В 1992 году архангельский предприниматель Николай Сутягин начал строить загородный дом в Кемском поселке Соломбальского района, правктически в черте города, на левом берегу Северной Двины, напротив военного госпиталя.
Стройка длилась около 15 лет и здание осталось незавершенным. Несмотря на это, деревянный дом высотой почти 40 метров ( тринадцать этажей) был признан сенсацией года на конференции «Деревянное строительство в северных городах, вошел во все справочники и путеводители по Архангельской области, в российскую книгу «Диво» (аналог Книги рекордов Гиннесса) как самый высокий в мире деревянный дом".
Юрий Барашков, известный архитектор и профессор Архангельского государственного технического университета, описал дом как единственный в мире пример «фантастической архитектуры» и указал на сходство творения Сутягина с проектами архитектора Серебряного века Владимира Суслова.
Но сам Сутягин, за плечами у которого было неполное среднее образование, ничего о Суслове не знал. Отец Николая погиб, когда он учился в средней школе, и ему пришлось рано стать самостоятельным. Жили Сутягины в жуткой тесноте, в коммуналке, в одном из архангельских деревянных бараков. Среда – сами понимаете какая, вот Николай и попал в тюрьму, где провел четыре года, с четырнадцати до восемнадцати. Выйдя на волю, сразу пошел работать на стройки, шабашничая по всему русскому Северу.
Школа жизни пошла ему на пользу. В лихие 90-е Николай Сутягин уже был заметной фигурой в областном центре, одним из первых рублевых миллионеров. Ему принадлежали строительный кооператив, кооператив по ремонту и пошиву обуви, несколько магазинов, лесопилка и завод по переработке древесины.
В интервью шведскому телевидению, которое снимало в Кемском поселке сюжет о необычном доме, Сутягин проникновенно говорил: «Я далек от политики, я предприниматель. Раньше нас называли шабашниками, сегодня называют предпринимателями. Но я не изменился, я работаю, я хочу работать, я хочу общаться, я хочу отдыхать, красиво хочу отдыхать. В детстве мы собирались в компаниях и всегда нам места было мало, квартиры неудобные для отдыха, для беседы. И поэтому я с детства мечтал построить дом... Я построил то, что мне подсказывало мое сердце, моя душа. И чем выше я подымался, я видел мир другой, более красивый. До перестройки я не мог позволить себе построить такое сооружение... Я сюда подымаюсь почти каждый день... Красота, которую я вижу, меня захлестывает...Очень мне хотелось, чтобы из окна было видно море (Белое море находится в 40 км от поселка). Видишь, какой дом пришлось отгрохать!» .
Здание задумывалось как 2-этажный особняк 9Х13 метров, с мансардой под крышей. С небольшой гостиницей для иностранных туристов. Сутягин с семьей планировал поселиться на первом этаже, на втором этаже должны были с комфортом размещаться будущие зарубежные партнеры, а выше – деловая зона: зал переговоров, рабочие места, оборудованные компьютерной техникой. После того как дом был поставлен под крышу, владельцу показалось, что он смахивает на большой амбар. Тут-то и появился другой "проект", начертанный рукой самого Сутягина. На нем крыша значительно вытянулась вверх и стала более остроконечной, но и это не удовлетворило эстетический вкус строителя. Появилась очередная идея: врезать в крышу башенку.
В 1998 году строительство дома, поднимающегося ввысь над поселком, было прервано: Сутягина осудили на 4 года лишения свободы. Бизнесмена обвинили в вымогательстве (по версии следствия, он посадил в подвал обворовавшего его сотрудника и немножко побил). Дом стали называть Гангстер-хаус, автобусы с иностранными туристами непременно заезжали на окраину Архангельска... Сам Сутягин, отбывший половину срока, в 2000-м вышел на свободу по УДО.
Николай вернулся к строительству своего детища, на котором появилась еще одна башенка. А рядом начал возводить баню, размеры которой очень скоро вышли из-под контроля своего легко вдохновляющегося создателя: он остановился, когда мансарда внушительного, под стать "соломбальскому небоскрёбу", строения поднялась до нормы 5-этажки. В бане устраивались три парилки, несколько комнат отдыха, отдельные кабинеты, зал для дискотеки, бильярдная.
«Вообще весь свой участок я превращу в международный деловой центр, – говорил он. – В моем доме я устрою кафе, рестораны, бары, залы для переговоров. Сюда будут приезжать отдыхать, расслабляться. Места-то какие! Красота! Буду писателей приглашать на отдых, чтобы они писали здесь книжки!».
При этом строительство по-прежнему обходилось без проектной документации, инженерных расчетов и заключений экспертиз о прочности конструкций. Знакомые Сутягина, которых он приглашал полюбоваться с верхотуры на открывающийся вид, обращали его внимание, что сооружение колеблется.
«Легкое покачивание верхней части строения не должно никого пугать, – упорствовал Сутягин. – Любое деревянное башенное сооружение будет чуток качаться».
В то время как в областной администрации смотрели на "небоскрёб" как на один из символов Архангельска и туристический объект, жители Кемского поселка начали беспокоиться. Люди ( соседи) боялись, что башня либо упадет, либо сгорит.
Жалобы соседей в мэрию областного центра возымели свое действие, в поселок зачастили инспекторы Госпожнадзора.
Первая проверка здания была проведена еще в сентябре 1995 года. Было установлено, что строительство дома Сутягин начал самовольно, отсутствует проектная документация, разрешение управления архитектуры мэрии Архангельска. В 2007 году Госпожнадзор по Соломбальскому округу Архангельска возглавил энергичный офицер внутренней службы Вячеслав Тарасовский, с его приходом дни знаменитого строения оказались сочтены.
«Мы не могли рисковать безопасностью людей! Высота строения – это разлет головней, а здесь он был бы до километра. К тому же любой костер заваливается... Я понимаю: Книга рекордов Гиннесса. Но этот пожар тоже вошел бы в Книгу рекордов, если бы от одного дома выгорела вся деревня! Дом двухэтажный, а остальные одиннадцать этажей – крыша».
В 2007 году мэрия обратилась в районный суд города с иском, в котором просила обязать Сутягина снести самовольную постройку. Его рассмотрение состоялось в отсутствие ответчика. Судья счел обвинение доказанным, вину Сутягина подтверждали документы о невыполнении им предписаний мэрии и противопожарной службы о разборке верхних этажей дома до установленной законом этажности, и постановил удовлетворить иск. Был назначен срок исполнения решения суда – до 15 мая 2008 года.
В ноябре в региональных СМИ был объявлен тендер на разборку сутягинского "небоскрёба", в декабре бригада рабочих "укоротила" строение. Стоимость работ составила 1,7 млн рублей. Но с Сутягина эту сумму взыскать не удалось, свой бизнес он оформил на жену, и после этого супруги развелись. А бывший миллионер стал требовать, чтобы ему возместили стоимость разрушенного дома, который он оценил в $ 3 миллиона – за его уникальность, как он объяснял.
В связи с этим судебный пристав Александр Артамонов вспоминал: "Он же [дом] на тросах уже держался: башня тросами обмотана, повело ее. Дом изнутри весь гнилой: мы доски после сноса осматривали, что на продажу пустить можно, так больше мусора вывезли... Дождь через дыры в крыше хлестал: выше второго этажа это ж не дом был, а, как на Мосфильме, один каркас... Окрестные жители жаловались, что на ветру «чудище» качается и скрипит, время от времени с него срывает доски и шифер".
В то же время Елена Сутягина, супруга Николая Сутягина, в свою очередь жаловалась перед телекамерой НТВ: «Судебное решение –это разборка здания, но не конфискация всего имущества и изъятие. Забрали всю аппаратуру, всю технику, всю мебель...»
Сам глава семьи рассказал, что он в то время лежал в больнице, и дом просто захватили, жену с сыном выгнали на улицу.
Сутягин за прошедшие годы он так и не признал доказанным, что здание было возведено с нарушением норм и без соответствующего разрешения.
5 мая 2012 года загорелась сутягинская баня, которая загадочным образом не попала под судебное преследование, ветер перекинул огонь на оставленные приставами нижние этажи некогда знаменитого дома, и он исчез с лица земли.
Огонь довершил разрушение дома, начатое судебными приставами.
Подписывайтесь на канал, постараюсь порадовать вас реальными событиями из жизни и историями о незаурядных людях. Спасибо!