«Шапи Калиевич – истинный сын своего народа. В слово «своего» я вкладываю глубокий смысл: он заботился, воспитывал, стремился сделать тех людей, с которыми общался, не только патриотами района, области и страны, но и интернационалистами. Он и к казахам, и русским, и ногайцам, и представителям других национальностей относился одинаково, потому что считал всех одинаково ответственными перед Отечеством, и всем в умы вкладывал одну и ту же учебную, политическую нагрузку, будучи учителем, партийным, общественным работником. Его историческая миссия особо выделилась в годы перестройки и смены общественных отношений. Шапи Калиевич остро переживал тот момент, когда в 60-е годы прошлого века в стране закрыли национальные школы. Ведь дети постепенно теряли родной язык. Он считал себя причастным этому явлению, потому что в те годы работал секретарём Красноярского райкома партии, директором школы, хотя от него тогда ничего не зависло, он был простым исполнителем программы.
В конце 80-х годов в стране изменилась политическая ситуация. Ш.К.Карасаев был одним из первых активистов в области, который начал выдвигать идею возрождения казахской культуры и языка. Я познакомился с ним именно в этот период. Тогда таких инициативных людей было мало, но идея обрела оболочку – в 1990 году в области создали общество казахской культуры и языка «Жолдастык», в работу которого активно включился Шапи Калиевич.
Он возглавил красноярский филиал и в течение многих лет оставался инициатором многих интересных дел.
"Ш.К.Карасаев был лидером, не боялся открыто говорить о недостатках не только в общественных организациях, но и в политических и властных структурах. Из-за этого даже пострадал. Такова участь видных общественных деятелей…».
Так мне рассказывал Н.С.Искаков, бессменный председатель АРОО казахской культуры «Жолдастык» в течение двадцати лет, ныне почетный председатель данной организации, председатель областного Фонда развития казахской культуры, когда разговор зашел об организации вечера воспоминаний в связи с 90-летием Ш.К.Карасаева.
А мне вспомнился другой случай. Это было в октябре 1989 года. Тогдашний первый секретарь обкома партии И.Н. Дьяков вел прием граждан в Красном Яру. Я как корреспондент областной партийной газеты «Волга» присутствовал при этом. Люди шли с утра до вечера с жалобами, в основном по жилищному вопросу. И только один Карасаев обратился к нему с предложением возродить казахскую культуру на Астраханской земле: предметно вести урок родного языка, выпускать газету, телерадиопередачи, проводить фестивали, праздники на казахском языке. А чтобы эта работа велась постоянно, надо создать общественное формирование. И.Н. Дьяков живо заинтересовался новой идеей. Видимо, ему до этого никто не преподносил перестроечно-демократической мысли в таком многоплановом виде.
Позже я узнал, что Иван Николаевич вызвал Шапи Калиевича к себе и вновь подробно расспрашивал о возможных вариантах продвижения идеи, затем организовал группу из пяти человек для поездки в Алма-Ату для первых контактов. Астраханская делегация побывала в ЦК компартии республики, в министерствах культуры, образования, печати, радиотелекомитете. Были проработаны некоторые предложения. Это был один из первых организационных моментов будущего общества "Жолдастык.
Осенью 1990 года в Красноярском районе было создано общество казахской культуры и языка. Его возглавил Ш.К. Карасаев. И на этой общественной должности он проработал до февраля 2003 года. Все эти годы под его руководством планомерно проводились праздники "Наурыз",
фестивали детской песни "Энши балагандар", юбилейные торжества в честь казахских композиторов, писателей, поэтов, дни казахской культуры с участием казахстанских профессиональных и самодеятельных артистов и другие культурно-просветительные мероприятия. Неоценима заслуга общества в ведении в учебный процесс школ предметно, факультативно родного языка. Благодаря Ш.К. Карасаеву в селе Байбек был открыт центр казахской культуры и досуга "Жанару".
Результат очевиден - красноярские казахи вновь обрели подзабытые традиции, бытовые обряды. Обогащенная такими способами жизнь заинтересовала и юное, подрастающее поколение.
Безусловно, старания Ш.К. Карасаева не остались незамеченными. У него много почетных грамот, благодарственных писем от губернатора, от главы района, но самой дорогой наградой, ставшей уже семейной реликвией, является Почетная грамота Президента Казахстана НА.Назарбаева, в которой золотыми буквами выведено
"За большой вклад в развитие дружественных отношений между народами Казахстана и России".
Его трудовая жизнь началась в 1940 году, когда вернулся в родное село Байбек с дипломом учителя начальных классов, закончив Астраханское педучилище. Поработать в школе ему не пришлось не долго - в начале следующего учебного года его призвали в армию. Уже шла война. Ш.К. Карасаева направляют в военное пехотное училище. Естественно, обучение было ускоренным. В 1942 году лейтенант Карасаев уже был на войне в составе 21-й стрелковой армии Юго-Западного фронта. В одном из боев он получил тяжелое ранение в грудь. Госпитали, переезды из города в город, пока не оказался в Чите. После лечения его признают негодным для использования в действующей армии и направляют в органы местного военного управления по месту лечения. Домой вернулся в 1946 году. И сразу – в родную школу. Вскоре женился на Айжамал Шукеровне, которой он, уходя на фронт, оставил свой класс.
В 1949 году его взяли в аппарат райкома партии пропагандистом. Проработав год, он написал заявление с просьбой отпустить его на учебу, потому что почувствовал нехватку знаний, и стал студентом учительского института. После окончания института получил назначение на должность директора Степновской школы. Затем долгие годы руководил средними школами в Сеитовке, Красном Яру. Несколько лет проработал и секретарем Красноярского райкома партии, затем снова вернулся к педагогической деятельности.
За годы общения с Шапи Калиевичем я многое узнал о нём. Он ведь был превосходным рассказчиком. Замечу, долгие годы жизни он посвятил чтению лекции на международные темы. Как искуссный оратор он умел привлечь слушателей, задеть за живое каждого присутствующего в аудитории. Его лекции не оставляли равнодушными людей. В приватных беседах я спрашивал у него: как он умудряется запоминать обилие фактов и цифр в таком почтенном возрасте? "Готовлюсь же, да и опыт кое-что значит", - отвечал он. Другой его секрет: старание, чувство ответственности за выполняемое дело.
Впрочем, Ш.К. Карасаев любую работу выполнял ны высоком уровне. И за профессиональную, и за общественную деятельность его признавали лучшим – награждали почетными знаками министерства образования, общества "Знание".
У Шапи Калиевича была ещё слабость – любовь к народной музыке. Он неплохо исполнял казахские песни. Притом постоянно пополнял свой репертуар. «Меня вокал пленял с детства, - говорил он однажды. - Любил слушать местных импровизаторов. Когда подрос, учился в Астрахани, заинтересовался искусством русских и других народов. Но домбра все же оказалась ближе к душе, как и казахская народная песня. Когда демобилизовался из армии в 1946 году из Забайкалья, специально заехал в Алматы, чтобы увидеть и услышать артистов. Задержался там на полмесяца, зато побывал на всех концертах, вживую слушал знаменитостей. С тех пор не пропускаю ни одного концерта мастеров искусств Казахстана, приезжающих в Астрахань. Собрал значительную коллекцию пластинок, кассет с народными песнями. По ним я заучиваю наиболее понравившиеся».
Его жизнь оборвалась неожиданно, в возрасте 82 года. Он оставался оптимистом, всегда живо интересовался жизнью общества, высказывал свои взгляды, давал дельные советы. Его нет с нами много лет, но иногда, при обсуждении некоторых вопросов, чувствуется нехватка его мудрых предложений.
Амиржан Истилеев (статья от 2013 г.)
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, буду вам очень благодарен.
С Уважением, Истилеев Амиржан.