Найти тему

Семейное образование. Почему школы не любят хоумскулеров

Оглавление
Однажды моему ребёнку стало невыносимо учиться в школе. А случилось вот что — в первый класс я отвела малыша со светящимися глазками и желанием учиться, а к середине второго класса, стараниями классного руководителя, стремление к учёбе было полностью утрачено.
Сын начал выдавать болезни. Неделю в школе, две дома. Попытки уладить вопрос с учителем и директором не удалость. Учитель сказала, что ребёнок к школе переподготовлен, а директор предложил потерпеть и подумать о том, как ему будет служиться в армии. Пусть привыкает терпеть.
Я не из тех родителей, которые готовы жертвовать нервной системой своего ребёнка ради системы школьной, а до армии у нас было ещё 10 лет. Точно помню, в школу я отдавала ребёнка для того, чтобы учиться наукам, но не терпеть.

Более подробно о том, почему я перевела ребёнка на семейное образование.

Почему в школе не любят СОшников?
Почему в школе не любят СОшников?

Здесь я расскажу о том, как проходила наша процедура перехода, почему в школах и отделах образования не любят СОшников, и какие рекомендации помогут вам избавиться от лишних возражений при переходе на СО.

Я забираю сына на семейное обучение в частную школу

Я, как и большинство родителей, отнеслась к семейному образованию настороженно и решила определить ребёнка в частную школу. По документам ребенок был на СО, а по факту ходил в школу. На тот момент он посетил пробные занятия, познакомился с учителями и был в полном восторге.

Дело было за малым, а именно:

  • Написать заявление в отдел образования, чтобы уведомить его о решении перевести ребёнка на семейную форму обучения.
  • Дождаться из отдела образования письма с документом, подтверждающим, что я поставила их в известность о своём решении;
  • Отнести в школу ксерокопию этого документа и забрать личное дело и мед карту ребёнка.

Работник отдела образования отговаривает меня от СО

Первым кругом ада был отдел образования, куда, полная решимости, я отправилась с настроем освободиться от гнёта сложностей, условностей и условий, которые возложила на моего ребёнка школа.

Я зашла в кабинет к специалисту, ответственному за этот вопрос, и попросила образец заявления для перевода ребёнка на СО.

-2

Дальше произошло кое-что, показавшееся мне очень странным, — сотрудница отдела образования начала отговаривать меня забирать ребёнка из школы. Как будто я попросила у неё бланк для передачи ребёнка в детский дом — не меньше.

Это напоминало одновременно разговор матери с дочкой, которая пришла домой позже назначенного времени, и беседу следователя с подростком, которого поймали на воровстве.

Меня спросили, как я докатилась до такого решения, что же мы теперь делать будем, предостерегли, чтобы я вовремя присылала документы о прохождении промежуточных аттестаций: «Знаем мы вас, на семейном образовании. Ищи вас потом».

-3

Теперь ей нужно будет внимательно изучить закон об образовании и знать, что делать с учениками на СО. На тот момент во всей области их были несколько десятков, и знала она об этом очень мало, если не сказать ничего.

В моём понимании происходил перевод ученика с одной законной формы образования на другую. Почему-то очень туго и драматично. Вместо 10 минут, потраченных на написание заявления, я 40 минут терпеливо выслушивала соображения дамы из отдела образования насчет своего решения. После окончания монолога таки дождалась образца заявления. Первый шаг был сделан.

Из всей школы адекватно повела себя только завуч

С того момента, как я уведомила отдел образования о решении перевести ребенка на СО, в школу ребёнка я больше не водила.

Я позвонила классному руководителю, рассказала про СО, услышала вопросительную тишину на том конце и сказала, что приду, как только получу документы из отдела образования по почте.

Документы пришли через неделю. Школа встретила меня с тем же недоумением, что и отдел образования.

Учительница начала спрашивать меня, чем болен мой ребёнок, есть ли медицинские заключения. Она, как большинство людей, перепутала семейное образование с домашним обучением. И, если обывателю не знать этого не стыдно, то учителю нужно.

В итоге работу по принятию заявлений и выдаче документов на себя взяла заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Она знала, как действовать в сложившейся ситуации. Дело пошло чётко и организованно. За 20 минут мы написали нужные заявления, и мне на руки выдали личное дело ребёнка.

Дело было в 2018 году. Закон о СО вышел в 2012. За 6 лет во всей школе только один человек вёл себя профессионально и знал, что делать. А как бы было здорово, если бы знали все сотрудники сферы образования!

Опыт других родителей

С момента перехода на СО прошло почти 4 года. Сын закончил начальную школу и продолжает учиться на СО в средней ступени. Он пробовал сдавать аттестации в школе и онлайн.

История нашего перехода разлетелась между знакомыми и знакомыми знакомых. Многие родители, которые задумывались о СО, обращались ко мне за советом, а я просила взамен поделиться, как прошло их общение с отделом образования и со школой.
Результат везде похож — возмущение, непонимание, недовольство, а иногда и сопротивление. Истории родителей всё больше убеждали меня в мысли, что ни управленческий состав школ, ни управления и отделы образований не любят обновлять данные по законодательству. А когда родители действуют в рамках мало известных им законов, воспринимают такие действия в штыки.

Рекомендации родителям, которые собираются перевести ребенка на СО:

• Внимательно изучите закон об образовании, особенно раздел о семейном образовании.

• Подумайте, где и как будете сдавать промежуточные аттестации.

• Когда пойдёте в отдел образования и в школу, постарайтесь донести до сотрудников, что вы не собираетесь отправиться с ребёнком в кругосветное путешествие с цирком «Шапито» (особенно, если это так и есть!) Дайте понять, что хорошо разобрались в теме и серьёзно относитесь к вопросу образования в семье.

• Расскажите специалисту, как и где планируете сдавать аттестации
и помните, что позже вы всегда можете изменить место сдачи на более комфортное для себя и ребёнка.

• Договоритесь, как будете поддерживать связь и куда направлять справки о прохождении промежуточных аттестаций. Я отправляю на электронную почту, после чего подтверждаю звонком об отправке и прошу подтвердить, что документ получен.

• Постарайтесь не вступать с представителями системы образования в конфронтацию.

• Когда вас просят сделать что-то, что не входит в ваши обязательства, например, школа просит уведомить, где вы будете сдавать промежуточные аттестации, или управление образование требует ежегодно писать заявления о переходе на СО, вежливо попросите напомнить, на основании какого закона основаны эти просьбы.

• Моим знакомым очень помогала фраза «мой юрист посоветовал мне…» Это высказывание избавило их от душеспасительных речей, которые начинаются с традиционного «Что же вы все побежали на это семейное образование?!» и сократило их визиты в отдел образования с моих 40 до положенных для написания заявления 10 минут.

Если у вас были сложности при переходе на семейное обучение, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Не пропустите новости об образовании, подписывайтесь на наш канал!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Для детей на семейной форме обучения
Для детей на семейной форме обучения

Автор: Римма Райхман, мама ребёнка на СО

Ещё о СО:

Когда я пришла к директору, она глаза округлила и послала...

Семейное обучение хуже школьного: 8 фактов, которые стоит проверить