Фильм «Старший сын» вышел на экраны в далеком 1976 году. В это время я уже учился в школе, и реакцию зрителей на новую картину могу описать довольно подробно.
Фильм называли искренним и настоящим, до финальной сцены сочувствовали героям. А сейчас я думаю, что лента стала своеобразной энциклопедией советской жизни.
За кухонным столом, покрытым обязательной клетчатой клеенкой, обычно усаживалась вся семья. Чайник классической формы имелся в каждом доме, а для заварки служил фарфоровый чайник, иногда переходивший из поколения в поколение.
Сервировку дополняли сахарница и стаканы в натертых до блеска подстаканниках.
Небольшие городки, в которые не заглядывали иностранные туристы, обычно не отличались шикарным ландшафтом. Во дворах я постоянно замечал обшарпанную штукатурку, а входные двери из досок иногда даже не были покрашены.
Создатели фильма довольно верно воспроизвели эту атмосферу - интеллигентное семейство Сарафановых не могло похвалиться особым достатком. Например, лампочки на крыльце и в прихожей обходились без плафона, а проводка звонка шла прямо по стене.
Комнату, которую Сарафановы отвели для неожиданных гостей, тоже можно назвать вполне обычной. На стенах - бумажные обои, видавший виды полированный стол и коврик рядом с диваном.
Сейчас я не знаю, как объяснить эту советскую моду, но коврик с рисунком был обязательным атрибутом уютного дома. Если его не было, на стену прикрепляли покрывало.
Почти в каждой советской квартире был телевизор, в большинстве случаев отечественный, к примеру, Темп или Рубин. Скромный кларнетист явно не мог позволить себе купить дорогую марку, поэтому вряд ли к Сарафановым заходили соседи, когда кино было цветным.
Эмоциональная сцена разговора между Сильвой и Бусыгиным происходит на кухне, стены которой окрашены масляной краской «светлый верх-темный низ». Стандартный набор лопаточек и ложек для готовки был почти в каждом доме, как и обычная сушилка для посуды.
Когда мы смотрели кино всей семьей, дети спросили, где микроволновка и посудомоечная машина. Думаю, в те времена даже не все знали, что это вообще такое.
Интересны и кадры, где Нина, разговаривая с «братом», моет посуду. Теплой воды в доме, скорее всего, не было, поэтому девушка, чтобы ополоснуть чашки, сначала налила в небольшой таз воду из чайника.
Вместо «Фэйри» использовали соду, а иногда и хозяйственное мыло. В общем, люди справлялись, хотя нынешнее поколение, скорее всего, сочло бы такую ситуацию экстремальной.
Советские граждане просто обожали светильники-бра и хрустальные вазочки для фруктов. Их приобретали, как только появлялась возможность.
К слову сказать, импортная люстра могла стоить несколько зарплат школьного учителя. Я точно могу сказать, что большинство людей в семидесятые годы жили небогато, и все-таки такие аксессуары находили своего покупателя.
Кадры со съемок запечатлели двор, где, по сценарию, обитает гостеприимная семья - по моему мнению, типичный для советских времен.
Детская площадка с покосившимся «грибком» и качелями, обшарпанные стены и слой неубранных листьев тогда почти никого не смущали. Впрочем, на работе мы иногда обсуждали, что партийная элита или, например, начальники торговых баз живут несколько иначе.
Пожалуйста, напишите в комментариях, почему, по-вашему, советская промышленность не могла выпускать стильные и современные товары, и импортная продукция всегда была в дефиците.