Помните в начале 90-х у многих появились видеомагнитофоны и я уверен что некоторые из Вас смотрели фильм с Томом Крузом про бравых пилотов. Тогда после эпохи перестройки такие фильмы смотрелись неискушенными соотечественниками на ура. Но давайте поговорим о главном герое...F-14.
В 1970-х годах на вооружение США поступили три революционных истребителя: F-14 Tomcat, F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon. Сегодня два из этих истребителей остаются не только на вооружении, но и в производстве, и только F-14 Top Gun перешел в разряд музейных.
Так что же случилось? Почему самолет не только был досрочно отправлен на пенсию, но и буквально отправлен в промышленный шредер, в то время как Eagle и Viper продолжают сходить с конвейера и по сей день?
Правда в том, что F-14 Tomcat был высокотехнологичным истребителем, который был создан в расчете на ядерный апокалипсис. Если вспомнить программу, ее проблемы и последующие решения, то картина становится немного яснее. F-14 имел для американцев смысл, когда СССР и США стояли недалеко от порога Третьей мировой войны... но после «Перестройки» Союз перестал держать руку на причинном месте, и он стал невероятно дорогим и иногда проблематичным решением проблемы, которой больше ни у кого не было. И что еще хуже, только часть флота F-14 оказалась действительно работоспособной.
Целью F-14 Tomcat были советские бомбардировщики
Grumman F-14 Tomcat был невероятно перспективным самолетом, и на то были веские причины. В эпоху, когда межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) еще не превратились в основное средство доставки ядерного оружия, Tomcat был разработан в основном для борьбы с самым мощным средством доставки ядерного оружия на американскую землю - флотом стратегических бомбардировщиков Советского Союза.
В настоящее время идея о том, что или Россия, или США может летать на бомбардировщиках над континентальной частью страны вероятного противника, кажется практически невозможной, в немалой степени благодаря передовым технологиям обнаружения, ПВО и сегодняшнему геополитическому климату. На пике холодной войны дело обстояло иначе. Угроза, исходящая от советских дальних бомбардировщиков, была настолько серьезной, что еще до того, как ракеты класса "воздух-воздух" получили широкое распространение в 1960-х годах, США разработали ракетное ядерное оружие класса "воздух-воздух", способное уничтожить целые воздушные группировки одним запуском.
Учитывая угрозу советских бомбардировщиков, вооруженных ядерным оружием или противокорабельными ракетами, компания Grumman разработала самый большой и тяжелый истребитель-носитель в истории, причем изрядная часть этого веса приходилась на новую ракету Phoenix и бортовые системы, необходимые для ее применения. Заправленный топливом и готовый к полету F-14 весил 27669 кг, что почти в два раза больше, чем у будущего F/A-18, и более чем в два раза больше, чем у полностью заправленного F-16 Fighting Falcon.
Несмотря на всю эту тяжесть, Tomcat все еще должен был быть быстрым, поэтому компания Grumman установила на F-14 двигатели TF30 компании Pratt & Whitney, которые первоначально устанавливались на F-111B, и которые не удалось продать ВМС. Каждый двигатель мог развивать тягу 6600 кгс в боевом режиме, а форсажная камера увеличивала мощность до 11385 кгс. В целом, F-14 мог использовать эти 22 000 с лишним кгс тяги, чтобы разогнать самолет до поразительной скорости 2,3 Маха, а его конструкция крыла с изменяемой стреловидностью обеспечивала отличную управляемость как на низких скоростях, необходимых для посадки на авианосец, так и на высоких скоростях, необходимых для перехвата самолета противника до того, как он успеет развернуть свои противокорабельные ракеты в сторону американского авианосца.
Благодаря этой конструкции крыла с изменяемой стреловидностью F-14 мог поворачивать круче, чем большинство его конкурентов 4-го поколения, включая маленький и проворный F-16. Это означало, что он мог не только быстро преодолевать расстояние для поражения советских бомбардировщиков, Tomcat действительно мог вести догфайт и побеждать, если это было бы необходимо…НО…
"Красивый самолет, оснащенный двумя кусками хлама".
При всех своих «возможностях» F-14 также мог доставить немало хлопот. Двигатели TF30 были действительно мощными, но они также были, пожалуй, слишком чувствительными для такой эксплуатации. Они были разработаны для еще более тяжелого самолета F-111B весом 36200 кг, но этот самолет был скорее бомбардировщиком, чем истребителем. Бомбардировщикам нужны мощные двигатели, чтобы нести полезную нагрузку на боевых скоростях, но они также имеют совсем другие параметры полета, чем истребители.
При работе на больших углах атаки или при быстрой регулировке пилотом подачи воздуха, двигатели были склонны к отказу компрессора. Эта проблема заставила некоторых назвать Tomcat "хорошим самолетом, оснащенным двумя кусками хлама".
"С самого начала вы, по сути, учите пилотов управлять двигателем в приоритете перед управлением самолетом", - сказал капитан Ли Тиллотсон, координатор программы F14 ВМС, газете Washington Post в 1984 году.
Более того, так как двигатели установлены на огромном расстоянии в 2,7 м друг от друга, чтобы обеспечить большую подъемную силу и больше места для размещения вооружения, отказ одного из двигателей мог привести самолет в часто неустранимый плоский штопор. Эти проблемы привели к потере в общей сложности 40 самолетов F-14.
Но не только проблема отказа двигателя была характерна для F-14. Лопатки турбины внутри двигателя также были склонны выходить из строя задолго до истечения предполагаемого срока службы, вызывая катастрофические повреждения двигателя и подвергая риску жизни пилотов.
Министр ВМС Джон Ф. Леман-младший заявил, что двигатель TF30 "на F-14 - это, вероятно, худшее несоответствие между двигателем и самолетом, которое мы имели за многие годы. Двигатель TF30 - просто ужасный двигатель, и на его долю приходится 28,2 процента всех аварий F14. Чем быстрее мы его снимем с вооружения, тем счастливее я буду", - сказал Леман Конгрессу в 1984 году – "Думаю, хорошая новость заключается в том, что все иранские F-14 оснащены TF30".
В 1987 году F-14 начали получать новые двигатели General Electric F110, которые обеспечивали большую тягу и устраняли многие проблемы надежности, связанные с TF30. Но на самом деле, из-за нестабильного бюджета переход от TF30 к F110 проходил медленно. К 1996 году, через девять лет после того, как F110 поступил на вооружение, флот ВМС насчитывал всего 126 "Томкэтов" с новыми двигателями GE, а остальные 212 все еще летали на проблемных TF30. На самом деле, F-14A с TF30 продолжали летать для ВМС вплоть до 2004 года.
Проблема с конструкцией крыла с изменяемой стреловидностью
Конструкция крыла F-14 с изменяемой стреловидностью - одна из самых ярких внешних характеристик самолета, и нельзя отрицать, что в этом есть смысл. Они могли менять угол наклона от 20° до 68° во время полета, чтобы обеспечить наилучшие летные характеристики как на малых, так и на больших скоростях. Позиционирование крыла контролировалось автоматически центральным бортовым компьютером, обеспечивая наилучшее соотношение подъемной силы и тяги в каждой конкретной ситуации, но пилот мог управлять ими и вручную.
Как вы можете себе представить, столь мощная и передовая система была не только сложной и тяжелой, но и требовала довольно сложного обслуживания. В зависимости от оценки ВМС, F-14 Tomcat требовал от 30 до 60 часов технического обслуживания на каждый час, проведенный в воздухе. Высокие цены, связанные с обслуживанием сложных систем стреловидного крыла, часто называют одной из самых серьезных причин раннего снятия "Томкэта" с вооружения по сравнению с его американскими аналогами.
Но хотя стоимость обслуживания, возможно, и была самой большой проблемой F-14, цена была не единственным, на что жаловались пилоты.
Хотя регулировка положения крыла была быстрой и автоматической, пилоты, тренирующиеся с "Томкэтами" на F-15 и F-16, вскоре начали сообщать, что изменения положения крыла помогают им быстро оценить динамику F-14 во время маневров. Как боксер сигнализирует о своем ударе, так и F-14 Tomcat телеграфировал о своих маневрах, упрощая их чтение и прогнозирование для опытных противников.
Ракета "Феникс" была малопригодна для борьбы с истребителями.
Если бы ВМС были вынуждены ввести свои F-14 в бой, скорее всего, они потеряли бы больше самолетов из-за отказов двигателей, чем от огня противника, и даже ракета "Феникс" вряд ли смогла бы изменить этот факт.
Хотя более поздние модификации F-14, такие как F-14B и F-14D, оснащались более надежными двигателями, цифровой кабиной и улучшенной авионикой, значительная часть флота эксплуатировала некачественные двигатели TF30 на протяжении большей части срока службы истребителя. Нагрузки этих самолетов были ограничены всего 6,5g, чтобы уменьшить риски отказов компрессора в двигателях, но это ставило Tomcat в невыгодное положение по сравнению с современными истребителями, такими как F-15, которые были рассчитаны на нагрузку более чем 9g. Некоторые, однако, по-прежнему утверждали, что F-14 Tomcat не нуждался в высокой скорости благодаря новой удивительной системе вооружения - ракете Phoenix.
Знаменитая ракета AIM-54 Phoenix и радар AN/AWG-9, разработанный специально для ее применения, действительно заслуживают уважения. Радар AN/AWG-9 мог идентифицировать и отслеживать до шести целей на расстоянии 160 км, а при оснащении шестью ракетами AIM-54 Pheonix F-14 мог запустить все свое вооружение всего за 38 секунд. В свое время это было оружие класса "воздух-воздух", которому не было равных, но оно просто не было предназначено для использования против вражеских истребителей.
AIM-54 Phoenix имел длину почти 4 метра, диаметр 38 см и дальность 200 км (хотя прицеливание ограничивалось 160 км). Ракета сбрасывалась как бомба перед зажиганием мощного двигателя, который сразу же поднимал ее на высоту 24000 метров, где она сближалась с целью и использовала свою кинетическую энергию, чтобы направить ее вниз в намеченную цель. Такой подход к дальнему бою работал против больших, медленно движущихся бомбардировщиков с винтовым приводом, подобных тем, что использовались Советским Союзом, но был малоэффективен против более быстрых и маневренных истребителей. Покрытие таких больших расстояний просто давало вражеским истребителям слишком много возможностей распознать, что они под прицелом, и уклониться.
В январе 1999 года два F-14 выпустили по одной ракете "Феникс" по двум иракским МиГ-25, но обе промахнулись. Позже в том же году другой F-14 выпустил по МиГ-23 ракету "Феникс", но снова промахнулся. Ни один из F-14, принадлежащих ВМС США никогда не сбивал вражеский самолет ракетой, для которой он был предназначен.
F-14 заставил F-35 показаться выгодной сделкой
Когда мы слышим разговоры о том, что F-14 был дорогим самолетом, это почти звучит приторно в эпоху триллионных истребительных программ, таких как F-35 Joint Strike Fighter компании Lockheed Martin, но так же, как трудно сравнивать кассовые сборы фильмов, выпущенных с разницей в десятилетия, инфляция способна лишить шокирующей ценности устаревшие цифры. Поэтому, в интересах контекста, давайте переведем цены на F-14 в цифры 2021 года.
В 1973 году первая партия самолетов F-14A обошлась ВМС в 38 миллионов долларов за самолет. Это звучит довольно дешево по сравнению с примерно 88 миллионами долларов за новый F-15EX в наши дни, но если скорректировать эту цифру с учетом инфляции за почти пять десятилетий, то получится шокирующая цифра - более 234 миллионов долларов за F-14 Tomcat.
Первоначальная стоимость единицы F-35 также была довольно высокой, но все же более чем на 10 миллионов долларов меньше, чем у Tomcat, - 221 миллион долларов за истребитель. К 1988 году, 13 лет спустя, F-14D стоил 74 миллиона долларов за единицу, что с учетом инфляции снижает цену "Томкэта" до 171 миллиона долларов за самолет в сегодняшних долларах. В прошлом году исполнилось 13 лет с момента выпуска первой партии F-35, и цена за единицу F-35A сейчас составляет около 78 миллионов долларов за самолет - на 93 миллиона долларов меньше, чем F-14 за самолет.
Когда вы видите эти цифры такими, какие они есть на самом деле, вы начинаете понимать, насколько мощную угрозу для США представляли собой советские бомбардировщики. Эти цены считались Пентагоном оправданными как средство предотвращения конца света, но после распада Советского Союза апокалипсис, похоже, был отложен на обозримое будущее.
В заключение
Когда F-14 впервые поднялся в небо, он был больше, тяжелее и мог нести больше боеприпасов, чем любой другой истребитель-носитель в истории. Он мог отслеживать и поражать вражеские бомбардировщики с в то время, когда многие национальные ВВС все еще ориентировались на пушки и пулеметы для борьбы в воздухе. В ходе последующих модернизаций он находился на переднем крае развития систем авионики и в конечном итоге даже приобрел солидные возможности в борьбе "воздух-земля", как у его многоцелевых аналогов.
Но забегать так далеко вперед дорого... и в конечном итоге именно доллары и центы диктуют состав истребительного флота Америки. Мог ли F-14 быть модернизирован, усовершенствован и улучшен, чтобы летать и сегодня? Конечно, можно. Но, как и в случае с F-22 Raptor... иногда сохранение действительно не плохого старого истребителя обходится дороже, чем разработка и создание нового. Возможно, у F-14 был короткий срок годности по сравнению с некоторыми другими истребителями 70-х годов, но нельзя отрицать... присутствие могучего "Томкэта" оказало долгосрочное влияние на военно-морскую авиацию.
Хотя F-15 и F-16 продержались намного дольше, но для некоторых F-14 всегда будет "Top Gun".
Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!
Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.
Также Вы можете прочитать другие статьи канала
Ожидаются осадки...возможно падение F-35
Почему Америка никогда не продавала F-22 Raptor иностранным государствам
Вы не знали об этом... три удивительных факта о "Черном дрозде"
Хищная птица. Потерянный бюджетный стелс.
Как НАТО планирует использовать Геркулесы в войне с Россией или Китаем. Разберемся по порядку.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Также подписывайтесь на телеграмм-канал. Спасибо за то что читайте публикацию.