Найти тему

Владимир Толстов. Уникальный русский зодчий Радишевский оставивший заметный след в истории Калуги.

Оглавление

Выдающийся русский зодчий Анисим Михайлов Радишевский, оставивший в калужской истории заметный след, жил на стыке XVI и XVII веков в неспокойные для Руси времена государственных переворотов и смут. Калужанам он известен как зодчий, который восстанавливал деревянный калужский кремль после опустошительного пожара случившегося в городе 1622 году сразу после Смутного времени. Во всевозможных исторических источниках его имя упоминается в двух написаниях: Онисима Михайлова - Михайлова по отцу, и Анисима Радишевского - по месту рождения (город Радищев). Он занимался книжным печатным и переплётным делом, был пушкарских дел мастером, лил колокола, был гидротехником и строителем, а так же составителем первой на Руси уникальной военной инженерно-технической книги.

Родился Анисим около 1570 года в небольшом городке Радищев (Радзехов), в Великом княжестве Литовском, и вырос на Волыни, недалеко от Львова, в небольшом городке Радищев (Радзехов) между 1560 и 1565 годами, отсюда и Радишевский. Здесь он повстречал первопечатника Ивана Фёдорова, который бежал из Московии в Литву: «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли». У него стал учиться печатному делу.

Дело в том что печатая свои книги Иван Фёдоров лишал церковь солидных доходов от переписывания, ведь стоимость рукописной книги в то время стоила кучу денег на которую можно было бы купить несколько деревень с землёй и крестьянами. Фёдоров изготовление книг значительно удешевил и ускорил, что не нравилось церковным властям.

Анисим Радишевский работал с Иваном Фёдоровым в Остроге с 1578 по 1581 год и принимал активное участие в создании знаменитой Острожской Библии – первой полной Библии на церковнославянском языке. Должно быть, именно Иван Фёдоров и пробудил в Анисиме мечту – отправиться в Московию, на службу к грозному царю Ивану.

На Московском печатном дворе

В Москве Анисим появился на рубеже 1585–1586 годов и устроился переплётных дел мастером на Печатный двор, под начало Андроника Тимофеева Невежи. Иван IV к тому времени уже умер, и на русском престоле восседал его сын, безвольный царь Фёдор. Страной же управлял царский шурин Борис Годунов.

Тогда имя Анисима Михайлова и появилось впервые в дошедших до нас исторических документах:

«Царю государю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии бьет челом холоп твой выезжий из Литвы печатных книг переплетный мастер Анисимец Михайлов. Вышел я, холоп твой, из Литвы … и твое царское дело делаю у печатных дел. … Царь государь, пожалуй ... Ондреевским дворишком, чтоб меж дворы не волочился. Плачуся и челом бью».

Челобитная была удовлетворена, и Анисим получил от царя «ондреевский домишко», о чем и гласит царский указ о пожаловании Анисиму Радишевскому двора в Ругодивской слободе. Можно с лёгкостью предположить, что Анисим был вполне доволен, как складывалась его жизнь в Москве: свой дом, хорошо оплачиваемая и интересная работа, прекрасные карьерные перспективы.

Четвероевангелие Анисима Михайлова Радишевского.

Тем временем умер царь Фёдор, чем и закончилось правление московских Рюриков на Руси. На московском престоле обустроился Борис Годунов, а в Польше появился якобы спасшийся сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Польско-литовские магнаты потребовали, чтобы будущий Лжедмитрий I принял католичество, и это событие удивительным образом сказалось на судьбе нашего героя, скромного переплётчика с Печатного двора.

Анисим как православный выходец из польско-литовских земель получил на Московском печатном дворе собственную печатную избу, где в 1606 году создал своё знаменитое Четвероевангелие – второе иллюстрированное Евангелие на Руси. Теперь оно хранится в Калужском краеведческом музее.

Мастер начал набирать Евангелие 30 марта 1605 года, а завершил печатание книги 29 июня 1606. За это короткое время произошло многое: скончался царь Борис, в Москву вошёл Лжедмитрий I. Но и его правление было недолгим, и заканчивал Анисим свою работу уже при новом царе – Василии Шуйском.

«От усердия души прилежно молю, яко хотяще... сию книгу прочитати или преписывати, аще приключися некое погрешение, милостиви нам будите и незазориви ума нашего немощи и недоумению, сами же... исправляйте».

Послесловие Анисима к его Евангелию.

Даже в Смутные времена печатные станки не молчат.

Следующее свое издание – «Устав, или Око церковное» Анисим начал в 1607 году, а выпустил в свет в 1610 году. За это время на Руси в который раз произошло многое: восстание Ивана Болотникова и подавление его Шуйским, появление новых самозванцев, в том числе и Лжедмитрия II.

«Устав» представлял собой свод правил для церковной и монашеской жизни и насчитывал более 1200 страниц. Это была очень толстая – 20 с лишним сантиметров – и увесистая книга. «Устав» стал не только первым печатным изданием такого рода, но и первой книгой которую начали массово сжигать в середине XVII века объявив её еретической.

Рукописный «Устав ратных, пушечных и других дел».

19 марта 1611 года в захваченной польско-шведскими войсками Москве произошёл страшный пожар. Сгорел и весь Печатный двор.

Как жил Анисим Радишевский последующие 10 лет, можно только предполагать. Скорее всего, он устроился на службу в один из приказов и занимался своим новым творением – составлял «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Этот сборник и стал первой в России военной инженерно-технической книгой.

УСТАВ РАТНЫХ И ПУШЕЧНЫХ ДЕЛ  И РИСУНКИ ДЛЯ ПОЛЕВОЙ АРТИЛЛЕРИИ . СПб 1840 г.
УСТАВ РАТНЫХ И ПУШЕЧНЫХ ДЕЛ И РИСУНКИ ДЛЯ ПОЛЕВОЙ АРТИЛЛЕРИИ . СПб 1840 г.

«Устав» Анисиму заказал ещё Василий Шуйский, закончил же его наш герой уже при первом Романове – царе Михаиле Фёдоровиче. Книга представляла собой сборник переводов с немецкого, латинского и французского языков «для ведома … и иных розных государьств всяких чинов и урядств».

Что удивительно, «Устав» Анисима был рукописным. Напечатали его лишь в 1777 году.

Тайных колодезных дел мастер

Изучение воинского и инженерного дела, которое понадобилось Анисиму для составления «Устава», позволило нашему мастеру устроиться в Пушкарский приказ. Зная о том что в то время литье пушек и колоколов производилось по "одному рецепту" мы вправе предполагать, что многогранное дарование Анисима, позволило ему отливать и колокола. Об этом упоминается в переписи 1620 года где имеется запись о «колокольнике Анисиме Михайлове, живущем в Кисельном переулке у Сретенских ворот». Лихие времена минули, и Анисим вновь стал зажиточным московитянином, что подтверждает следующая дошедшая до нас запись:

Колуга на карте Московии выпущенная Герберштейном в 1551 году
Колуга на карте Московии выпущенная Герберштейном в 1551 году

«Государь царь и великий князь Михайла Федорович всеа Русии пожаловал мастера Онисима Радишевского, дал ему за свое государево годовое жалованье из своей государевой казны с Козеннова двора сукно доброе аглинское. И по государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии указу дьяку Булгаку Милованову велети мастеру Онисиму Радышевскому дать сукно доброе аглинское».

Знал Анисим и гидротехническое дело: строил колодцы, устанавливал плотины. Колодцы и в те времена представляли собой сложные инженерные сооружения и строились в крепостях с расчётом на долгую осаду.

Известно, что Анисим занимался «колодезным и тайничным делом» в Путивле. Нам же будет более интересна его работа в Калуге, куда он прибыл из Москвы после возведения двух плотин на реке Рыбинка. Плотины и пруд Анисим создавал по заказу матери царя Михаила Фёдоровича – инокини Марфы Ивановны.

Начало XVII века было для Калуги временем тяжких испытаний.

«...А прошлом в 127-м (1618) году в ноябре приходили под Калугу черкасы и острог взяли, и церкви божьи разорили и всякое церковное строенье поймали, и людей многих побили и в полон поймали, а дворы их и в рядех лавки со всякими товары и с хлебными запасы пожгли, а которые досталные посацкие люди ушли в город и сели в осаде, з голоду померли».

-4

В 1622 году Калуга почти полностью сгорела в страшном пожаре: «в нынешнем де в 130-м году на Святой неделе в четверг божиим гневом в Калуге город и острог, и дворы их, и лавки со всеми их животы погорели без останку».

Анисим прибыл в Калугу в 1625 году, когда город отстраивали заново. В его задачи входило построить тайный колодец в кремле, чтобы на случай очередной осады у горожан не было проблем с водой.

За строительство колодца Анисим был щедро вознаграждён: «... государева жалованья Анисиму Родышевскому десять аршин камки адамашки зеленой, мелкотравной, цена по дватцать по одному алтыну по четыре денги аршин, пять аршин тафты виницейки двоеличной, цена по дватцать по одному алтыну по четыре денги, четыре аршина сукна лундышу гвоздичного, цена по полутора рубли аршин. Дано».

Сооружённый Анисимом колодец прослужил калужанам целых 16 лет, о чём гласит следующий исторический документ, датируемый 1641 годом: «В Колуге де во городе колодец, что делал Онисим Радышевской, завалился, а иных де колодезей и тайников в Колуге нет, и колодезников де в Колуге нет де, того колодезя зделать некому».

Из тех же исторических документов можно узнать, что глубина калужского колодца Анисима Радишевского была больше 75 метров, а построили его из дерева. Это было очень сложное инженерное сооружение, требующее точных расчётов и всесторонних знаний.

Калужский колодец стал последним известным творением нашего героя. Анисим до конца своих дней служил на Пушечном дворе и был ещё не раз жалован из казны за свои заслуги: «Пушкарских дел мастеру Онисиму Радышевскому за 30 четвертей ржи, за 3 четверти овса, за 3 осмини круп, за 3 осмины гороху, за 10 пудов соли – 14 рублей 4 алтына полтрети деньги».

Скончался Анисим Михайлов Радишевский между 1629 и 1631 годами. По другой информации свой жизненный путь Анисим Михайлов Радишевский окончил в преклонном возрасте в июле 1648 года в Великом Устюге, куда был послан для подготовки и осуществления строительства городских крепостных и водовзводных сооружений. Тогда там произошло возмущение посадских людей и, как позже сообщал царю устюжский воевода Милославский, « Онисим Михайлов и другие приказнослужители были убити и брошены в реку Сухону». Горожане возмутились тем, что огромная стоимость предполагавшихся строительных и гидротехнических работ воеводой непомерно распределялась на городское население. Как сейчас бы сказали наш мастер "погиб при исполнении" до конца своих дней преклонных лет придумывая и строя всевозможные новаторские сооружения. Он был разносторонне одаренным и образованным человеком, одним из видных деятелей русской культуры XVII столетия. Его вклад в крепостное зодчество, в создание подземных сооружений, в гидротехническое строительство, литейное и оружейное дела, был поистине неоценим.

ВПРОЧЕМ ЧТОБЫ НЕ ПОРТИТЬ ПЕЧАЛЬЮ ОБЩУЮ КАРТИНУ МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ ТАК.

Свой жизненный путь Анисим Михайлов Радишевский окончил в преклонном возрасте в июле 1648 года в Великом Устюге, куда был послан для подготовки и осуществления строительства городских крепостных и водовзводных сооружений, погиб во время городских беспорядков о чем есть упоминание в донесении устюжского воеводы Мстиславского. Зодчий до конца своих преклонных лет придумывал и строил всевозможные новаторские сооружения, был разносторонне одаренным и образованным человеком, одним из видных деятелей русской культуры XVII столетия. Его вклад в крепостное зодчество, в создание подземных сооружений, в гидротехническое строительство, литейное и оружейное дела, был поистине неоценим.