Найти в Дзене

Как в Ивановской области помогают неизлечимо больным

«По грубым подсчетам, в Ивановской области 10 тысяч паллиативных пациентов. То есть неизлечимо больных. 600 детей. Помощь им - пока на начальном этапе. По-прежнему есть те, кто умирает от боли и голода».

Сколько в области паллиативных больных, высчитывается так. Это 67% от числа умерших в предыдущий год. Каждый год - это другие люди. Основные болезни: онкология, повреждения мозга, инсульты, инфаркты, хроническая обструктивная болезнь легких, нейромышечные заболевания.

Артем Горьков занимается паллиативной помощью. Говорит, фактически получают ее 2-3 тысячи больных из 10 тысяч. Само направление начало активно развиваться только в 2019 году. В области лицензию на оказание ПМП имеют шесть государственных и две частные организации. Больные получают уход, медоборудование на дом, расходные материалы. Но не все и не в полном объеме. Немного врачей этого профиля, а медики первичного звена мало знают о навыках, изменениях в паллиативной помощи. Главный вопрос - избавление от боли, теми же опиоидами. Дефицита нет, но доктора боятся с ними работать, опасаются ответственности, в том числе уголовной. И это неправильно, считает Горьков. Болеть не должно.

Артем Горьков, главный внештатный специалист по паллиативной помощи детям: «Сейчас достаточно много лекарственных препаратов, в том числе опиоидных анальгетиков, которые активно используются за рубежом. В нашей стране - может быть, это связано с какими-то парадигмами, мифами, - и до сих пор мало используются. И в первую очередь связано с тем, что люди не знают изменений в законодательстве, которые произошли, о новых лекарственных формах, которые выпускаются. Об этом надо говорить. Иначе боль становится бесконтрольной. И были случаи, когда люди заканчивали жизнь самоубийством, и такого быть не должно».

Этот и другие вопросы подняли на конференции в медакадемии. Собрались ученые, доктора, студенты. Завкафедрой фармакологии из Ярославля Александр Сидоров заметил, только в рекламе: боли разные - механизм один. Боли разные: по интенсивности, характеру, патогенезу. Разные и механизмы. Так, в мире огромное количество неопиоидных анальгетиков. Их обычно используют на первой ступени, при слабой боли паллиативного больного. И часто - неправильно. Тот же распространенный Кеторол, Кеторалак. По словам эксперта, он снимает боль, но дает сильную побочку.

Александр Сидоров, заведующий кафедрой фармакологии г. Ярославль: «Посмотрите инструкцию к любому кеторолаку. Таблетки - пять дней курсом, не больше, если это каждый день. Инъекция - 2 дня. Что бывает в хосписах. Пациенты получают его. Это сильный препарат. В максимальной дозировке он сравним с маленькой дозой морфина даже. Но применять Кеторалак на постоянной основе паллиативных пациентов — это неправильно, это негуманно, коллеги».

Помощь психологическая. Не менее важный аспект. Конкретно - для паллиативных пациентов, их родственников - ее нет. Но программа разработана, клинические психологи готовы приходить к близким неизлечимо больных. Которые живут в стрессе. Не зная, как быть, куда обратиться.

Елена Руженская, заместитель главного врача психиатрической больницы «Богородское»: «Это даже иногда не столь тяжело для самого пациента. Насколько это тяжело для родственников, потому что есть исследования, которые говорят о том, что родственники способны испытывать боль не на уровне физическом, а на уровне психическом. Словом можно помочь людям. Плюс есть психологические технологии, как их можно переключить. Понимаете, слово нужно и вовремя, и правильное. Иногда даже правду сказать человеку важнее, чем говорить: нет, у тебя ничего нет».

Елена Руженская добавляет, нередки случаи, ухаживая за паллиативным больным, родственники концентрируются, собираются. А после его смерти заболевают сами и уже тогда помочь бывает сложно, время ушло. Ректор ивановской медакадемии Инна Иванова рассказала, в вузе планируется открытие специального отделения, которое будет заниматься в том числе вопросами паллиативной помощи. Сейчас же они рассматриваются в рамках клинических дисциплин.

Инна Иванова, ректор ИГМА: «К сожалению, пациентов, которым требуется такая помощь, в настоящее время их все больше, и, соответственно, качественное оказание медицинских услуг им необходимо. Поэтому молодых коллег мы в этом плане и готовим».

В своем выступлении Артем Горьков отметил: да, паллиативных больных нельзя вылечить. Но им можно, нужно помочь жить комфортно и уйти тихо, спокойно, дома, в окружении близких. Одна из мер - нутритивная поддержка. Это специальное питание, легкоусвояемое и дающее большом объем энергии. Такие лечебные смеси в некоторых регионах выдают бесплатно. Артем Горьков говорит, будет добиваться этого и для ивановских больных. Добавляет, понятно, что все уходят и уйдут. Но пусть это будет не от боли и не от голода.

Дарья Костина. Максим Шишкин. Телекомпания «Барс».