Я не самый большой знаток всех интервью Лукашенко, но ценители, наверно, вспомнят, что почти всегда в разговоре с любым западным журналистом он выглядит осведомленней, сильней и редко срывается на откровенную грубость.
Стив Розенберг — это не какой-то журналист-делегат откуда-то с планеты Запад, а человек, который очень глубоко погружен в русскоязычный (постсоветский, если угодно) контекст.
Могу сказать, что данное интервью смотрится как неплохой комедийный сюжет. Действительно забавно наблюдать, как от простых и профессиональных вопросов журналиста BBC Лукашенко сбрасывает маску, являя нам свой истинный облик.
Кратко о самых важных вопросах
— Как вы думаете, почему именно вас винят в этом кризисе?
Ответ: «Эти беженцы хотят к вам в Европу, просто так совпало, что направились через Беларусь».
У меня не хватит пальцев на руках, чтобы посчитать, сколько раз Лукашенко ушел от ответа на прямой вопрос. Вот пример: Стив спрашивает, почему Лукашенко допустил этот кризис, а тот отвечает что-то вроде: «А вы отказались от обязательств по договору о реадмиссии».
Или еще: известно, что некоторые мигранты благодарили Лукашенко за саму возможность получить визу, а помощь в пересечении границы оказывали белорусские военнослужащие. Александр Григорьевич говорит: «Это не факт. Покажите солдата, который резал проволоку на границе».
Чего? При чем тут это? Возможно, что мой маленький мозг просто не способен уловить связь между словами великого суперлидера белорусской нации и реальными фактами. Но дальше — больше.
— Вы бы разрешили некоторым мигрантам остаться в Беларуси?
Ответ: «Если поступят заявления, то мы их быстро рассмотрим». Да, я представляю, как мигрантам из Афганистана, Ирака и Сирии раздают листочки в клетку, чтобы те написали прошение. Это прекрасно.
Розенберг еще хотел узнать, как Меркель обратилась к Лукашенко, учитывая непризнание его Евросоюзом, но на этом моменте у Лукашенко произошло возгорание. Ссылаясь на самые честные результаты выборов, он вырыл себе яму. Откуда тогда столько протестующих по итогу этого «легитимного» переизбрания? Здесь Лукашенко перешел на язык председателя колхоза, но все-таки что-то из его слов можно было понять.
Так мы узнали, что в Белоруссии нет политических заключенных, потому что политической статьи не существует. Это как в анекдоте: «Как нам победить преступность? Отменить законы».
«Слушайте мой ответ»
Лукашенко никогда не упускает возможность тыкнуть пальцем в российского президента, упоминая о разгроме российской оппозиции. Будто бы, если Путин публично заговорит с Навальным, то во внутриполитических решениях этого минского каудильо что-то поменяется, и всех политзаключенных отпустят на свободу.
Очень мило, что в этой беседе нам крупным планом показали Лукашенко, которому померещилось родимое пятно Второй мировой. Здесь, думаю, многим станет понятно, насколько этот человек живет в прошлом веке, но для него это не проблема. Заваривая чай с малиновым вареньем, ощущает ли он запах грядущей ядерной войны — пределе его мечтаний? Вне всяких сомнений.
Что еще делает это интервью шедевральным? В конце повисает пауза, через семь секунд Лукашенко встанет, а Стив Розенберг поправит галстук. Иногда кадр способен сказать больше, чем любое слово, подкрепляемое буквой закона, которую диктатор сам для себя и нарисовал.
Если вы вдруг не посмотрели это великолепное интервью, то обязательно ознакомьтесь. Оно того стоит, поверьте.