Объем рынка экскурсионных услуг в России

244 прочитали

У каждого события, как у медали, две стороны. Последние пару лет привычное течение жизни потерпело изрядные изменения, в частности путешествия заграницу стали делом весьма сложным, но благодаря этому вырос спрос на туристические маршруты внутри нашей собственной страны.

У каждого события, как у медали, две стороны.

В России экскурсионные услуги населению и гостям регионов оказывают как туристические агентства, так и самостоятельные экскурсоводы и гиды, имеющие соответствующую квалификацию. На сегодняшний день на российском рынке экскурсионных услуг работают более 300 организаций и несколько тысяч самостоятельных экскурсоводов и гидов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.

На территории Российской Федерации в любом регионе есть исторические места, памятники архитектуры, святыни, места воинской славы, дома-музеи и многие другие достопримечательности. В каждом регионе есть компании, осуществляющие оказание экскурсионных услуг населению и туристам, но концентрация таких компаний выше в регионах, прежде всего популярных у самих россиян.

Наибольшее количество компаний по оказанию экскурсионных услуг работает в Краснодарском крае – 15% от общего количества. Это связано, в первую очередь, с тем фактом, что в Краснодарском крае расположены всероссийские здравницы побережья Черного моря. Кроме этого, здесь развито экскурсионное обслуживание, связанное с историей Кубани, историей развития курортов Краснодарского края, местами боевой славы. Сейчас в Краснодарском крае развиваются направления гастротуризма и агротуризма, что также положительно влияет на рынок экскурсионных услуг региона.

На втором месте Москва - 10%. Москва является центром экономической и культурной жизни страны, поэтому вовсе не удивительно, что столицу стремится посетить большое количество туристов. По этим же причинам именно здесь сосредоточены некоторые из крупнейших операторов рынка экскурсионных услуг.

На третьем месте Санкт-Петербург - 9% от общего количества компаний. Наша «Северная Венеция» известна по всему миру своей архитектурой, историей, набережными и знаменитыми разводными мостами.

У каждого события, как у медали, две стороны.-2

Согласно данным Росстата, несмотря на все сложности, российский рынок экскурсионных услуг показал положительную динамику на протяжении 2018-2020 гг. Прирост к 2017 г. в 2018 г. был максимальным и составил 179,5%, далее темпы прироста снизились: в 2019 г. прирост составил 10,7% к показателям 2018 г., в 2020 г. к 2019 г. прирост составил 16,7%. При этом максимального значения объем рынка достиг в 2020 г. с показателем 215,771 млн руб. В 2016–2017 гг. темпы прироста объемов рынка были отрицательными – 51,5% к показателю 2015 г. и 9,2 к показателю 2016 г., что обусловлено резким ростом объема рынка в 2014 г., за которым последовало снижение. В целом объем рынка в 2020 г. увеличился к показателю 2016 г. в 2,3 раза.

Рост объемов рынка экскурсионных услуг тесно связан с мероприятиями международного масштаба, проводимыми на территории России – Евровидение, Олимпиада, Чемпионат мира по футболу. Именно благодаря Чемпионату мира по футболу в 2018 г., объем рынка в этот период резко увеличился почти в 2 раза к 2017 г., поскольку приток в страну иностранных туристов стимулирует спрос на услуги экскурсоводов, гидов и гидов-переводчиков. Подобным фактом также объясняется и снижение объема рынка в 2016 г. – в период проведения Олимпиады-2014 в г. Сочи объем рынка резко вырос, в 2015 г. показатели рынка оставались на уровне 2014 г., в 2016 г. объемы резко снизились.

У каждого события, как у медали, две стороны.-3

Максимальное значение объема рынка достигнуто в 2020 г., минимальное значение за рассматриваемый период – в 2017 г. с показателем 59,748 млн руб. Основным драйвером роста рынка экскурсионных услуг в России, по оценкам аналитиков, является рост рынка туризма в России – проведение международных мероприятий, стимулирование внутреннего туризма. Скорее всего, в ближайшие годы российский рынок экскурсионных услуг будет развиваться аналогично предыдущим периодам – с учетом тренда развития на внутренний туризм, который оказывает однозначно положительное влияние, будут присутствовать и незначительные спады рынка, за которыми точно последует восстановление и рост.

Копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

#гидмаркет #маркетинговые исследования #рынок экскурсионных услуг #анализ рынка экскурсионных услуг