Сериал "Хрустальный" – это большое и хорошее исключение из череды однотипных и слабых детективных сериалов. Для меня он стал приятным открытием. И, честно признаюсь, сработала не реклама, а сарафанное радио – рекомендация любителя мрачного, но качественного кино.
Почему все же стоит обратить на него внимание? Если вы любите психологически сложное кино со специфической атмосферой тоски и безнадеги, то сериал точно придется вам по душе. Стилистически он представляет собой своеобразный микс "Настоящего Детектива" и "Острых Предметов".
Помимо мучительного и выматывающего поиска маньяка, похищающего детей в провинциальном городке, зрителю придется прочувствовать по полной ломку главных героев из-за глубоких детских травм и насилия, которые невозможно забыть, лишь заглушить (чаще всего алкоголем и болью).
Главный герой Сергей Смирнов, лучший опер по отлову столичных маньяков, возвращается в свой родной маленький городок Хрустальный, где обнаружен изуродованный труп ребенка. Ему предстоит не только понять логику местного психопата, но заново прожить страшные эпизоды из своего детства, попытаться вернуть контакт с братом (глава местной полиции) и не погибнуть от пьяного угара или местных недоброжелателей.
Сценаристам удалось органично переплести в сюжете страшную историю исчезновения мальчиков, городскую коррупцию, криминал, насилие над детьми, круговую поруку - пороки общества, ломающие человеческое достоинство с самого раннего возраста. А главное – получилось воссоздать атмосферу безысходности и замкнутого круга, откуда нет шанса сбежать.
Сюжет петляет от одного героя к другому, щедро разбрасывая ложные подсказки и путая зрителя в бесконечных догадках, параллельно наращивая историю уездного города Х. слой за слоем. Мрак, агрессия, личные тайны, которые герои готовы оберегать даже ценой жизни окружающих.
Визуальный ряд и звуковое сопровождение достойны очень высокой оценки. Стиль выдержан от серии к серии и напоминает не только упомянутые выше "Острые Предметы" или "Настоящего Детектива", но также и вязкий нуар скандинавских триллеров.
Актеры справились со сложными, травмированными характерами своих героев. Они, действительно, играют и проживают на экране эту непростую жизнь, а не картонно отрабатывают диалоги. Некоторые эпизоды вышли, действительно, страшно реалистично.
Цветовая гамма и звуковая палитра погружают вас в эмоциональное болото, и в большей степени это болото очень узнаваемо – оно своё, родное. Нет новизны скандинавских пейзажей или техасского раздолья, только знакомые просторы и урбанистические пейзажи российской провинции. В итоге получился не просто детектив, но и социальная драма.
Можно придраться к некоторым деталям, но не хочется. На выходе получился добротный, держащий напряжение детектив.