Найти тему

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧАХ ПЕВЦА

Слушательской аудитории нужен вокалист не только безупречный со стороны технического владения голосом, но, в первую очередь, художник-исполнитель, осознающий свои намерения, мысли, эмоции, готовый в любой момент, а не только в минуты «настроения», к продуманному, увлекающему творческому выступлению. Проблемы воспитания такого типа исполнителя весьма разносторонни, актуальны и требуют своего анализа.

Психика обучающегося пению должна быть подготовлена к нескончаемому процессу творческого, умственного труда. Вокалисту надлежит любить и ценить книгу не меньше, чем оперный клавир или сборник романсов. Вокалист обязан владеть не только словесным и музыкальным текстом сочинения, но и обладать интеллектом, чувствовать потребность к разносторонней аналитической работе над произведением. Ничто не должно казаться лишним и ненужным; любые исторические сведения неминуемо обогатят исполнение, а также глубокое погружение в литературу, драматургию произведения, и даже в биографию композитора, написавшего это сочинение. В единый процесс обучения вокалиста включается формирование его мировоззрения, как будущего деятеля культуры, своим трудом и искусством способствующего пропаганде великих деяний народа. Исполнитель должен стать высокообразованным и инициативным специалистом, обладающим широким кругозором и безошибочно разбирающимся в вопросах идеологии, выбора репертуара, интерпретации произведений.

Изучая традиции, идущие от выдающихся деятелей искусств нашего прошлого, певец должен следовать примеру наиболее передовых из них. Четкость и твёрдость собственных идеологических позиций внушат исполнитель стремление и интерес подчёркивать то прогрессивное, что вложено в музыку композитором : народность, гуманизм музыкальных образов, яркость отражения положительных и отрицательных черт изображаемой эпохи и современной ему действительности. Как активный участник строительства нового общества, имея целью поднимать культурный уровень и совершенствовать вкус широких масс, певец должен находить удовлетворение от своей деятельности не в узко-личном успехе через потворство вкусам мало подготовленного слушателя, а от сознания, что он приобщает современников к лучшим образцам творчества всех времён.

С самого начала обучения необходимо привести студента к убеждению, что только при большом труде он может добиться достижений. Надо развивать в студенте такие черты, как любознательность, пытливость, неудовлетворённость уровнем своих знаний, внушая ему, что «не стыдно не знать», стыдно «не стремиться узнать».

С каждым курсом будет усложняться и язык педагога в изложении задач, но самый принцип воспитания певца останется тем же, он заключается в единстве художественно-исполнительского и технического развития учащегося. Естественно, что доза технических моментов вначале будет значительно преобладать, затем по мере овладения техникой она будет все более становиться средством выявления содержания, но все же ещё придётся систематически к ней возвращаться, пока певец не станет артистом с выработанной и подчиненной ему системой звуковедения ; тогда ему останется только выбирать нужный приём для реализации данного художественного замысла, а в дальнейшем совсем не думать о приёме, настолько он будет привычным.

На ранней стадии обучения, получая произведение для работы, студент сначала знакомится с ним в классе, прослушивает его, глядя в ноты и читая мысленно текст при едва слышном надевании педагога. Не следует навязывать студенту интерпретацию педагога. Она должна постепенно родиться из собственного понимания произведения ( конечно, под руководством и под непосредственным контролем руководителя). При первом ознакомлении присутствует и синтез, и анализ, взаимно друг друга обогащающие ; сначала синтез, то есть восприятие произведения в его целостности, единстве, а потом и анализ связи его частей.

Если произведение трудное, желательно первое прослушивание повторить, а до и после следует разъяснения педагога о его содержании, композиторе и поэте. Иногда, в виде исключения, можно предварительно прочесть текст, но лучше слова и музыку усваивать одновременно. Желательно, чтобы в первой стадии ознакомления студент не подпевал, не отвлекался бы процессом пения и звучанием своего голоса, а непосредственно постигал произведение, вникая в него внутренним слухом. Очень важно, чтобы в самом начале студент голосом не воспроизводил мелодию с ошибками, так как нота, однажды спетая неверно, уже запечатлевается в мозгу и потребуются лишние усилия, чтобы заглушить её. Необходимо до пения хорошо проанализировать произведение, чтобы все его элементы были студенту ясны. Непременно ученик должен под руководством концертмейстера или на уроке общего курса фортепиано освоить аккомпанемент, проиграть хотя бы свою вокальную партию. Постепенно углубляясь вникнуть в текст, останавливаясь на отдельных ритмических и мелодических трудностях, проанализировать партию фортепиано и только тогда, когда произведение освоено, когда мелодия уже интонируемая внутренним слухом, начинать её петь звуком средней силы. Желательно сразу и как можно скорее выучить наизусть.

Только то произведение может считаться готовым к публичному показу, которое исчерпывающе усвоено исполнителем, то есть безукоризненно выучено наизусть, детально разобрано и проанализировано, если все исторические сведения найдены и проработаны. Если певец не запомнил ещё текста и вынужден заглядывать на сцене в тетрадочку ( а в нынешнее время в гаджет), значит, он ещё не вполне готов к выступлению, и чувство ответственности перед композитором, самим собой и аудиторией не должно допускать его до исполнения этого произведения. В прошлом было принято петь на сцене романсы по нотам ( об этом говорят и старинные фотографии ), но теперь эта мода давно забыта.

Итак, для того чтобы достичь совершенства, надо бесконечно много работать. Артист должен тренировать свою память так же , как все остальные компоненты музыкального исполнительства, причём надо заметить, что способность к быстрой и безукоризненной выучке нотного текста поддаётся развитию.

Студень должен пользоваться всеми видами памяти : включать при изучении и зрительную память, и слуховую, и, обязательно моторную. Необходимо уметь считать рукой, но добиться, чтобы рука не мешала, а вела бы ритм, и мелодию, как бы давая музыке импульс, который к тактного певца перестаёт быть тактированием, а делается а делается какой-то внутренней организацией музыки. Это готовит к общению с дирижёром и свободному владению rubato. Такой метод разучивания необычайно эффективен в ансамблях.

Как только ученик может безошибочно воспроизводить голосом мелодию, педагог должен сразу добиваться творчески и исполнительски активного пения. Исполняемая в классе музыка должна быть одухотворена.

Одновременно с принципами звукообразования ученику необходимо внушать, что голос есть средство выражения музыки и текста; даже при самых первых упражнениях полезно говорить о наивности, красоте, и мягкости, но отнюдь не о силе звука. Это убережёт певца от форсировки. В вокализах надо всегда искать музыку и прекрасное в ней; богатый материал в этом смысле дают вокализы Варламова и Глинки.

Ученику должно быть известно, почему и с какой целью данное произведение включено в индивидуальный план, при составлении которого желательно руководствоваться не только степенью продвинутости и индивидуальными особенностями каждого, но и репертуаром. Если пожелания ученика не соответствуют возможностям, то всё же иногда можно пойти на уступку в надежде, что студент проявит интерес к преодолению трудностей, работая над произведением по своему выбору.

С самого начала работы в классе студент должен узнать, что такое правдивость и искренность чувствований, хороший вкус, простота и исполнительский такт.

Великие русские певцы несут, наряду с другими ценными сторонами своего искусства - естественность и благородство.

В дальнейшем необходимо беседовать со студентом о проблеме взаимоотношения мысли и чувства, о том что они должны быть уравновешены, так как «горячее сердце» и «холодный ум», как говорил Станиславский, в единстве руководят певцом и в подготовительной работе над образом, и в момент выступление перед публикой.

Студенту должна быть также вполне ясна проблема формы содержания в исполнительстве. Белинский говорил : «Без мысли всякая форма мертва, без формы мысль есть только могущее, но не сущее» , а также : «Нет границы между идеею и формою, но та и другая является целым и единым органическим созданием»

После детального ознакомления с произведением его художественно-образной сферой, студенту надлежит продумать свои исполнительские намерения, а затем осуществить их.

Имея цель исполнить любое произведение перед аудиторией ( независимо от жанра ), певец должен найти возможность обогатить свои знания и впечатления.

Первым долгом исполнителю следует убедиться в равном значении для него и музыкальной и словесной сторон произведения. Он должен проявить интерес к творчеству композитора в целом, глубоко ознакомиться с литературным первоисточником и его создателем, изучить биографию поэта и общественную атмосферу тех лет. Исполнителю необходимо расширить свои познания в области литературы, истории, философии, ему не безразлично должно быть, почему композитор написал данное произведение. Певец должен много читать, особенно стихов, чтобы чувствовать поэтический образ исполняемого произведения.

Вопросы видения, представления приобретают особое значение, когда студент приходит в камерный класс. Как исполнитель, выносивший на публику результаты своего труда в виде и оперных партий, и больших камерный программ, я утверждаю, что спеть в спектакле оперную партию легче, чем вынести на эстраду цельную концертную программу ( имеется в виду именно «спеть», а не «приготовить»). В опере всё артиста помогает : он имеет целый вечер, а не несколько минут пения ; если не все удалось в первом акте, можно поправить это в последующих; с ним дирижёр, суфлёр. Обычно находится время для распевок перед арией или главной сценой на мелких фразах вокалист эффективно загримирован, меняет костюмы, выступает на фоне красивых декораций, и , кроме того, не он один несёт ответственность за весь спектакль. Самое же главное в том, что его переключение из одного состояния в другое идёт в опере логичным путём по ходу действия.

В заключении хочется обратить внимание на незыблемый, общий принцип работы над произведением. Суть его в глубоком изучении поэзии и музыки, в творческом истолковании и точном воспроизведении авторского текста. Всякого рода внешние эффекты, изменения, уводящие слушателя от замысла композитора, показ себя, а не музыки и поэзии - НЕДОПУСТИМЫ ! В процессе работы, в результате тонкого и углубленного анализа текста исполнитель должен, уяснив себе общий характер и смысл произведения, искать конкретные творческие задачи для наиболее полного раскрытия содержания.

Чтобы подготовить студента к концертным выступлениям, педагог должен проводить большую воспитательную работу по развитию воли, внимания, тонкого вкуса, самоконтроля певца, в также подготовить психику к владению аудиторией. Для этого рекомендуется выпускать певца перед слушателями только с хорошо усвоенным репертуаром. Надежда студента на то, что произведение «дозреет перед публикой» - большое заблуждение, так как приучает его к легкомысленному и безответственному отношению. Необходимо предварительно исполнить всю программу без остановки, проверяя себя на выдержку и выносливость. Полезным может оказаться неоднократное пропевание перед студентами в своём классе. За несколько дней до выступления обязательна репетиция в зале, чтобы иметь время все продумать и осознать, свои ощущения. Во время работы над произведением полезно внутренним слухом совершенствовать интерпретацию и без рояля стараться воспроизводить в представлении музыкально-психологический образ. Много по-настоящему творческих интонаций возникает после этого в момент перехода к пению голосом с роялем, когда окончательно выявляется «линия сквозного действия» (Станиславский) и соединяет воедино, точно нить разрозненных бус, все элементы, направляя их к общей «сверхзадаче». Полученные в результате творческого подъёма перед публикой новые штрихи более углублённого истолкования произведения должны фиксироваться в памяти исполнителя, и таким образом интерпретация будет обогащаться от выступления к выступлению. Важное значение также имеет выявления внутреннего смысла произведения, так называемого «подтекста». Можно со смехом говорить о страхе и со злобой о любви; надо не иллюстрироваться слово, поющееся в данный момент, в искать то, что за ним стоит, то есть стремиться к правдивому раскрытию содержания.

Одна из главных задач педагога состоит в выявлении индивидуальности студента и развитии яркости и самобытности его натуры, предостережении от подражания, чтобы он был самим собой и не превращался в копию какого-либо оригинала. Это ведёт к штампу и рутине. Убеждая учащегося, как можно меньше подражать, педагогике должен становиться догматиком в этом вопросе. Иногда можно поддержать закономерное стремление студента, услышавшего в исполнении хорошего певца нового произведения и самому попробовать себя в этой музыке. Запретить - легко, но лучше поработать с молодым певцом, проявить педагогическую изобретательность, чтобы указать на что-то новое в интерпретации, более близкое его творческий индивидуальности и характеру вокальных данных.

Таковы мои соображения по вопросу воспитания советского певца и роли педагога, призванного подготовить своего ученика к достойному выполнению поставленных перед ним задач в соответсвии с высокими запросами нашего общества.

( Вера Ильинична Павловская-Боровик русская и советская оперная и драматическая певица, педагог ( лирико-драматическое сопрано) из книги «Вопросы вокальной педагогики, 1982 г )

Пение
3339 интересуются