Найти тему
Фёдор Тенин

Огромная советская мозаика на окраине Москвы. Есть в ней что-то магическое и инопланетное

Крайне необычная советская мозаика украшает библиотеку медицинского университета имени Пирогова. Есть такое выражение - «Останки более развитой цивилизации». Его употребляют, когда видят забытые произведения советского монументального искусства или разворованные остатки технологической мощи, на которые в своё время тратились громадные суммы. Это выражение отлично характеризует мозаику на улице Островитянова. Конечно она не заброшена, но есть в ней кое-что из другого времени, то что мы потеряли пожалуй. Что же это такое? В двух словах и не объяснишь. Много хорошего и много плохого было в Советском Союзе. Среди хороших явлений было безусловное уважение к науке со стороны обычных граждан и государства. За короткое в масштабах истории время стало возможно немыслимое, то о чём раньше и не мечтали, казалось ещё чуть-чуть и люди разгадают все научные тайны, вылечат все известные болезни, а «на Марсе будут яблони цвести». Образы будущего в картинах, книгах и фильмах того времени были романтическими, довольно наивными по современным меркам. Мне кажется, что именно этот идеал будущего, сотворённого человеком-творцом, мы потеряли. Представления о будущем, как о манящем мире « прекрасного далёко» больше нет. Сейчас отношение к таким вещам более приземлённое и прагматичное. Мы больше нацелены на потребление, а не на познание мира.

-2

Мозаика покрывает все четыре стены квадратной в плане библиотеки. Огромное панно было создано в 1979-м году по эскизам творческого тандема супругов Леонида Полищука и Светланы Щербининой. Жанр обычно характеризуют как магический реализм. Это по-моему верное определение. Причудливые образы дают ощущение магии, сюрреализма, чего-то из сферы бессознательного. И в то же время мозаика показывает понятные всем сцены рождения, жизни, боли и спасения. Говорят, что на замысел авторов повлияло творчество мексиканских художников Хосе Давида Альфаро Сикейроса и Хосе Клементе Ороско. Я посмотрел в интернете на фрески и мозаики мексиканцев, вы знаете, действительно похоже. Вполне возможно, что Полищук и Щербинина черпали вдохновение на выставках работ мексиканских живописцев, при этом мозаика на улице Островитянова выглядит как переосмысление, а не как копирование чужого опыта.

-3

Всего мозаика содержит восемь сюжетов: по одному сконцентрировано в центре каждой из сторон и по одному в углах. Я покажу их все, начну пожалуй с этой троицы людей разных возрастов, от детства до зрелости. Под ними лежит полотно, усеянное хромосомами. Оно напоминает нам о той части нас самих, которую мы не можем видеть, но которая играет решающую роль в нашей жизни. Невидимый мир генетики влияет на то, какими мы рождаемся и в значительной мере определяет какую жизнь проживём.

-4

Рядом изображён сюжет «Рождение». Тут всё ясно, мы видим момент появления нового человека в нашем мире. Свидетелями этого торжественного события становятся мать и врачи-акушеры.

-5

Над окнами заднего фасада виднеется искажённое мучительной болью лицо раненного человека. В мозаике присутствует некоторая тревожность, которая вполне вероятно является отражением сложного жизненного пути одного из её создателей. Леонид Полищук прожил долгую насыщенную жизнь. Родился в семье работника полномочного представительства в Германии, детство провёл в Берлине. Во второй половине тридцатых семья вернулась в СССР, но жить долго и счастливо на новом месте не получилось. Отца арестовали в 1938-м году, в тот же год и расстреляли. Мать отправили в карельские лагеря рядом с Сегежей, после начала войны перевели в Мордовию, освободили лишь в 1949-м году. После потери родителей Леонид жил с дядей. Во время войны он был призван в армию и направлен для обучения в артиллерийское училище, эвакуированное в город Сухой Лог. На фронт попал в 1944-м году. Участвовал в боях на территории Карелии и Австрии. После войны учился в институте декоративно-прикладного искусства, там же познакомился со своей будущей женой и соавтором - Светланой Щербининой. Вместе они создали множество произведений искусства в разных уголках страны и, к сожалению, пережили разрушение некоторых своих работ - к примеру памятника Губкину в Ханты-Мансийске, росписи с Пушкиным в Царском Селе, витража в Уфе.

-6

Основная причина тревожного настроения этих изображений заключается в том, что медицина совсем не благостный мир розовых пони. Она связана со страданием и болью, ведь люди у которых всё хорошо не особо часто посещают врачей. К ним идут с проблемами.

-7

Обрывки лент с линиями кардиограммы.

-8

Кажется тут изображён одновременно томограф и аппарат лучевой терапии. Этот сюжет называется «Надежда». Современные технологии дают больным раком шанс победить свой недуг. Теперь у них есть надежда.

-9

Это изображение хорошо просматривается с улицы Островитянова. Запечатлённая на нём антропоморфная фигура выглядит инопланетно, её часто сравнивают с инженерами из фильмов Ридли Скотта. Со времени моего первого знакомства с панно, это изображение было для меня чистым олицетворением прогресса - прекрасного и бездушного. Развитие науки привело к тому, что человечество за короткий срок сделало немыслимый невероятный скачок вперёд. Человек из восемнадцатого века точно знал, что за тысячу лет до него люди ездили на телегах, запряжённых лошадьми и через тысячу лет после него люди будут ездить на телегах, запряжённых лошадьми. Не таким был человек, которому повезло родиться на рубеже девятнадцатого - двадцатого веков. Его детство проходило в ту пору, когда мир стремительно завоёвывали автомобили, строились первые небоскрёбы, из клёпанных металлических конструкций возводились невиданные доселе сооружения. Он видел какие страшные формы принял технический прогресс во время Первой Мировой войны: видел облака отравляющего газа, землю, изуродованную тысячами километров колючей проволоки, первые авиационные бомбардировки городов. Затем обитатель XX века мог наслаждаться коротким периодом затишья и снова всё повторилось, только на этот раз в гораздо большем масштабе. Моторов стало больше, способы уничтожения стали более изощрёнными и самолёты отныне могли стирать с лица земли целые города. Послевоенная эпоха подарила мирный атом, первый спутник, миллионы полезных изобретений во всех сферах жизни и одновременно - угрозу ядерной войны, постепенное уничтожение окружающего нас живого мира. Прогресс не знает жалости, как и природа.

-10

Сюжет «Спасение» показывает реаниматологов за работой.

-11
-12

Изображение раскрытых книг над главным входом указывает на назначение здания. Снизу начертаны слова: ум, честь, доброта, знания. Видимо это напоминание о важности этики и достаточной квалификации для работников медицины.

-13

Часть сюжета «Исцеление» осыпалась. Надо бы отреставрировать.

-14

Вот так выглядит огромная мозаика на улице Островитянова. Отличная работа, достойная внимания.