Найти тему

Новая программа обучения в автошколах. Что изменится?

Много шума наделала новость о том, что в России разработали новую программу для обучения в автошколах на категорию «В». И якобы подход в обучении не менялся более 50 лет! Ведь за это время и транспортные средства стали другие, и постоянно появляются всевозможные технические новшества. Эксперт Авторадио Санкт-Петербург прояснит картину.

фото: www.zr.ru
фото: www.zr.ru

В основу программы лег модульный принцип обучения, теоретические занятия разделили на тематические блоки. По прохождению каждого модуля последует сдача экзамена. При несдаче гражданину выделят дополнительные часы, потом последует пересдача. За дополнительное обучение надо будет доплатить. А вот новость о том, что программа обучения водителей изменится впервые с 1960-го года, стала для нашего автоэксперта Дмитрия Попова большим откровением.

— У нас только в этом веке программы менялись уже пять раз. Причём перемены происходили радикальные: изменение в количестве часов обучения, добавилась психология, потом из категории В ушло железо, потом увеличилось количество часов, добавилась площадка, фигурное вождение и так далее.

Да и то, что сейчас анонсируется, как новшества, уже давно было предложено, опробовано и частично введено в систему подготовки будущих водителей. Возьмем, например, предлагаемый предмет по культуре вождения и этики водителя. Абсолютно те же самые темы поднимаются в уже имеющемся направлении «Психологии принятия решения».

— По поводу модульного принципа формирования программы должен заметить, на самом деле, модульность представлена в этом варианте только в виде смены названия. Предметы теперь называются модулями. Взаимозаменяемость элементов учебной программы не показана, сказано, что образовательные учреждения могут добавлять какие-то модули от себя, но по нынешнему постановлению правительства учреждения и так на основе примерной программы разрабатывают свою, в которую в состоянии добавить какие-то свои блоки.

Также предлагается снизить количество часов, которые ученик должен провести за рулем, с 56 до 46. А в условиях, когда зачастую именно отсутствие практики в полевых условиях становится причиной неуверенности начинающего водителя за рулем, такой шаг кажется не самым логичным. Тем же, кому не хватит запланированных часов, предлагается брать дополнительные занятия, которые, как многим хорошо известны, стоят в разы дороже.

— Так же, как и перевод некоторых тем занятий в категорию «самостоятельная подготовка». Все понимают, что самостоятельная работа – это не изучение, люди не будут осваивать этот материал, особенно, если он не попадает в экзаменационную программу. Социологическое исследование показывает, что 77% руководителей школ считают, что нынешние программы вполне себе неплохие, не надо ничего менять. Из трёх основных причин, почему ученики не сдают экзамены, главная - это маленькое количество часов занятий по вождению.

И еще один любопытный момент, который несколько смутил нашего автоэксперта Дмитрия Попова, который, к слову, долгие годы преподает в автошколе, так это обязательное внедрение в программу обучения так называемых «hazard тестов», то есть тестов на опасность.

— «Нazard тесты» могут уже быть в образовательном учреждении. Они вставлены в программу в качестве дополнительной работы. Делать их обязательными нужно только в случае, если кто-то вдруг захочет, чтобы приобретали именно эти видеоролики у него. И они делают упор на то, что hazard тестами пользуются некоторые европейские страны. А они их используют только в качестве дополнительного методического материала. Не более.

В проекте изменений в закон об образовании есть пункт, который может поставить под угрозу подготовку не только водителей, но и самих педагогов и инструкторов. Планируется, что обучать будущих наставников может образовательное учреждение с численностью педагогического состава не менее ста человек. И вполне возможно, что соискателям на эту должность из небольших городов придется ехать получать профессию в мегаполисы.