Найти тему
ARTПатруль

Весна в душе Сандро Боттичелли

Долгожданное наступление весны мы решили встретить анализом одной из самых утончённых полотен мастера Возрождения Сандро Боттичелли.

Какие тайны хранит самое знаменитое полотно Боттичелли?

Расцвет живописи Сандро Боттичелли пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов - поэтов, писателей, философов, художников - при дворе Медичи. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Для виллы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и была заказана эта картина со сложным философско-поэтическим содержанием.

Картина «Весна», написанная Боттичелли в 1478 году, объединяет в себе три различных, но связанных друг с другом направления. Помпезный куртуазный стиль — в то время в таком стиле изображались возлюбленные.

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера*, хозяйка сада любви. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Его лёгкий огненно-красный плащ, шлем на голове и меч на боку подчеркивают его роль хранителя сада. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и жезлу-кадуцею, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Рядом с ней шествует Флора**, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.

Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой, и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. До буйства возбуждённый красотой Хлориды бог ветра Зефир начал преследовать ее и насильно сделал ее своей женой. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна.

«Весна» Боттичелли изображает одновременно два разных момента рассказа Овидия: любовное стремление Зефира к Хлориде и ее последующее превращение во Флору. Вот почему одежды этих двух женщин, которые, кажется, не замечают друг друга, развеваются в разные стороны. Флора стоит рядом с Венерой и разбрасывает розы, цветы богини любви.

-2

Божественный весенний сад с сотнями видов растений, цветущих в апреле и мае, принадлежит Венере, богине любви. Позади Венеры Боттичелли изобразил мирт, один из ее символов. Венера подняла руку в знак приветствия тем, кто любуется её весенним королевством. Над головой Венеры Боттичелли поместил ее сына, Амура, который с завязанными глазами стреляет стрелами любви.

Главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благословляет всех. В этой героине сквозит и культ «прекрасной дамы», вдохновительницы поэтов. Эти куртуазные настроения процветали в кружке Лоренцо Великолепного. Картина была написана вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом. На самого же Джулиано походит Меркурий, в котором узнается также святой Себастьян, христианский мученик.

-3

Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. В 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. В настоящее время работа находится в Национальной галереи Уффици.

* Венера первоначально была богинею весны, весеннего оживления растительности, и в честь её совершались сельские праздники земледельческого быта; впоследствии, при знакомстве с греческою мифологией, в Риме отожествили ее с Афродитою, и она сделалась богинею любви; тогда в Кампании, где нравы были сладострастны, и в Риме служение получило характер, соответственный новому её значению.

** Как у сабинян покровительницею племенного союза была Ферония, богиня весны, так и покровительницею земледельческого латинского народа была милая богиня весны и цветов, Ферентина; собрания латинского союза происходили в её священной роще, у её источника, в прекрасной долине близ Альбалонги. Она была одним из многочисленных божеств растительной жизни, имевших для пастушеских и земледельческих племен Италии наибольшую важность после небесных богов. Под покровительством этих богов находились посев, расцветание, урожаи; они охраняли землю общин, управляли ходом времен года. Кроме тех, о которых мы уж говорили, такими божествами были: Флора, богиня цветов, веселой юности, радостей жизни; в честь её совершался в Риме около поры цветения хлебов веселый народный праздник, на котором много шутили и дурачились; Палеса была богинею пастухов Палатинского холма в Риме; римские поселяне совершали в честь её 21 апреля праздник, Палилий, на котором просили ее благословить плодородием их стада и прыгали через очистительное жертвенное пламя.