Поможет или помешает школьникам осваивать новые знания, если сделать учебник в формате приключенческих историй? Такой подход уже давно используют авторы адаптированной под юный возраст читателей научно-популярной литературы. Это помогает детям глубже интересоваться предметом, выходя на олимпиадный уровень. Но школьный учебник многие привыкли считать чем-то максимально абстрактным и сухим, думая, что любые развлекательные элементы в нем могут отвлечь ребенка и помешать ему серьезно относиться к учебе.
Команда Яндекс.Учебника провела эксперимент, добавив к заданиям школьного учебника сторителлинг. О том, что из этого вышло и как это отразилось на успеваемости и усвоении материалов школьниками, 10 ноября на конференции о людях и технологиях в образовании YaC/E рассказал менеджер продукта в Яндекс.Учебнике Гоша Яковлев.
Что такое сторителлинг?
Если кратко, то сторителлинг — это рассказывание цепляющих историй, чтобы привлечь внимание читателя к чему-либо, завоевать его доверие и плавно привести к тому, что он по своему желанию выполнит нужное рассказчику действие. Сторителлинг уже много лет активно используют в рекламе. Вспомните все эти видеоролики про многодетных мам, у которых были сложная жизнь, пока не появилось чудо-средство. Сейчас же его стали использовать и в других сферах жизни. Например, чтобы мотивировать детей учиться.
Такие задания хочется пройти до конца, чтобы узнать, чем закончилась эта история и затем еще не раз вернуться к учебнику за новыми приключениями. Но не отвлекает ли это от получения знаний?
Что говорят исследования?
Мотивация что-то делать бывает внешняя, например, если за выполнение задания нам пообещали награду. Или внутренняя, если нам самим интересно что-то сделать, даже если за это никто не похвалит и ничего не дадут.
Сторителлинг основывается именно на втором типе мотивации. Дети открывают учебник, потому что им интересно.
«Вы можете возразить, что наоборот, яркие картинки и лишняя информация, сюжет, будут отвлекать от главного. Что ребенок будет играть, а не заниматься, — делится Гоша Яковлев. — Мы тоже этого опасались и поэтому провели много тестов и экспериментов. В нашем эксперименте по поиску золотой середины участвовали более 16 000 детей, которые добровольно помогали нам этим летом. Решали задания, давали обратную связь. А мы смотрели объективную сторону — как у них меняется успеваемость».
Все дети были разделены на две группы. Первая решала задания, оформленные как в классическом учебнике — лаконичные, на белом фоне, с минимумом иллюстративного материала. Вторая группа получала красочные задания, наполненные сюжетными смыслами.
Задачей было сравнить, как повлияет это оформление на концентрацию детей. Результат был интересный.
- Успеваемость в обоих случаях была одинаковой. Дети допускали примерно одинаковое количество ошибок, тратили на решение одинаковое время. То есть, мы сохранили устойчивость внимания и концентрацию детей. Они не отвлекались от сути задания.
- Красочные задания дети выполняли с большим удовольствием.
- После красочных заданий они охотнее делились впечатлениями.
Почему сторителлинг работает?
- Даже мы, взрослые, любим книжные и киносериалы, где есть герои — наши ровесники, с которыми происходит что-то интересное. Например, приключения Шерлока Холмса. И мы готовы раз за разом возвращаться, чтобы узнать, что нового произошло у любимых персонажей. Дети в этом плане ничем не отличаются от нас. Приключенческие истории в Яндекс.Учебнике рассказывают детям об их ровесниках, таких же, как они сами и их одноклассники.
- Ребенок, изучая тот или иной предмет, хочет знать, где и зачем ему могут пригодиться эти знания. Это мотивировало бы его запоминать материал лучше, так как он точно пригодится. Но знания в учебниках даются максимально абстрагированными, и это несколько дезориентирует детей. Сторителлинг помогает им напомнить, что это не просто оторванные от реальности факты, а то, что окружает нас здесь и сейчас.
Сторителлинг не только не мешает, но и поддерживает во время работы, удерживает фокус внимания, мотивируя начинать, продолжать и заканчивать, когда осталось чуть-чуть, запоминать интересные части заданий и возвращаться к ним.
Можете убедиться сами, пройдя одно или несколько заданий в Яндекс.Учебнике. Карточки с историями обновляются каждую неделю, следуя учебному плану.
О том, как получилось добиться синхронизации со школьной программой и зачем для этого потребовалось создавать граф навыков, читайте в нашей статье «Как цифровые сервисы помогают экономить время учителя начальной школы».
А еще не так давно специалисты из Института Пушкина исследовали онлайн-учебники и рассказали, хорошо это или плохо. Узнать ответ можно в нашей статье.
Вы бы хотели такие учебники в своем детстве? Что вам больше всего нравилось, а что нет в школьных учебниках?