Найти в Дзене
Istileev Amirzhan

Мудростью он был не заменим

«Шапи Калиевич – истинный сын своего народа. В слово «своего» я вкладываю глубокий смысл: он заботился, воспитывал, стремился сделать тех людей, с которыми общался, не только патриотами района, области и страны, но и интернационалистами. Он и к казахам, и русским, и ногайцам, и представителям других национальностей относился одинаково, потому что считал всех одинаково ответственными перед Отечеством, и всем в умы вкладывал одну и ту же учебную, политическую нагрузку, будучи учителем, партийным, общественным работником. Его историческая миссия особо выделилась в годы перестройки и смены общественных отношений. Шапи Калиевич остро переживал тот момент, когда в 60-е годы прошлого века в стране закрыли национальные школы. Ведь дети постепенно теряли родной язык. Он считал себя причастным этому явлению, потому что в те годы работал секретарём Красноярского райкома партии, директором школы, хотя от него тогда ничего не зависло, он был простым исполнителем программы.

На фото Карасаев Шапи Калиевич (фото из личного архива)
На фото Карасаев Шапи Калиевич (фото из личного архива)

В конце 80-х годов в стране изменилась политическая ситуация. Ш.К.Карасаев был одним из первых активистов в области, который начал выдвигать идею возрождения казахской культуры и языка. Я познакомился с ним именно в этот период. Тогда таких инициативных людей было мало, но идея обрела оболочку – в 1990 году в области создали общество казахской культуры и языка «Жолдастык», в работу которого активно включился Шапи Калиевич.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Он возглавил красноярский филиал и в течение многих лет оставался инициатором многих интересных дел.

"Ш.К.Карасаев был лидером, не боялся открыто говорить о недостатках не только в общественных организациях, но и в политических и властных структурах. Из-за этого даже пострадал. Такова участь видных общественных деятелей…».

Так мне рассказывал Н.С.Искаков, бессменный председатель АРОО казахской культуры «Жолдастык» в течение двадцати лет, ныне почетный председатель данной организации, председатель областного Фонда развития казахской культуры, когда разговор зашел об организации вечера воспоминаний в связи с 90-летием Ш.К.Карасаева.

А мне вспомнился другой случай. Это было в октябре 1989 года. Тогдашний первый секретарь об­кома партии И.Н. Дьяков вел прием граждан в Красном Яру. Я как корреспондент об­ластной партийной газеты «Волга» присутствовал при этом. Люди шли с утра до вечера с жало­бами, в основном по жилищ­ному вопросу. И только один Карасаев обратился к нему с предложением возродить ка­захскую культуру на Астрахан­ской земле: предметно вести урок родного языка, выпускать газету, телерадиопередачи, проводить фестивали, празд­ники на казахском языке. А чтобы эта работа велась по­стоянно, надо создать обще­ственное формирование. И.Н. Дьяков живо заинтересо­вался новой идеей. Видимо, ему до этого никто не препод­носил перестроечно-демок­ратической мысли в таком многоплановом виде.

На фото Иван Николаевич Дьяков (фото из открытых источников)
На фото Иван Николаевич Дьяков (фото из открытых источников)

Позже я узнал, что Иван Николаевич вызвал Шапи Калиевича к себе и вновь подробно расспрашивал о возможных вариантах продвижения идеи, затем организо­вал группу из пяти человек для поездки в Алма-Ату для пер­вых контактов. Астраханская делегация побывала в ЦК компартии республики, в министерствах культуры, об­разования, печати, радиотелекомитете. Были проработаны некоторые предложе­ния. Это был один из первых организационных моментов будущего общества "Жолдастык.

Осенью 1990 года в Крас­ноярском районе было созда­но общество казахской культу­ры и языка. Его возглавил Ш.К. Карасаев. И на этой обще­ственной должности он про­работал до февраля 2003 года. Все эти годы под его ру­ководством планомерно про­водились праздники "Наурыз",

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

фестивали детской песни "Энши балагандар", юбилейные торжества в честь казахских композиторов, пи­сателей, поэтов, дни казахс­кой культуры с участием ка­захстанских профессиональ­ных и самодеятельных арти­стов и другие культурно-про­светительные мероприятия. Неоценима заслуга общества в ве­дении в учебный процесс школ предметно, факульта­тивно родного языка. Благо­даря Ш.К. Карасаеву в селе Байбек был открыт центр ка­захской культуры и досуга "Жанару".

Центр казахской культуры "Жанару" (фото из открытых источников)
Центр казахской культуры "Жанару" (фото из открытых источников)

Результат очевиден - красноярские казахи вновь обрели подзабытые тради­ции, бытовые обряды. Обога­щенная такими способами жизнь заинтересовала и юное, подрастающее поколе­ние.

Безусловно, старания Ш.К. Карасаева не остались неза­меченными. У него много по­четных грамот, благодар­ственных писем от губернато­ра, от главы рай­она, но самой дорогой на­градой, ставшей уже семей­ной реликвией, является По­четная грамота Президента Казахстана НА.Назарбаева, в которой золотыми буквами выведено

"За большой вклад в развитие дружественных отношений между народами Казахстана и России".

Его трудовая жизнь началась в 1940 году, когда вернулся в родное село Байбек с дип­ломом учителя начальных классов, закончив Астраханс­кое педучилище. Поработать в школе ему не пришлось не долго - в начале следующего учебного года его призвали в армию. Уже шла война. Ш.К. Карасаева направляют в военное пехотное училище. Естественно, обучение было ускоренным. В 1942 году лейтенант Карасаев уже был на войне в составе 21-й стрелковой армии Юго-За­падного фронта. В одном из боев он получил тяжелое ра­нение в грудь. Госпитали, переезды из города в город, пока не оказался в Чите. После лечения его признают негодным для использования в действующей армии и направляют в органы местно­го военного управления по месту лечения. До­мой вернулся в 1946 году. И сразу – в родную школу. Вскоре женился на Айжамал Шукеровне, которой он, ухо­дя на фронт, оставил свой класс.

В 1949 году его взяли в аппарат райкома партии пропагандистом. Прорабо­тав год, он написал заявле­ние с просьбой отпустить его на учебу, потому что почув­ствовал нехватку знаний, и стал студентом учительского института. После окончания института получил назначе­ние на должность директо­ра Степновской школы. Затем долгие годы руководил средними школа­ми в Сеитовке, Красном Яру. Несколько лет проработал и секретарем Красноярского райкома партии, затем снова вернулся к педагогической деятельности.

За годы общения с Шапи Калиевичем я многое узнал о нём. Он ведь был превосходным рассказчиком. Замечу, долгие годы жизни он посвятил чтению лекции на международные темы. Как искуссный оратор он умел привлечь слушателей, задеть за живое каждого присутствующего в аудитории. Его лекции не оставляли равнодушными лю­дей. В приват­ных беседах я спрашивал у него: как он умудряется запо­минать обилие фактов и цифр в таком почтенном возрасте? "Готов­люсь же, да и опыт кое-что зна­чит", - отвечал он. Другой его секрет: старание, чувство ответственности за выполняемое дело.

Впрочем, Ш.К. Карасаев любую работу выполнял ны высоком уровне. И за профессиональную, и за общественную деятельность его признавали лучшим – награждали почетными знаками министерства образования, общества "Знание".

У Шапи Калиевича была ещё слабость – любовь к народной музыке. Он неплохо исполнял казахские песни. Притом постоянно пополнял свой репертуар. «Меня вокал пленял с детства, - говорил он однажды. - Любил слушать местных импрови­заторов. Когда подрос, учился в Астрахани, заинте­ресовался искусством рус­ских и других народов. Но домбра все же оказалась ближе к душе, как и казахс­кая народная песня. Когда демобилизовался из армии в 1946 году из Забайкалья, специально заехал в Алматы, чтобы увидеть и услы­шать артистов. Задержался там на полмесяца, зато по­бывал на всех концертах, вживую слушал знаменито­стей. С тех пор не пропус­каю ни одного концерта ма­стеров искусств Казахстана, приезжающих в Астрахань. Собрал значительную кол­лекцию пластинок, кассет с народными песнями. По ним я заучиваю наиболее понравившиеся».

Его жизнь оборвалась неожиданно, в возрасте 82 года. Он оставался оптимистом, всегда живо интересовался жизнью общества, высказывал свои взгляды, давал дельные советы. Его нет с нами много лет, но иногда, при обсуждении некоторых вопросов, чувствуется нехватка его мудрых предложений.

Амиржан Истилеев (статья от 2013 г.)

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, буду вам очень благодарен.

С Уважением, Истилеев Амиржан.