Найти тему

Быстрее звука: на каких сверхзвуковых самолетах нам предлагают летать в ближайшем будущем

Самые известные сверхзвуковые самолеты прошлого:  Ту-144, созданный в СССР, и Concorde — амбициозный проект Франции и Великобритании. И тот и другой самолеты были прорывом в гражданской авиации. Правда, век советского лайнера длился недолго — всего несколько месяцев, в то время как Конкорд перевозил пассажиров со сверхзвуковой скоростью три десятилетия.

Первые свои полеты Concorde совершил 21 января 1976 года. Борт British Airways направился из Хитроу в Бахрейн, а борт Air France из аэропорта Париж-Орли в Бразилию. Это были первые коммерческие рейсы на сверхзвуковой скорости. Конкорды могли пересечь Атлантику в два раза быстрее обычного самолета. А максимальная их скорость составляла 2160 км/ч.

British Airways Concorde G-BOAC
British Airways Concorde G-BOAC

Несмотря на удобство и роскошный сервис, которые предлагали авиакомпании на борту, коммерческие Конкорды имели много отрицательных моментов. Во-первых, стоимость билетов: она была запредельной, позволить полет на подобном самолете могли себе немногие. Во-вторых, огромный расход дорогостоящего топлива. В-третьих, высочайший уровень шума и мощная звуковая волна, способная разбивать окна в домах на земле. К слову, потому Конкорды и летали на высоте 20 тысяч метров и преимущественно над океаном.

Но закат сверхзвуковой авиации случился совсем по другой причине — в 2000 году в Париже произошло крушение самолета, в результате которого погибли все пассажиры и члены экипажа, а также люди на земле. В общей сложности — 113 человек. Причиной аварии послужило стечение обстоятельств, но полеты приостановили до 2001 года. А еще через два года полностью от них отказались.

Тем не менее идея сверхзвуковых самолетов для пассажирских перевозок не покидает компании, которые разрабатывают летательные аппараты нового поколения.

Одна из них —  Boom Technology. Пока она лишь готовится провести первые испытания небольшого прототипа XB-1, но в ее планах — к 2029 году начать эксплуатацию самолета Boom Overture, который уже окрестили «новым Конкордом». Самолет рассчитан на 65-88 пассажиров. Он будет летать со скоростью до 2100 км/ч на высоте свыше 18 км, что позволит пассажирам пересекать огромные расстояния в два раза быстрее. Посудите сами: из Нью-Йорка в Лондон — за 3,5 часа, из Лос-Анджелеса в Сидней — за 8 часов, из Сан-Франциско в Токио — за 6. При этом в компании обещают использование технологических инноваций в конструкции: композитные материалы, новая силовая установка, шум на взлете будет как у обычного Боинга 777, а благодаря использованию нового экологически чистого топлива самолеты будут оставлять нулевой углеродный след. Комфорт и высокий уровень сервиса для пассажиров, стоимость билета как бизнес-класс обычного самолета. Уже сейчас United Airlines готова купить 15 авиалайнеров Overture, как только они будут готовы и будут соответствовать всем стандартам безопасности. А позже планирует расширит парк до 50 «суперсоников» от Boom Technology.

Boom Technology
Boom Technology

Exosonic к 2029 году построит 70-кресельный самолет, который сможет совершать полеты со скоростью до 2 200 км/ч. А на базе его прототипа для ВВС США калифорнийский стартап разрабатывает сверхзвуковой самолет, который будет использован для перевозки первых лиц государства. И анонсирует начало эксплуатации сверхзвукового «Борта номер один» к середине 2030-х годов.

Отличительной особенностью всех сверхзвуковых самолетов от Exosonic должно стать снижение уровня звукового удара за счет инновационной конструкции — вытянутый нос распределит звуковую волну по мере своего продвижения в воздухе и сделает ее минимальной. Благодаря новым видам топлива самолеты Exosonic понравятся экологам, они не окажут негативного влияния на окружающую среду. Ну а комфорт для пассажиров обеспечит не только сервис на борту, но и эргономичный дизайн салона.

Exosonic
Exosonic

И бостонская компания Spike Aerospace планирует решить главный вопрос сверхзвуковой авиации и обещает построить тихий бизнес-джет S-51 к 2023 году. Шум от S-51 по заверениям компании составит не более 75 ДБ (что сравнится со звуком работающего пылесоса). Добиться этого инженеры планируют с помощью использования инновационных материалов и двигателей особой конструкции, размещенных в фюзеляже самолета. Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, внешнюю обшивку сделают ультрагладкой, а чтобы решить ряд технических вопросов, откажутся от иллюминаторов. Вместо них установят высокочастотные мониторы, на которые будут транслировать живописные виды, открывающиеся за бортом. Вместимость бизнес-джета составит 18 пассажиров, скорость 2200 км/ч, дальность полета 11,5 тысяч км.

Spike Aerospace S-51
Spike Aerospace S-51

Virgin Galactic разработала дизайн самолета, скорость которого превысит скорость звука в три раза. Конструкция «летающее крыло» и двигатели, созданные компанией Rolls-Royce (которая, к слову, участвовала в производстве двигателей для Concorde), сделают возможным сократить многочасовой полет до 1-3 часов. Полеты будут проходить на высоте 18 км.  Джет от Virgin Galactic сможет вместить до 20 пассажиров и предложить каждому выбрать для себя уровень комфорта — первый или бизнес-класс. В компании концепт смело называют Concorde нового поколения.

Virgin Galactic Supersonic
Virgin Galactic Supersonic

И это лишь немногие прототипы и разработки, о которых мы можем рассказать. Компании разных стран уже много лет работают над тем, чтобы сделать полеты быстрыми и доступными по цене, комфортными и удобными как для пассажиров самолета, так и для людей на земле.