Пересказ... Казалось бы, что может быть проще? Читай и повторяй. На деле же многие школьники (и не только школьники) испытывают трудности с этим заданием.
Почему же педагоги советуют уделять особое внимание пересказу?
Есть такое правило. Если ты услышал какую-то мысль – это чужая мысль. Если повторил её – она нашла место в твоей голове. Если же ты высказываешь эту мысль много раз – она стала твоей.
То же самое происходит и с текстом. Прочитал один раз – что-то понял, что-то нет. Смог ответить на вопросы – понял главную мыль. Пересказал – усвоил.
Но почему детям трудно пересказывать прочитанные рассказы и сказки? Почему они делают длительные паузы, подбирая нужное слово? Почему забывают последовательность событий? Самое первое, что приходит в голову – плохая память. Но это не совсем так.
То, что дети понимают, они запоминают легко (так же, как и взрослые). Если текст непонятен – хорошая память тут не поможет. Можно, конечно, зазубрить, но зубрёжка вредна и нецелесообразна, если ты не студент медицинского факультета.
Есть простые правила, чтобы научиться хорошо пересказывать тексты:
1. Убедитесь, что ребёнок действительно понял текст. Очень часто, прочитав рассказ, ребёнок говорит, что ему все понятно. Но когда его просят пересказать, он не знает, что говорить.
Задайте как можно больше вопросов такого типа: про что (кого) этот рассказ, кто здесь главные герои, кто второстепенные, какое самое главное событие описано в этом рассказе, какая главная мысль и т.д.
2. Дальше переходите к описанию героев, событий, которые использует автор: девочка какая (весёлая, добрая, капризная), котёнок какой (озорной, игривый), лес какой (густой, тёмный) и т.д. Вспоминайте вместе с ребёнком, какие слова использованы в данном тексте. Пусть он произнесёт сложные для него слова несколько раз. Если непонятен смысл каких-то слов, обязательно надо их объяснить.
3. Разбейте текст на смысловые части. Каждую часть надо записать или зарисовать (если ребенок не может писать). Получится план пересказа. Если вы решили нарисовать на каждый эпизод картинку, получится подобие комикса – цепочка картинок, опираясь на которые ребёнку будет легче вспоминать сюжет и пересказывать его. Этакая шпаргалка.
Когда вы учились, то наверняка замечали, что лучше всего запоминаются те темы, на которые пишутся шпаргалки. Так и с пересказом.
Если вы рисовали картинки, то каждую можно дополнить тезисом: 1. лес готовится к осени; 2. Маша с родителями поехала за грибами и так далее.
4. Опираясь на собственноручно изготовленную шпаргалку, ребёнок рассказывает историю, которой вы уделили уже достаточно много внимания.
Если вы терпеливо выполните все предыдущие пункты, то пересказ будет максимально близок к тексту.
Когда ребёнок освоил прямой линейный пересказ, похулиганьте с ним. Расскажите известную историю в обратном порядке. Можете рассказывать истории от лица других персонажей. Например, сказку про Красную Шапочку расскажем от лица охотников:
Как-то раз, пошли мы на охоту. Погода стояла отличная. Только зверь нам никак не попадался. Полдня бродили мы по лесу и, наконец, забрели на опушку леса. Смотрим, стоит избушка. А оттуда слышны странные звуки. Мы сразу почуяли неладное. Вошли в дом и увидели, как волк в женской одежде катается по полу и стонет. Тут мы быстро сообразили, что он съел хозяев этого дома… И так далее.
Эти очень простые, но такие необходимые шаги, могут сотворить чудо – ваш ребёнок научится выделять главную и второстепенные мысли в тексте. Научится делать акценты на деталях. И как результат – сможет прекрасно пересказывать тексты любой степени сложности (адекватно возрасту, конечно).
По этому алгоритму можно работать и взрослым.