I
Я инженер. Моя работа связана с монтажом, наладкой и обслуживанием аналитического оборудования, которое используется, как правило, в горно-обогатительной отрасли. Я много езжу по разным объектам, наблюдаю огромное количество удивительных вещей, сотворенных человеческим разумом и в этой истории я расскажу об одной из них. Эта вещь называется - охрана труда на предприятиях.
Официально, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Это огромная индустрия, в которую входят бесчисленные технические средства безопасности, средства индивидуальной защиты, чрезвычайно мудреное законодательство, всевозможные инструктажи, обучения, экзамены, удостоверения и тому подобное. По долгу службы мне приходится сталкиваться со всем этим постоянно.
Подход к охране труда на предприятиях, где я бывал, просто потрясает разум своим разнообразием. Где-то на нее просто махнут рукой, где-то скажут один раз расписаться в каком-то журнале, где-то проведут короткий инструктаж, ну, а кое-где борьба с травматизмом заходит слишком далеко и превращается просто в какую-то забаву, а то и в апофеоз человеческого идиотизма.
Забавные требования были на заводе Toyota в Питере: весь пол цехов был размечен и разделен на маршруты, где могут двигаться люди, а где техника. Места пешеходных переходов были обозначены специальными знаками, которые предписывали пешеходу обязательно посмотреть налево-направо, показать указательным пальцем налево-направо и произнести вслух фразу "ЁШ-ЁШ" (что-то из японского языка), и попробуй только этого не сделать - кругом камеры и за тобой наблюдают. Чтобы сделать любую, самую простую работу, там необходимо было пройти кучу инструктажей, заполнить несколько форм наряд-допусков, в твоей бригаде обязательно должен быть наблюдающий и чуть ли не наблюдающий за наблюдающим.
Бывал я и на таких предприятиях, где перед началом работ мне проводили инструктажи целых 4(!) дня, хотя вся работа требовала 2 дня. А бывало, что при заселении в общежитие на территории заказчика надо было расписаться в более чем 20 журналах! И это не шутка! Там был даже журнал учета выдачи консервных ножей!
Невероятно адский прикол был, когда только началась эпопея с COVID-19. Охрана труда на фабриках тогда просто бесчинствовала. Никогда не забуду тот случай, когда меня повезли на объект вместе с представителем заказчика. Объект находился на удалении примерно 200 км от ближайшего города в Иркутской области и раз я являлся подрядчиком, а не кадровым сотрудником компании, то для меня на объекте было все отдельно. Таковы были правила, чтобы исключить возможность заражения кадровых работников. Я должен был питаться в отдельной столовой, на работу нас возил разный транспорт. Из места проживания на фабрику меня одного единственного возила огромная вахтовка на базе КАМАЗа. История стала весьма забавной, когда пришла пора ехать домой. Для нас двоих были заказаны отдельные, комфортабельные Land Cruiser 200, чтобы вернуться в городок. Прикол же в этой истории был в том, что проживать на этом объекте нас с представителем поселили в одной комнате... Правильно говорил Генри Форд - причина бедности в перетаскивании мертвых грузов (в широком и переносном смысле). Сколько было потрачено средств впустую из-за полнейшего идиотизма!
На другом предприятии, помню, однажды ко мне приехал в помощь мой коллега финн. В качестве инструктажа его заставили в течение 4 часов смотреть видеофильмы по охране труда и промышленной безопасности на русском языке, которого тот не понимал. Мои попытки вмешаться в эту вакханалию оказались тщетными: "он в России - пусть слушает на русском. Так положено". Организовать таким образом службу, которая якобы заботится о безопасности, мог только или полный дегенерат или преступник.
Все это очень весело. Весело до тех пор пока не происходит травма...
В моей истории, с моим коллегой (тоже, кстати, с финном, но другим), травма все же произошла.
II
История случилась довольно давно, еще до всех этих мировых потрясений, в старые, добрые времена. Был я задействован тогда на крупном проекте - модернизации достаточно большого участка действующей фабрики, как это обычно бывает, в одном из северных регионов Российской Федерации, в небольшом, не особо уютном городке. Крупные проекты хороши тем, что это практически единственная возможность видеться со своими коллегами со всей страны, а то и мира. Днем напряженная работа - вечером задушевные посиделки в ресторане гостиницы.
Охрана труда, как и пропускной режим (две наши великие проблемы) на этой фабрике были тогда - никакие. Честно сказать, нас это очень даже устраивало - никто нам не вставлял палки в колеса и мы спокойно занимались своим делом. Моя задача была - монтаж анализатора элементного состава, плавно переходящий в его пусконаладку. О том, что такое анализатор, читатель может узнать несколько подробней из двух предыдущих статей. Здесь же скажу коротко - это устройство, определяющее содержание нужных химических элементов в руде, на разных этапах ее обогащения. Руда, перемолотая специальными мельницами в мелкую муку, размешанная с водой до состояния, чтобы быть способной течь по трубам (пульпа), обогащается, проходя через огромное количество разных переделов. Специальные устройства, которые называются пробоотборники, вмонтированные в технологические трубопроводы отсекают часть этих потоков и подают на анализатор, который определив содержание элементов возвращает эту пробу обратно в процесс.
Существует огромное количество разного типа пробоотборников: есть очень маленькие и простые, размером с тумбочку, а есть довольно сложные и большие, размером с двухэтажный дом. Мои были средних размеров, но с довольно мудреной системой управления. Проба отсекалась при помощи специального цилиндра, после того как отбор пробы заканчивался, открывались специальные промывочные клапаны, чтобы промывать трубопровод подачи пробы водой. И цилиндр и клапаны управлялись при помощи сжатого воздуха, который поступал по тонким трубкам из небольшого шкафа. В этом шкафу находились пневмораспределители, которые в свою очередь управлялись электрическим сигналом, поступающим по кабелю от специального программируемого модуля. Модуль этот, в свою очередь управлялся анализатором, физически находился недалеко от самих пробоотборников и программировался таким образом, чтобы отрабатывать нужное количество циклов движения цилиндра и тем самым получать нужное количество пробы.
Пусконаладка заключалась в том, чтобы по сто раз на дню ходить от места расположения анализатора к этим модулям управления и цилиндрам, постоянно корректируя их настройки. Путь, при этом, пролегал по нулевой отметке этой фабрики (по уровню пола), на которой было одно препятствие - большая труба, высотой по пояс. Через эту трубу был сооружен деревянный мостик.
У этого мостика была сложная судьба. Соорудили его, по-видимому, монтажники, на скорую руку, тем не менее он не выглядел хлипким, имел перила, на которые вполне можно было облокотиться. Во время активного этапа строительства по нему ходило огромное количество людей. Расположен он был очень удачно - как раз напротив входа в цех. Для многих людей, в том числе и для меня, маршрут через этот мостик стал абсолютно привычным и вполне естественным.
Однажды я был очень удивлен тем, что этот мост оказался перегорожен сигнальной лентой и я, как законопослушный человек, впал в ступор, потому что я в принципе не понимал, как теперь пройти к моему анализатору. Как мне удалось выяснить, безопасный маршрут все-таки имеется - нужно заходить в цех в другие ворота, удлиняя путь таким образом метров на 150. Да, такое положение вещей удручало, но жить было можно. Пусконаладка тогда еще не началась и по этому маршруту надо было идти всего 4 раза в день: утром, вечером и в обед - это было терпимо.
Дни спустя, сигнальную ленту на этом мостике разорвали, освободив путь, затем восстановили вновь. Повторялось это действие не единожды. Я лично эту ленту не трогал, но если она уже была кем-то разорвана до меня, то я пользовался мостиком по назначению, без зазрения совести. Видно, что за этот мостик велась борьба между местным инженером по охране труда и рабочими, желавшими сократить путь. Скорее всего, мост не отвечал каким-то нормативам и его эксплуатация запрещалась.
Вот уже и пусконаладка началась, а мостик, с разорванной лентой, верой и правдой продолжает служить мне и моему коллеге. Но музыка играла недолго: инженер по ОТ применил другой уровень средств борьбы с ним. Мне пришлось наблюдать эту печальную картину, когда под руководством этого джентльмена в белой каске, пара крепких ребят кувалдами разнесли этот мостик в щепки.
III
И что теперь делать?
Ходить лишние 150 метров? Тогда на пусконаладке можно, фактически поставить крест - она усложнялась чрезвычайно. Говорить, чтобы сделали другой мостик? Даже слушать никто не будет. В масштабах этой стройки, расценивать комфорт каких-то двух изнеженных инженеров всерьез никто не станет - это факт. Третий вариант - это просто перелезать через эту трубу. Мы - ребята спортивные, справимся. Так и сделали. Перелезали через эту трубу как это делали и другие рабочие. Так прошло пару дней.
Было около 17 вечера, мы собирались домой, из помещения анализатора коллега вышел чуть раньше, я следом за ним. Вижу он рядом с этой трубой изнемогает от боли - подвернул ногу, спрыгивая с этой трубы. Ситуацию существенно усугубил металлолом, который лежал с обратной стороны, и очень слабое освещение, когда перелезаешь - не видишь то место, куда встанет твоя нога. Позвонили сайт-менеджеру, доложили. Он приехал. Коллега был вообще не транспортабельный, до машины тащили его на руках, поехали в травму.
Больница была весьма пошарпана, пустынна, как будто полузаброшена. На месте была какая-то фельдшер, оформила со слов, даже паспорт с финна не спросила. Пришла врач, похоже, ее специально вызвали из дома, сделали снимок, перебинтовали, сказали перелома нет, но растяжение связок, похоже серьезное. Заехали в аптеку, купили гипотермических пакетов. Всю ночь он прикладывал себе холод. На следующие день - домой, билеты уже были у него заказаны. В последнюю смену травмировался. Да, не повезло.
Не менее месяца, а то и двух, человек был не работоспособен.
Выводы
Вывод первый. Качество оказания медицинской помощи в данном случае - выше всяких похвал. Абсолютно бесплатно, никаких заморочек со страховками, никаких очередей, все вежливо и чинно. В той же Финляндии такое оказание помощи - невозможно представить. Был случай, когда у моего коллеги русского случился аппендицит в Финляндии, ему не оказывали помощь до тех пор, пока страховая не пришлет гарантийное письмо, он сидел на ресепшене клиники и буквально умирал.
Вывод второй. Охрана труда на предприятиях - это сложнейшая системная проблема, состоящая из огромного количества разных элементов, связанных друг с другом. Во многих случаях, борьба с производственным травматизмом переходит от реальной к глубоко формальной. Отделы охраны труда в компаниях работают не для того, чтобы следить за здоровьем работников, а исключительно для того, чтобы избегать штрафов от надзорных органов и, чтобы при возникших происшествиях, жопа была прикрыта бумажками. Если тебя отправляют на медосмотр, это вообще никак не значит, что работодателя волнует твое здоровье, ему нужна просто справка, хоть настоящая, хоть поддельная. Твое здоровье - это исключительно твоя забота. Да, согласен, борьба со штрафами и борьба с травматизмом очень часто не противоречат друг другу, но иногда они входят в конфликт, в котором выбор делается далеко не в пользу работников.
Кроме этого, есть момент, когда на предприятиях, в принципе, все хорошо с охраной труда и травматизм снижен до нуля, но тогда этот отдел начинает уже буквально придумывать сам себе работу и начинаются перегибы, которые тоже ухудшают жизнь работника.
Вывод третий. Любые попытки, как и в этом случае, решить сложную системную проблему простым способом - обречены на провал. Того инженера по охране труда не волновало, что идет пусконаладка оборудования, его не волновало, что другого реального варианта перемещаться по фабрике не было, его не волновали особенности человеческого поведения в таких ситуациях. При принятии решения его не волновал ни один из этих факторов. Если бы это было не так, то он бы смог найти какой-то компромисс между буквальным собюдением нормативов и реальной ситуацией: может быть распорядился бы, чтобы этот мостик сделали еще более крепким, поставили бы какие-нибудь предупреждающие знаки, чтобы люди были осторожней, провел бы какой-нибудь инструктаж под роспись и так далее. А в этом случае, фактически, получилось так, что возникшая травма - это результат именно деятельности этого инженера.
Часть этой статьи написана мной на одной из фабрик, в рабочее время, которое стало свободным, потому что все работы остановлены натуральным образом из-за шухера. По фабрике ходит инспекция по охране труда и в это время, чтобы не нарваться на ее претензии, работы всех подрядчиков просто полностью останавливаются и работники разбегаются. Предполагается, что без нарушений работы не выполняются в принципе и инспекция ходит просто по пустой фабрике. Цирк с конями. О какой производительности труда, о каком качестве и о каких зарплатах может идти речь при такой организации работ на этих фабриках? Бедные люди...
Берегите себя. И делайте свою работу хорошо.