Как уже известно, в восстаниях башкир участвовали не только представители самого народа "башҡорт", но и русские крестьяне, татары, чуваши и пр. Крестьяне боролись за отмену крепостничества, башкиры - за свободу и независимость своего народа.
Как раз последнее из заметных башкирских восстаний проходило наряду с восстанием крестьян в 1834-1835 гг., за несколько десятков лет до отмены крепостничества.
XVIII-XIX вв. ознаменовались постепенным лишением прав и свобод башкирского народа. Территория башкир подвергалась захвату со стороны царской власти. Многие земли были проданы за мелочь, многие - отняты.
Помимо этого, ускоренными темпами шло заселение башкирских земель русскими крестьянами. Так, каждому крестьянину, который был осужден за бунт и сослан на каторгу, предлагался выбор: если поедут на башкирские земли, их освободят от преследований и они будут считаться вольными. В результате, помимо чиновников, военных и торговцев, происходило засилье башкирских земель беглыми крестьянами, которые в будущем становились деревенскими жителями и рабочими на заводах.
В конце XVIII века было создано Духовное Собрание для мусульман в Оренбурге, которое должно было смягчить башкир и привлечь их на свою сторону, а также позволило бы иметь над ними больший контроль.
До 1917 года башкиры не проявляли каких-то движений в сторону восстаний и бунтов. Во время революции они воспользовались возможностью и собрали свое национальное войско, организовали свое национальное правительство.
В 17-году в апреле башкиры отправили в Ташкент своих представителей, где проходил общий конгресс Туркестана. В том же году в мае, на Всероссийский съезд мусульман они отправили 50 представителей. Велась активная работа по всем фронтам, в том числе и на собственных собраниях и съездах, для возвращения отнятых земель и прав.
Тогда же, в мае был организован комитет из трех членов* - "Башкирское областное бюро", который подписал протоколы и опубликовал их. Начали выпускать газету "Башкорт". Позднее, комитет был переименован в "Бюро союза башкирского народа", в котором уже числились 11 человек**.
Соседи-казахи в Оренбурге высказались против объединения усилий по достижению областных свобод, а татарская интеллигенция в некотором количестве присоединились к башкирскому движению.
Несмотря на малую поддержку, уже в июле того же года был собран Первый всебашкирский курултай и выбран Центральный национальный комитет(Башкирское центральное шуро), состоящий из 9 человек. Там же выбирались местные шуро для 11 кантонов.
Помимо незначительной поддержки, Башкирское национальное движение столкнулось с противодействием русского населения, которое выражалось в очернении их деятельности в печати.
Вопреки всему, в конце августа в Уфе состоялся Второй башкирский курултай, на котором было решено идти на выборы Учредительного собрания России отдельным списком, составленный Башкирским национальным комитетом(БНК). На съезде принято решение о постоянном размещении Башкирского центрального шуро в здании Караван-сарая г. Оренбурга и об организации его секретариатов в Уфе и Челябинске.
Утверждено ряд резолюций, в том числе о национальном единстве, о
сохранении курса башкирского национального движения на создание
национально-территориальной автономии и о поддержке Временного правительства.
В это же время, БНК находилось в тесном сотрудничестве с Казахстаном и Туркменистаном, а также установила связи с национальными организациями Финляндии, Азербайджана, Украины, Белоруссии и донскими казаками. 15 ноября БНК официально объявил о национальной самостоятельности (автономии) Башкурдистана, о чем были уведомлены телеграфом национальные организации и правительства других народов (перечисленные выше).
В декабре был собран Третий башкирский курултай в Оренбурге в здании Караван-сарая, на котором было решено создать Национальное башкирское войско (в окрестностях Баймака в Восточном Башкурдистана). Помимо этого, в результате курултая было создано молодежное крыло организации - "Тулкын" (всебашкирский союз молодежи 1917-1919 гг.). Курултай также определил меры по осуществлению автономного управления Башкурдистана. Был учрежден Кесе-Курултай (предпарламент), состоящий из представителей населения края по одному на каждые 100 тысяч человек пропорционально численности каждой народности, и его состав. Тогда же Кесе-Курултаем учреждён высший исполнительный орган власти республики — Правительство Башкурдистана.
В соответствии с решением о создании Национального башкирского войска, 5 января 1918 года небольшой башкирский отряд, командующим которого был Г. С. Магазов, а кавалерийского и пехотного соответственно были А. Б. Карамышев и Г. С. Идельбаев, вышел в путь в направлении центральных волостей республики.
В то же время, в начале 1918 года представитель Башкирского центрального шуро Ш. А. Манатов прибыл в Петроград и 7 января встретился с В. И. Лениным, с целью добиться признания автономии со стороны центральных властей. Во время переговоров Ленин сказал: «Мы не признаём башкирское движение контрреволюционным, направленным против нас…Мы считаем, что национальные движения народов Востока вполне естественны и очень нужны». Несмотря на довольно прямые заявления вождя, Советы отказались признавать
Башкирскую автономию, что предопределило дальнейшие трагические события.
Тем временем члены Казахского национального движения были вынуждены бежать, поскольку советские войска захватывают Оренбург, в котором и располагалась организация казахов. Было начато гонение и на членов национального правительства Башкурдистан, в тюрьму были заключены 7 человек: И. М. Мутин, А. Н. Ягафаров, С. Г. Мрясов, А. А. Валидов, Г. Я. Аитбаев, А. К. Адигамов, И. Салихов.
26 февраля 1918 года на собрании 200 башкир — участников Оренбургского
крестьянского съезда было принято решение об отношении к большевикам: «При условии ненанесения ущерба священному стремлению к башкирской
территориальной автономии, объявляем, что башкиры будут идти рука об
руку с Советами». Февральские события 1918 года оттолкнуло башкирское национальное движение от Советской власти.
4 марта 1918 года башкирские отряды под руководством
А. Б. Карамышева, требуя освобождения членов Башкирского Правительства,
взяли в осаду Баймак, однако 6 марта прибывший из Оренбурга отряд
красноармейцев отбивает осаду.
5 марта 1918 года Оренбургский губернский революционный комитет направил
во все башкирские волости телеграмму ультимативного характера, в
которой говорилось:
«Башкиры… формируют отряды вместе с офицерами, юнкерами и всякой сволочью против Советской народной власти. Бывший Башкирский областной совет, помогавший атаману Дутову вести борьбу с революцией, арестован постановлением ревкома. Ревком приказывает всем башкирам и их организациям немедленно разоружаться, сдавать все оружие местным советам и красногвардейцам; выдавать всех скрывающихся… офицеров и юнкеров, прекратить разбойничьи набеги. Если в течение трех дней это не будет выполнено, Ревком расстреляет весь арестованный Областной совет, и все башкирские селения, заподозренные в противодействии Советской власти, будут сметены с лица
земли артиллерией и пулеметами»
3 апреля 1918 года объединенные отряды башкир под руководством А. Б. Карамышева и казаков освобождают членов Башкирского Правительства из Оренбургской тюрьмы.
Также, некоторые участники молодежного крыла БНК "Тулкын", после арестов членов БНК, создали Временный революционный совет Башкурдистана и разработали новый проект об автономии Башкурдистана и представили его советам. Однако, 30 марта 1918 года Оренбургский губисполком принял решение осуждающее идею национальной автономии и распускающее ВРСБ. В сообщении губисполкома говорилось, что деятельность ВРСБ ни чем не отличался «от прежнего Шуро и Башкирского правительства». Члены ВРСБ были вынуждены продолжить свою работу в Стерлитамаке, а 3 мая 1918 года шуро полностью прекращает свою деятельность.
Кроме того, прибывшие из Орска в Баймак в качестве гостей солдаты-охранники советских представителей , позвав командиров башкирских полков якобы для переговоров, предательски их убили***. Это стало причиной вооруженной борьбы Башкурдистана против советов.
Башкирское Центральное Шуро с начала Гражданской войны и интервенции в России неоднократно заявляли о своём нейтралитете:
«Мы не большевики и не меньшевики,
мы - башкиры («Беҙ ҡыҙылдар ҙа түгел, беҙ аҡтар ҙа түгел, беҙ — Башҡорттар»). На какой стороне мы должны быть? Ни на какой. Мы на
собственной стороне… Двухмиллионный башкирский народ не может быть
игрушкой в таких ничтожных политических забавах..»
Однако, действия советов, описанные выше, заставили поменять решение БНК.
Члены Национального правительства Башкурдистана, которые были вынуждены бежать и скрываться по разным местам, смогли организоваться и создать партизанские отряды. С конца мая 1918 года была полностью восстановлена работа органов властей автономии. Их новым местом размещения стал г. Челябинск. Они сумели установить связь с антибольшеистскими центрами на востоке России.
Во время Первой мировой войны на железнодородных станциях от Самары до Сибири были организованы чешские военные формирования.
22 мая эти чешские части подняли бунт против советов в Челябинске. Таким образом, башкирские и чешские войска объединились в этой борьбе.
Летом 1918 года Правительство Башкурдистана срочно объявляет всеобщую мобилизацию в Башкирскую армию. Для координации мер по ускорению мобилизации и формированию его структуры, 8 июня 1918 года при Башкирском Центральном Шуро был создан штаб войска — Башкирский военный совет, а также управления кантональных воинских начальников.
В результате, были созданы несколько пехотных и кавалерийских полков и они смогли вычистить Башкурдистан от большевиков.
В Оренбургской и Уральской губерниях русские казаки, добиваясь автономии, также восстали против большевиков. Они уничтожили советские войска, захватившие города по реке Яик (Урал).
11 октября 1918 года Правительство Башкурдистана подписало постановление о создании Башкирского войскового управления. Управление занималось организацией и устройством Башкирского Войска. Ему также передавались офицерский состав и финансовые ресурсы армии. Оно состояло из административного, судного, мобилизационного и хозяйственного отделов. Был учрежден штаб отдельного Башкирского корпуса, а Башкирский Военный совет был оставлен как совещательный орган при правительстве республики.
Председателем Башкирского военного совета и начальником
Войскового управления являлся член Правительства Башкурдистана,
заведующий военным отделом.
Войско состояло из иррегулярных отрядов и регулярных пехотных и кавалерийских полков. С июля 1918 года в состав Башкирского войска входили 4 Башкирских пехотных полка и Башкирский кавалерийский полк, которые в сентябре 1918 года вошли в Башкирский отдельный корпус, состоящий из пяти полков. Его первым командующим назначается генерал-майор Х. И. Ишбулатов.
Предпарламент республики — Кесе-Курултай под председательством Ю. Ю. Бикбова заключил договор с Сибирским правительством,
по которому Башкирский Корпус в военно-оперативном отношении был в
подчинении единого командования Белой армии. Численность Башкирского
Войска за 5 месяцев достигла 10-тысячной отметки и далее, несмотря на
потери в боях, только увеличивалась.
Наряду со многими важными мероприятиями, особое внимание уделялось созданию военной символики и 13 июля 1918 года Башкирский военный совет
издает Фарман (Приказ), где сообщается о назначении Комиссии по выработке единой униформы для башкирских частей, в нём говорится:
«Для выработки формы частей Башкирских войск назначается на 13-е июля сего года под председательством Начальника Штаба 2-й Башкирской Дивизии подполковника Емельянова в составе членов старшего адъютанта Башкирского Военного Совета поручика Мухлио, заведующего Мобилизационного отдела, прапорщика Терегулова и члена Военного Совета Магазова».
Так, в это время, Национальное башкирское правительство были единственной властью в республике. Они начали действовать совместно с Казахстаном в Туркестане против коммунистов. Башкирские офицеры помогали создать казахские национальные войсковые части.
Тем временем, в России существовало "Демократическое правительство Российского Учредительного собрания", расположившееся в Самаре. По началу Учредительное собрание оказывало поддержку башкирским и казахским воинским формированиям в их стремлении объединиться. Так, совместными усилиями был создан общий башкир-казахский корпус.
Однако, это объединение, по всей видимости, напугало как Советы, так и белых русских генералов. Начали разворачивать пропаганду против башкирского и казахского движений, призванные исказить их истинные смыслы появления.
В то же время, А. В. Колчак став Верховным Правителем России, отказался признавать любые проявления национальных автономий.
Пропаганда, созданная, прежде всего, для американского и французского правительства, с целью дискредитации уничтожения башкиро-казахских формирований звучала так: в Восточной России мусульмане объединяются, и они, присоединившись к немцам на Украине, с турецкими войсками, захватившими Азербайджан, "оторвут Россию от Туркестана, Казахстана и Урала".
И это сработало, те решили расформировать Башкирское и Казахское правительства, распустить их войска.
21 февраля 1919 года в селе Темясово состоялся I Всебашкирский военный съезд. На нём участвовали члены Башкирского Правительства и 92 делегата от башкирских полков, избранных на общих собраниях эскадронов и рот. В своем выступлении Гарей Карамышев говорил следующее:
«Башкиры не раз с оружием в руках бились за свою свободу, и не их вина, что
русские историки каждое подобное их выступление называли „бунтом“. Это
последнее их стремление к самоопределению является 88-м по счёту бунтом»
I Всебашкирский военный съезд официально закрепил переход Башкирского
войска и всего Башкурдистана на сторону Советской власти. По его итогам
было образовано первое советское правительство республики — Башкирский Революционный Комитет.
Советы согласились с экономической и военной самостоятельностью Башкир и Казахов, обещав предоставить вооружение и снаряжение. Так, в феврале 1919 года появилось постановление Советской власти о переходе Башкирского Войска и Башкурдистана на сторону большевиков, после чего начались
совместные военные действия башкирских частей и Красной Армии против
белых.
Позднее Башкирское и Алаш-Ордынские правительства заключили мир с Советами и начали приводить свои республики в порядок.
Однако, тут начинаются противоречащие указания и решения со стороны Советов. Они были против, чтобы Башкирское правительство, как прежде, располагалось в Оренбурге. Башкиры перевели все свои организации в Стерлитамак. В 1920 году, комиссия под руководством Калинина приняла ряд решений, направленных против сотрудничества башкир и казахов в той или иной форме.
Нарушение командованием 1-й армии РККА условий перехода и репрессии привели к переходу многих из них в состав Русской армии Колчака (2-й батальон 1-го Башкирского стрелкового полка, 1-й Башкирский кавалерийский полк и 3-й эскадрон 2-го Башкирского кавалерийского полка). После обещания советским командованием личной безопасности, часть их возвратилась обратно и вошла в основные в ряды Башкирской отдельной кавалерийской бригады (отряды М. Л. Муртазина и другие). Две тысячи бывших военнослужащих Башкирского войска (лидеры — Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев и Галимьян Таган) влились в 1920—1922 гг. в белую эмиграцию на Дальнем Востоке.
Таким образом, это движение башкир длилось три года. В отличие от восстаний предыдущих веков, это движение имело целью не только обретение самостоятельности. Цель была в создании из самостоятельных кантонов и областей Туркестана одну мощную страну. В тех условиях перехода России из одного режима в другой, у башкир была возможность получить опыт строительства демократической системы государства, свободы выборов, свободы печати и обрести национальное самосознание.
Так или иначе, результатом Башкирского национального движения стало образование автономной республики Башкурдистан (БАССР).
*члены комитета:
Ахметзаки Валиди Тоган - баш. государственный, политический и военный деятель, лидер Башкирского национального движения(БНД);
Мрясов Сагит Губайдуллович - общественный и государственный деятель, член БНД, член Башкирского правительства;
Ягафаров Аллабирде Нурмухаметович - одлин из лидеров БНД, член Башкирского правительства, комиссар народного просвещения Автономной Башкирской Советской Республики.
**члены Бюро союза башкирского народа: Бикбов, Ю. С., Бикбов Юнус Юлбарисович, Ахметзаки Валиди Тоган, Давлетшин Абдулла Сибагатуллович, Х. Игликов, Идельбаев Габдулла Сафаргалиевич, Куватов Усман Мухаметгалимович, Куватов Гумер Галимович, Мрясов Сагит Губайдуллович, Г. Мутин, Ягафаров Аллабирде Нурмухаметович.
***советскими солдатами были расстреляны Габдулла Идельбаев и Абдулла, сын Гимрана Магазова и др.
Источники:
- Тоган Валиди А. - История башкир.