Найти тему

Как быть с чувством материнской вины?

картина И.И. Шишкина
картина И.И. Шишкина

В процессе воспитания я сталкиваюсь с неизбежным, с тем, что не могу ребенка не наказывать, чтобы он не попал в опасную ситуацию, избежал рискованных зон. В результате он растет на страхе и вине, но я понимаю, что без этого не выжить. Как тогда быть с чувством материнской вины за то, что я не могу воспитывать его по-хорошему?

— Процесс воспитания, это процесс передачи ребенку того, что у тебя есть. Если у тебя есть осуждение и вина, их ты и будешь передавать, и не можешь не передавать. Если ты их уменьшаешь, то будешь меньше передавать. Ещё больше уменьшаешь, ещё меньше будешь передавать. Всё зависит только от тебя.

У меня страх, что, если я буду меньше чувства вины передавать, то он меньше будет усваивать конкретные уроки.

— Ну, тогда накажи его заранее за все, посади его пожизненно в тюрьму. Какую меру наказания ты хочешь предложить?

Я говорю, о том, что мой ребенок в течение дня вымогал деньги: «Дай, дай, купи, купи». Я всё время объясняла: «Знаешь, я сейчас на мели, у меня нет денег». В какой-то момент я озверела, сняла штаны и слегка его побила, но он пережил страх. Я поняла, что это страх.

— Штаны то зачем сняла?

Это образно говоря.

— Образно или фактически? Это же можно по-разному делать. Конечно процесс этот непрост, и ты все равно передашь ребенку то, что нужно, но степень этого может быть различной. За то, что он испачкал костюм, его можно пожурить, можно ударить, можно посадить на неделю на голодный паёк. Я не знаю, кто как делает. Но, я тебе говорю, что меры воздействия различны. Чем больше ты применяешь наказаний, тем больше он адаптируется к этому, следующее наказание по силе ему потребуется более весомое. С ребенком нужно общаться так, чтобы ты сказал спокойно, и он это понял. Если он не понимает то, да, меры воздействия усиливаются. Если ты его будешь бить регулярно, то он вообще ничего не будет понимать.

Нет, результат был эффективный, он больше не занимался вымогательством с тех пор как я применила насилие, и он пережил страх.

— Да, это самый короткий путь, правильно. Посмотрите, что использует мафия. Они с утюгом горячим приходят к должнику, прикладывают его к груди и говорят, чтобы завтра деньги вернул, или они будут сидеть долго: «Знаешь, вот уважаемый, мы же тебе дали взаймы, что ж ты не возвращаешь?» «У меня нет» - и вот они будут танцевать перед ним. Да, этот самый быстрый метод, но потом им самим и возвращается. Ты не забывай, что ты имеешь дело сама с собой. Когда ты бьешь третий раз, подумай, надо ли третий потому, что этот третий тебе же и вернется.

То есть, всегда надо помнить…

— Да всегда надо помнить, что другой это ты.

Да, я реально озверела, когда целый день слышала: «Дай, дай, купи». То есть, это была моя часть, которую я не увидела, да?

— Это твоя внутренняя часть, которая требует: «Купи, купи». Осознание требует энергии, большой энергии. Откуда вам её брать, когда вся она потребляется на осуждение и вину. Это производство, которое работает только на осуждение и вину. Люди просто находятся в осуждении и в вине и всё, у них этот расход энергии идет только на это. А для того, чтобы вам получать осознание, вы должны получить свободную энергию, то есть вы должны сделать непривычное. Не наорать, например, по инерции, или вину перевести в другое состояние, тогда вы получите эту энергию. Вы изымаете энергию конфликта из матрицы и трансформируете в следующее качество. Но, энергию то вы берете отсюда, вот в чем дело то.

Александр Александрович, а, если допустим, не наорешь. Всё время — вот так не орать …

— Я не говорю, что не надо орать.

А вдруг ребенку требуется тоже этот опыт пережить

— Поэтому я не преподношу вам регламентированные правила, которым надо строго следовать. Это творческий процесс. Я не говорю, что это надо, а это не надо, я говорю: «осознавай». Теперь я рассказываю откуда можно высвобождать энергию. Вы можете орать или вы можете осознавать своё состояние, вот большая разница. Когда вы начинаете осознавать своё состояние, свои мысли, ощущения тела, вы трансформируете эту энергию. Это и есть трансформация.

Тогда ваше производство, фактически, человека как фабрики, начинает производить энергию следующего качества. Иначе это производство работает только на одной энергии страха. Вы что-то все время механически производите, а я говорю: «наблюдай за тем, что ты делаешь. Хорошо, орёшь, но наблюдай за этим. Ругаешься, наблюдай за этим, раздражаешься, наблюдай за этим, вину чувствуешь, наблюдай за этим». Наблюдение и есть трансформация этой энергии. И чем больше вы будете наблюдать, тем больше вы становитесь способны трансформировать эти энергии. Начинать надо с того, что вы можете наблюдать.

Например, вы наблюдаете за тем, что начинаете чувствовать, когда сын начинает канючить. Я не дала, у меня вина возникла. Я наблюдаю все время за этим. Да, сначала вина, а потом если я буду наблюдать, она перевернется в осуждение: «Почему я виновата?» Что у вас будет происходить, я не знаю. Потом жалость, обида, то есть вы всё время наблюдаете. И когда вы, допустим, почувствовали вину, вы побежите извиняться, а если вы наблюдаете, то вы её просто чувствуете, вы осознаёте её, но действие в соответствии с ней не производите. Или вы внутри почувствовали осуждение, да, тут же вы будете кричать, кого-то осуждать. Но, когда вы это уловили, пронаблюдали, вы не будете уже кричать и осуждать. Вы это поймали внутри, и трансформировали эту энергию, не став осуждать, в смысле, кричать и действовать из нее.