Найти тему

Плёночное фото: попытка не пытка?

Участница фотовыставок serebro.gallery Евгения Полонская поделилась своими опытом использования плёночных фотоаппаратов. Предлагаем вам поддержать нас подпиской на этот канал, чтобы такие статьи выходили почаще. Приятного чтения!

Наверное, практически каждый фотограф на цифру хотя бы раз задумывался, что из себя представляет аналоговая фотография и каково — делать кадры на старый плёночный фотоаппарат своих родителей. Атмосферные кадры в стиле СССР, ретро-зерно, тёплые выгоревшие тона — звучит уже приятно.

А если ещё и углубиться в философию самого процесса… Терпеливо ожидаешь идеальных условий для кадра, планируешь время спуска затвора, фотографируешь почти вслепую — и следующие несколько дней после сдачи плёнки на проявку находишься в манящем предвкушении «крупиц золота». Приобретая новую катушку, заранее прикидываешь локации и идеи кадров, чтобы каждая из 36 попыток была не зря. Зачастую и Лайтрум не пригождается — плёнка хороша сама по себе.

Осознание мимолётности момента и быстротёчности времени. Дзен. И, конечно же, прекрасная самооценка :) Ведь я осилил эту самую плёнку!

Так и зародилась моя тяга к аналоговой фотографии. С чего же начать? Правильно: с приобретения техники и изучения матчасти! Выпросила у папы совсем древний Зенит-В — аж 60-70-х годов. Весил он как кирпич, но меня это совсем не смущало. Более того — в этом был какой-то шарм и атмосфера советского искусства.

Однако теория давалась мне с трудом. Особенно меня расстраивало то, что у меня никак не получалось закреплять полученную информацию на практике. Мне чудилось, будто сам фотик противится моим попыткам его обуздать.

Как затем выяснилось, мне вовсе не казалось :) Отчаявшись и чуть не разочаровавшись в своих силах, я поспешила в магазин плёночной фотографии попросить научить меня, как надо и как не надо. Там уже и выяснилось, что фотоаппарат-то нерабочий, и «воскресить» его не удастся даже при вселенском желании. Что ж, зато в моей и без того олдскульной квартирке появился ещё один элемент декора «в стиле 70-х».

На следующий же день, преисполнившись недоверием к советским зеркалкам, я снова еду к ребятам с просьбой подобрать для меня «простенькую и обязательно иностранную мыльницу». Мой выбор пал на компактную Минолту (которая весила в разы меньше, чем кирпич Зенит). Я быстренько оплатила её и счастливая уехала домой, т.к. дело происходило уже под закрытие магазина. Консультанты предлагали мне приехать пораньше в любой другой день, чтобы под их чутким руководством я смогла досконально изучить и проверить фотик. Но я хотела всего и сразу здесь и сейчас. «Да, в первый раз не повезло, но во второй уж точно всё будет как надо!» — размышляла наивная я.

Но закон подлости проявился во всей своей красе: Минолта тоже оказалась бракованной. На следующий день, грустная и обнадёженная, я поехала обратно в магазин менять фотоаппарат. К сожалению, такой же Минолты там не оказалось, а ценник на все остальные фотики для меня был слишком высоким.

На все, кроме… старого-доброго Зенита! А именно: Зенита-ЕМ. Эта модель была уже моложе предыдущего В, но советский дух в ней неизменно присутствовал. «Была не была!» — подумала я и снова рискнула. Я искренне верила, что в итоге обязательно подружусь с фототехникой времён моих бабушек и дедушек.

Медленно, но верно я стала осваивать Зенит, и мой уровень доверия к советским фотоаппаратам постепенно восстанавливался.

Обучающие видео на Ютубе, тематические статьи и любительские блоги. Неловкие попытки намотать плёнку в ярком кафе, прикрывая её куполом из своей ладони. Первое нажатие кнопки спуска затвора такое неуверенное. Потом — перематывание кадра на следующий; а затем всё по новой. Так закалялась сталь и нарабатывались навыки :)

В качестве своей первой плёнки я выбрала Kodak ColorPlus. Она меня зацепила натуральной и не блеклой цветопередачей, тёплыми тонами, приятным и аккуратным зерном. Ну и, конечно, весьма демократичной стоимостью относительно других плёнок Kodak :)

Холодным и мокрым апрелем я выделила себе «плёночный день» и выбралась в парк Крылатское — пофотографировать пруд, окрестности и людей в их естественной среде обитания. Мрачные, серые тона на улице добавляли этой прогулке атмосферности, и в предвкушении необычных кадров я почти перестала ощущать физический холод и психологическую зажатость. Вокруг была тишина, и редкие прохожие отчётливо слышали каждый мой щелчок затвора (возможно, осознавая, что фотографирую я в том числе и их самих).

Но вскоре рыбка сама приплыла на живца, причём в прямом смысле! Вдоль пруда на байдарках проплывали молодые гребцы; я попробовала сфотографировать их исподтишка, но, приметив это, они сами подплыли ко мне и предложили организовать им мини-фотосессию. Ура!

Я с радостью согласилась на это мероприятие и вложила в него своё старание, недавно полученные навыки и, конечно, любовь к фотографии и самим людям. По завершении мы обменялись контактами, и я — уставшая, замёрзшая, но счастливая — с чувством выполненного долга поехала домой отсыпаться.

На следующий день я с воодушевлением обивала пороги ближайших от дома фотоателье, которые, как назло, не оказывали услугу проявки плёнки. После нескольких дней скитаний я плюнула на поиски и поехала в проверенное место (где я и решала свои прошлые фотопроблемы). Минуты ожидания сканов длились как часы, а предвкушение своих первых результатов и некоторый страх неизвестности даже спровоцировали у меня бессонницу той ночью.

И вот оно — долгожданное письмо на почту. Открываю папку, а там… Нет, плохими те кадры я назвать не могу — некоторые из них мне даже нравятся. Для первого раза неплохо. Но я раз и навсегда уяснила, что максимально открывать диафрагму в мрачный дождливый день (пусть и с благим намерением “впустить” на объектив побольше света) — это не самое разумное решение. Отсутствовал акцент на главных объектах, фон был предательски размыт, лица парней оказались в расфокусе. По идее эти моменты даже можно назвать своего рода концептом, но я явно ожидала чего-то более технически правильного. Прикладываю сюда кадры, которыми я так или иначе осталась довольна.

Отправила молодому спортсмену всё, что у меня получилось. Человек меня искренне поблагодарил, но выкладывать фото в свои соцсети, увы, не стал (изначально он просил их сделать для своего инстаграма). Что ж, имеет на это право :)

Приуныв и немного разочаровавшись в своих навыках, я решила сделать небольшой перерыв от плёночной фотографии. Кадры делала только на цифру — и те крайне осторожно.

Постепенно на улице начало теплеть, а затем уже наступило полноценное тёплое лето. После полутора месяцев «спячки» я всё же решилась достать с дальней полки свой Зенит и отправиться на следующую прогулку с плёнкой. Технику в сумку — и на улицу, куда глаза глядят. Я обходила все ближайшие дворы, улицы и парки в поисках «того самого кадра», и оно было не зря. Мой фотомарафон увенчался успехом: в 36-ти Кодаковских кадрах смогли уместиться люди, природа, архитектура, геометрия с абстракцией, и даже уличные котики! В честь этого я подарила себе коробку Рафаэлло и очень довольная собой поскакала домой пить чай с конфетками. За чаепитием я успела оповестить всех своих знакомых о том, что совсем скоро у меня будут новые крутые и атмосферные кадры, которые я честно-честно выложу во все свои соцсети.

Через несколько дней тёплым уютным вечером я вышла из атмосферного лофта на Чистых прудах (слава serebro.gallery), вбила в навигатор «проявка плёнки» и начала свой рейд на фотолаборатории центра Москвы. Подходящее мне место я нашла лишь с четвёртого раза — и на радостях побежала вприпрыжку к неприметному подъезду, чтобы наконец отдать свою прелесть на проявку.

Следующие сутки ожидания ощущались мной как целый месяц. Я очень ждала волшебного файла со своими кадрами и вздрагивала от каждого уведомления на смартфоне.

И вот оно — письмо счастья от Точки Цвета. «Добрый день! Ваша плёнка оказалась пустой...». Пустой, как мои надежды и мой кошелёк.

В тот момент я ощутила злость и обиду — то ли на мироздание, то ли на саму себя. И осознала, что не готова продолжать этот путь. Тогда я назвала это словом «сдаться». На следующей неделе ностальгирующая, но решительная я стояла в комиссионке в очереди на сдачу б/у вещей, держа в руках тот самый фотик, уже ставший для меня родным.

Сейчас, спустя почти год, я возвращаюсь к этой истории уже с более взрослой и устойчивой позиции, полноценно прожив негативные эмоции и удручающие мысли. Итак, мои выводы:

Разочарования случаются. Не только в фотографии (и уж точно не только в плёночной), а всегда и везде. Не всё складывается именно так, как мы хотим — а порой и вовсе кажется, что весь мир будто против нас. Я считаю, в такие моменты не стоит уходить в самобичевание, а принять свои эмоции и даже так называемые «провалы». Затем со спокойным сердцем решить, стоит ли нам продолжать следовать этому пути, или же есть резон выбрать для себя что-то, что откликается нам сильнее.

Предлагаю всем нам творить то, что вызывает у нас мощный эмоциональный отклик и неподдельный, искренний интерес. То, что манит и к чему тянет — будь то плёночное фото, приготовление японских десертов или авиамоделирование. Я, увы, осознанно «сдалась» в плане аналоговой фотографии, но это был сугубо мой опыт и моё осознанное решение :)

Очень рекомендую каждому из нас хотя бы немного познакомиться с плёнкой: копнуть в её историю, поизучать теорию, взять технику в руки и попробовать сделать несколько кадров того, что вас окружает. Прочувствуйте философию этого процесса. Это опыт, который точно будет не зря.

Всех обнимаю.