайник, потом докупила к нему кофейник, пиалы в восточном стиле…». С тех пор при любой возможности она просто шла в универмаг и покупала то, что приглянется, но обязательно радужное. «Мне казалось, что в перламутре выпущено столько, что можно накрыть любой стол», — делится собеседница.
От утилитарности к коллекционированию
Так она пополняла свою коллекцию до середины 90-х, пока не ушла в декретный отпуск — стало не до того. А когда выросли дети и снова появились и время и возможности, завод уже не работал, но зато функционировала одна известная торговая платформа, на которой можно было купить б\у изделия. «Кто-то продает отдельные тарелки, кто-то соусницу за копейки, по одной, а для меня это клад. В общем, с 2014-го года я захожу туда каждый день по несколько раз», — признается Ольга Беляева.
Буквально с каждым днем ее коллекция обогащается. Постепенно она стала обращать внимание и на цветные изделия, и на более старые. «Самый старый экземпляр, если судить по клеймам, это, наверное, кувшинчик — копия Кузнецовского. Позднее я нашла такой же, но с более новым клеймом. Значит, спустя десятилетия они повторялись. Вот взгляните, штофы, на первый взгляд одинаковые, а между ними 30 лет разницы…» ,—сказала моя собеседница.
Вазы разных размеров, менажницы и подставки под мороженое, кувшины, кофейники, чайные и просто декоративные сервизы — все это уже давно не помещается в доме у Ольги. Приходится хранить в подсобном помещении и выставлять только по случаю. «Далеко не вся роспись и не все формы мне нравятся, но есть те, от которых я в полном восторге», — признается коллекционер.
Кто-то и не заметит, что один кофейный сервиз отличается от другого лишь изогнутостью линий блюдец, а она замечает и безошибочно может собрать тот или иной набор по тем же изгибам, по диаметру круга, на котором должна уместиться чайная или кофейная чашка.
Ольга скупает изделия и на аукционах, но цены там очень разнятся. На платформе б/у товаров она однажды приобрела уксусницу за 5 рублей, а на аукционе такую же выдали за флакон духов и запросили 200…
Свои сервизы она формирует постепенно, докупая то чашку, то недостающее блюдце, то соусник, то селедочницу. «Минский фарфор собирают многие. Кто-то штофы, кто-то вазы, а я сервизы, шкатулки, — делится Ольга. — И многое использую в быту. Под настроение подойду к шкафу и посмотрю, из чего мы сегодня будем пить чай. Есть у меня и набор «эгоист» — мини-сервиз на одну, мою, персону» (смеется).
Ольга охотится за минским фарфором по всей стране, не жалея ни сил ни времени, ни средств. Сейчас в ее коллекции около 40 сервизов, общее число изделий в которых точно превышает 500 наименований.
Автор: Анна Галковская.