Мы столько раз встречались на различных мероприятиях, я приезжал к нему на испытания новых образцов техники, разработанной его коллективом, я приезжал в гости к нему в лабораторию... И вот только сейчас понял, что никогда, ни единого раза с ним не сфотографировался. И теперь уже, к сожалению, никогда не смогу этого сделать. 16 ноября Тенгиз Джемалиевич ушел в лучший из миров. Ковид...
Я сейчас вот на что обратил внимание, вспоминая свои встречи с Дзоценидзе. Когда бы и при каких бы обстоятельствах я его ни встречал, он всегда улыбался, шутил - излучал оптимизм, одним словом. Даже тогда, когда - я знаю - дела на работе у него шли весьма непросто. И заряда этого оптимизма в нем неизменно хватало на то, чтобы подзарядить этим оптимизмом еще и всех окружающих. При этом всегда оставался деликатным и интеллигентнейшим человеком. А какие тосты произносил за столом! Тут давали о себе знать грузинские корни ))
На своем жизненном пути мы встречаем огромное количество людей. Какие-то проходят, словно тень, и уже назавтра о них не вспомнишь. А какие-то оставляют в памяти глубокий след. Это как раз про Тенгиза Джемалиевича. Я думаю, что для самого конструктора лучшей памятью, наверное, являются его работы. Поэтому ниже покажу кое-что из тех автомобилей, над которыми когда-то работал профессор Дзоценидзе. Это, конечно, далеко не полный список: это лишь то, о чем я знаю и что я могу сегодня проиллюстрировать. Если кто-то из бывших коллег Тенгиза Джемалиевича захочет дополнить этот список - комментарии к статье в вашем полном распоряжении.
"Тачанка" Т-134
Эту машину Т.Д. Дзоценидзе спроектировал и построил в инициативном порядке во второй половине 1990-х, когда занимал в НАМИ должность завотделом дизайна и конструкций из прогрессивных материалов. Построил в буквальном смысле - своими руками и на собственные средства, поскольку ждать какого-то централизованного финансирования проектов в то время не приходилось. Идея машины - создание пикапа высокой проходимости с двухрядной кабиной, не лишенной комфорта, который должен целиком базироваться на освоенных в серийном производстве узлах и агрегатах для достижения конкурентоспособной цены и ремонтопригодности. Кабина построена с использованием дверей и других штампованных деталей от "Москвича-2141", вся ходовая часть - уазовская (но дополненная гидроусилителем руля от ГАЗ-66), двигатель - форсированная карбюраторная "восьмерка" ЗМЗ-53-11.
АСМ-17284 "Мишка"
В рамках проекта "народного микроавтомобиля" Т.Д. Дзоценидзе в 2001-2002 годах отвечал за создание экспериментального образца "полноприводника" АСМ-17284, оснащенного гибридной силовой установкой и мотор-колесами.
ЛиАЗ-62ХХ
В период 2003-2005 годов Дзоценидзе принимал самое непосредственное участие в разработке и изготовлении опытных образцов 15-метровых городских автобусов с колесной формулой 6х2, унифицированных с ЛиАЗ-5256. В результате той работы появились на свет две машины, которым впоследствии были присвоены индексы ЛиАЗ-6224 (высокопольная, на фото) и ЛиАЗ-6225 (полунизкопольная). Наработки по этим проектам были использованы Группой ГАЗ для создания серийных автобусов ГолАЗ-6228, выпускавшихся с 2006 года.
Школьный автобус на шасси ГАЗ-3310 "Валдай"
В 2006 году под руководством Т.Д. Дзоценидзе был осуществлен проект создания городского школьного автобуса, полностью соответствующего последней редакции ГОСТа на специализированные автобусы для перевозки детей. Макетный образец, как того требовал госзаказ, построили на шасси "Валдая" в расчете на перевозку 11 детей и двух сопровождающих лиц.
Многоцелевые малогабаритные транспортные средства (ММТС)
В период 2006-2009 гг. группой Дзоценидзе были спроектированы, построены и испытаны девять опытных образцов из модульного семейства многоцелевых малогабаритных транспортных средств для агропромышленного комплекса (НАМИ-1337 - особо малого класса, НАМИ-1338 - малого класса, НАМИ-2338 - среднего класса, показан на фото). После проведения государственных испытаний они были приняты к производству и с 2010 года выпускались на новгородском заводе "Автоспецоборудование" под брендом Silant.
НАМИ-3333
Дальнейшее развитие первого семейства ММТС - проектирование и постройка в 2009-2010 годах трехосной машины на базе наиболее тяжелой модели НАМИ-2338. Она получила обозначение НАМИ-3333. Машина отличалась необычной схемой силового привода: с постоянным дифференциальным приводом на передний и средний мост с возможностью подключения заднего моста.
УРАЛ-432091
В 2010 году Т.Д. Дзоценидзе взялся за реализацию довольно масштабного проекта по разработке для Группы ГАЗ нескольких семейств автомобилей сельскохозяйственного назначения. Первой ласточкой как раз стал самосвал, который впервые показали в конце того же года на выставке "Золотая осень" под обозначением УРАЛ-432091. Фактически это был транспортно-технологический автомобиль, повторяющий концепцию подзабытой "Колхиды" КАЗ-4540 и полностью соответствующий ряду весьма специфических агротехнических требований - отсюда и его компоновка с вынесенной вперед кабиной. Грузовик получил дизель ЯМЗ-534, серийные "ураловские" мосты и переделанную кабину от ГАЗ-3307 (как более легкую и компактную, чем "ураловская" бескапотная).
УРАЛ-432065
После проведения доводки сельскохозяйственный УРАЛ был сертифицирован под новым обозначением 432065 и пущен в мелкосерийное производство на АЗ "УРАЛ" в 2012 году. На его шасси конструкторским коллективом Дзоценидзе была проработана линейка автомобилей со спецнадстройками сельхозназначения, некоторые из которых были реализованы в металле и показаны на выставках "Золотая осень" 2011 и 2012 годов.
Семейство ГАЗ "Ермак"
Второе семейство машин сельскохозяйственного назначения для Группы ГАЗ, разработанное в 2011 году, называлось "Ермак" и включало в себя грузовики полной массой от 3,5 до 6 тонн, унифицированные по узлам и агрегатам с серийными ГАЗелями и Валдаями.
В металле реализовали три макетных образца таких машин: ГАЗ-330ХХ (с белой кабиной) - бортовой грузовик 4х2 с КМУ полной массой 3,5 тонны, ГАЗ-331ХХ (синий) - молоковоз 4х2 полной массой 5,6 тонн, ГАЗ-332ХХ (красный) - самосвал 4х4 полной массой 6 тонн. Самосвальную установку для последней машины, как и в случае с сельскохозяйственными Уралами, проектировали на Саранском заводе автосамосвалов.
"Бурка"
Наверное, самый известный проект Т.Д. Дзоценидзе - трехосная полноприводная "Бурка". Тот единственный образец, который был построен в 2013 году с использованием кабины Foton и кузовных панелей от Соболя - лишь ходовой макет, демонстратор потенциальных возможностей шасси. Просто из этих деталей машину можно было построить дешевле всего и быстрее всего. Сам конструктор задумывал "Бурку" как целое семейство многоцелевых машин с каркасно-панельными кузовами:
Трехосная схема была взята из учета достижения более высоких параметров проходимости, чем у автомобиля 4х4 аналогичной грузоподъемности. Увы, переговоры с возможными инвесторами о мелкосерийном производстве такой техники пришлись на период очередного кризиса в стране.
После "Бурки" коллектив Т.Д. Дзоценидзе занимался еще несколькими автомобильными проектами: "Дивизион" (дальнейшее развитие идей "Бурки"), "Вожак" (кроссовер и унифицированный с ним малотоннажный коммерческий автомобиль), "Базис" (тяжелый грузовик для Брянского автомобильного завода); были выполнены проектные работы по колесным тракторам 2-го тягового класса и гусеничным 8-го класса, а также по автоматическим гидромеханическим передачам. Но эти проектные работы, по которым "живые" образцы техники уже не строились, не попадали на страницы автомобильной прессы и потому широкой аудитории оставались неизвестными.
Дзоценидзе Тенгизи Джемалиевич
17.09.1959 - 16.11.2021