Найти тему
Яндекс Учебник

Полюбит ли школьник учебу, если у него будут учебники в стиле приключенческой литературы?

Оглавление

Поможет или помешает школьникам осваивать новые знания, если сделать учебник в формате приключенческих историй? Такой подход уже давно используют авторы адаптированной под юный возраст читателей научно-популярной литературы. Это помогает детям глубже интересоваться предметом, выходя на олимпиадный уровень. Но школьный учебник многие привыкли считать чем-то максимально абстрактным и сухим, думая, что любые развлекательные элементы в нем могут отвлечь ребенка и помешать ему серьезно относиться к учебе.

Команда Яндекс.Учебника провела эксперимент, добавив к заданиям школьного учебника сторителлинг. О том, что из этого вышло и как это отразилось на успеваемости и усвоении материалов школьниками, 10 ноября на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E рассказал менеджер продукта в Яндекс.Учебнике Гоша Яковлев.

Что такое сторителлинг?

Если кратко, то сторителлинг — это рассказывание цепляющих историй, чтобы привлечь внимание читателя к чему-либо, завоевать его доверие и плавно привести к тому, что он по своему желанию выполнит нужное рассказчику действие. Сторителлинг уже много лет активно используют в рекламе. Вспомните все эти видеоролики про многодетных мам, у которых были сложная жизнь, пока не появилось чудо-средство. Сейчас же его стали использовать и в других сферах жизни. Например, чтобы мотивировать детей учиться.

-2

Такие задания хочется пройти до конца, чтобы узнать, чем закончилась эта история и затем еще не раз вернуться к учебнику за новыми приключениями. Но не отвлекает ли это от получения знаний?

Что говорят исследования?

Мотивация что-то делать бывает внешняя, например, если за выполнение задания нам пообещали награду. Или внутренняя, если нам самим интересно что-то сделать, даже если за это никто не похвалит и ничего не дадут.

Сторителлинг основывается именно на втором типе мотивации. Дети открывают учебник, потому что им интересно.

Слайд из выступления Гоши Яковлева на конференции
Слайд из выступления Гоши Яковлева на конференции
«Вы можете возразить, что наоборот, яркие картинки и лишняя информация, сюжет, будут отвлекать от главного. Что ребенок будет играть, а не заниматься, — делится Гоша Яковлев. — Мы тоже этого опасались и поэтому провели много тестов и экспериментов. В нашем эксперименте по поиску золотой середины участвовали более 16 000 детей, которые добровольно помогали нам этим летом. Решали задания, давали обратную связь. А мы смотрели объективную сторону — как у них меняется успеваемость».

Все дети были разделены на две группы. Первая решала задания, оформленные как в классическом учебнике — лаконичные, на белом фоне, с минимумом иллюстративного материала. Вторая группа получала красочные задания, наполненные сюжетными смыслами.

Задачей было сравнить, как повлияет это оформление на концентрацию детей. Результат был интересный.

  1. Успеваемость в обоих случаях была одинаковой. Дети допускали примерно одинаковое количество ошибок, тратили на решение одинаковое время. То есть, мы сохранили устойчивость внимания и концентрацию детей. Они не отвлекались от сути задания.
  2. Красочные задания дети выполняли с большим удовольствием.
  3. После красочных заданий они охотнее делились впечатлениями.
-4

Почему сторителлинг работает?

  1. Даже мы, взрослые, любим книжные и киносериалы, где есть герои — наши ровесники, с которыми происходит что-то интересное. Например, приключения Шерлока Холмса. И мы готовы раз за разом возвращаться, чтобы узнать, что нового произошло у любимых персонажей. Дети в этом плане ничем не отличаются от нас. Приключенческие истории в Яндекс.Учебнике рассказывают детям об их ровесниках, таких же, как они сами и их одноклассники.
  2. Ребенок, изучая тот или иной предмет, хочет знать, где и зачем ему могут пригодиться эти знания. Это мотивировало бы его запоминать материал лучше, так как он точно пригодится. Но знания в учебниках даются максимально абстрагированными, и это несколько дезориентирует детей. Сторителлинг помогает им напомнить, что это не просто оторванные от реальности факты, а то, что окружает нас здесь и сейчас.
-5
-6

Сторителлинг не только не мешает, но и поддерживает во время работы, удерживает фокус внимания, мотивируя начинать, продолжать и заканчивать, когда осталось чуть-чуть, запоминать интересные части заданий и возвращаться к ним.

Можете убедиться сами, пройдя одно или несколько заданий в Яндекс.Учебнике. Карточки с историями обновляются каждую неделю, следуя учебному плану.

О том, как получилось добиться синхронизации со школьной программой и зачем для этого потребовалось создавать граф навыков, читайте в нашей статье «Как цифровые сервисы помогают экономить время учителя начальной школы».

А еще не так давно специалисты из Института Пушкина исследовали онлайн-учебники и рассказали, хорошо это или плохо. Узнать ответ можно в нашей статье.

Оригинал статьи и другие полезные материалы: вебинары, курсы повышения квалификации и другое — на нашем сайте.

Вы бы хотели такие учебники в своем детстве? Что вам больше всего нравилось, а что нет в школьных учебниках?