Найти тему
Gem Space Media

Кремниевая Долина + Голливуд = Netflix

Оглавление

История самой популярной стриминговой платформы

“Компании редко умирают от слишком быстрого движения вперед, гораздо чаще – от чересчур медленного.” (с) Рид Хастингс

Знаменитый режиссер Стивен Спилберг после церемонии Oscar-2019, на которой фильм Netflix “Рома” был заявлен в 10 основных номинациях и выиграл 3, заявил, что кинокартины платформы составляют несправедливую конкуренцию классическим студиям и не достойны призов Академии киноискусства. На что обвиняемая сторона скромно ответила, что она и ее сотрудники любят кино и хотят донести его туда, где нет кинотеатров, и особенно в это тяжелое время пандемии. Все должны иметь доступ к новым фильмам. Так что не стоит бояться конкуренции. Что это за компания, чьего влияния на индустрию справедливо опасаются медиагиганты и мэтры голливуда?

Штраф и инновационная идея

“Большинство новых идей могут звучать глупо, безумно, неэкономично, но позже окажутся верными.” (с) Рид Хастингс, основатель Netflix

Рид Хастингс – сооснователь Netflix
Рид Хастингс – сооснователь Netflix

Многим из нас, особенно тем, кто вырос в 90-е, знакома эта ситуация: взял напрокат кассету и забыл вовремя сдать. Неприятно, но придется заплатить. Так же, по его собственным словам, думал Рид Хастингс – молодой бизнесмен, математик и программист. Он недавно очень удачно продал свою компанию за $700 млн и временно находился в творческом отпуске и в поиске новых идей. Мужчина заплатил за “Apollo 13” $40 штрафа и направился в фитнес-клуб.

Когда Рид занимался в зале, ему пришла в голову мысль – модель оплаты занятий в спортклубе гораздо удобнее, чем в видеопрокате. Покупаешь абонемент на месяц и ходишь сколько тебе удобно – можешь хоть вообще не заниматься. Что, если применить такой способ к прокату видео, но не кассет, а новомодных DVD? Он поделился задумкой с другом, Марком Рэндольфом, у которого очень кстати был опыт торговли по почте, и тот идею одобрил. Да и пример Amazon впечатлял и вдохновлял молодых предпринимателей.

Рождение Netflix

“Разумный риск может быть очень приятным.” (с) Рид Хастингс

Знаменитые красные конверты Netflix
Знаменитые красные конверты Netflix

Партнеры зарегистрировали компанию Netflix 29 августа 1997-го в Скоттс-Вэлли, штат Калифорния. Название фирмы говорило само за себя: “Net” – сеть, интернет, “Flix” – кинопродукция. Первыми инвесторами стартапа были сам Рид, который вложил $2,7 млн, еще часть внесли мать Марка Рэндольфа и бизнесмен Стив Кан. Точных данных нет, но инсайдеры утверждают, что начальный капитал составил $10 млн.

Бизнес-схема была подсмотрена у Amazon, но с некоторыми отличиями. Был создан онлайн-каталог с наименованиями (на начальном этапе в видеотеке было всего 925 фильмов). Клиент выбирал, но не покупал, а оплачивал абонемент на определенное время и количество дисков. В течение рабочего дня получал красный конверт (предоплаченный и с обратным адресом), сколько ему удобно смотрел фильмы или передачи, а потом заклеивал конверт обратно и просто бросал в ближайший почтовый ящик. Рид и Марк провели эксперимент на себе – отправили друг другу конверты с дисками домой и обратно. Все получилось.

Стандартный видеопрокат в США
Стандартный видеопрокат в США

В конце 90-х и начале 2000-х такая модель многим показалась странной – всюду царили видеопрокаты и VHS, а часть экспертов вообще считала, что у DVD нет будущего. Тем не менее бизнесмены сняли небольшой офис, наняли 30 сотрудников, место секретаря в приемной заняла жена Рида – Патриция Энн. В 1998-м они запустили сайт Netflix.

Отличной рекламой нового сервиса послужил выпуск на рынок 10 тыс. копий DVD с показаниями президента Билла Клинтона по делу Моники Левински. Компания продавала историческую запись всего по $2,2, включая доставку. Пресса моментально разнесла информацию и весь тираж тут же раскупили.

Американцы смотрят выступление Билла Клинтона
Американцы смотрят выступление Билла Клинтона

Даже после такого яркого старта экономисты сомневались в будущем Netflix – а вот Джефф Безос сразу разглядел перспективы. Он встретился с Ридом и Марком и предложил им продать компанию за $14 млн. Партнеры задумались: Рэндольф счел, что цена разумная и предложение можно принять, но Хастингс, которому принадлежало 70% фирмы – отказался.

К 2000-му у Netflix было 300 тыс. активных подписчиков. Компания все еще работала в убыток, когда на рынке интернет-компаний разразился кризис. Тогда Рид уже сам обратился с предложением о слиянии к Blockbuster LLC. Сумма сделки составляла $50 млн, но крупнейшая в стране сеть видеосалонов отказалась, сочтя предложение глупой шуткой – кому сейчас нужен очередной “дотком”?

Путь наверх

“Если фирменный секрет Starbucks – улыбка продавцов, то наш – то, что Netflix приспосабливается под ваши вкусы.” (с) Рид Хастингс

Рид Хастингс
Рид Хастингс

Паника оказалась преждевременной, больше такого Рид себе не позволит. Зимой 2001-го компании удалось привлечь новых инвесторов, заключить договор со знаменитым кинокритиком, который начал публиковаться на сайте Netflix, запустить удачную программу бесплатной пробной подписки, количество подписчиков увеличилось до 500 тыс. – в том числе, как ни печально, из-за трагедии 11 сентября – многие американцы, а особенно жители Нью-Йорка, были так напуганы, что заперлись по домам. Но прибыли все еще не было, при выручке $74,3 млн убыток составил $21 млн. Пришлось сократить треть сотрудников – к этому моменту штат увеличился до 120 человек.

Несмотря на трудности, в 2002-м Netflix вышел на рынок акций и смог, вопреки ожиданиям, привлечь $82 млн. В следующем году компания получила долгожданную прибыль, количество пользователей достигло 1 млн, а в 2004-м – 2 млн. Как и следовало ожидать, на рынке появились конкуренты. Blockbuster анонсировал свой сервис проката DVD по почте, такую же услугу стала предлагать розничная сеть Walmart и кинокомпания Columbia. Ответ Netflix - открытие новых дистрибьюторских точек по всей стране.

-7

Марк Рэндольф в 2004-м ушел со всех постов максимально незаметно, чтобы не испугать инвесторов и акционеров. Продал свой пакет ценных бумаг и занялся построением собственного дела – стал инвестором и наставником начинающих предпринимателей.

Netflix изучает и применяет все технические новинки – на сайте внедряется алгоритм ранжирования, который предлагает подписчикам фильмы в зависимости от их предпочтений, идет постоянная работа над удобством поиска и пополняется фильмотека. Но в 2007-м произошло то, что можно считать революцией в индустрии кино, телевидения и развлечений.

Переход в онлайн и собственное кинопроизводство

“Будьте предельно честны в краткосрочной перспективе, оптимистичны и уверены в себе в долгосрочной перспективе.” (c) Рид Хастингс

Кинотеатр теперь у вас дома
Кинотеатр теперь у вас дома

Компания Netflix принимает радикальное решение – несмотря на успех направления аренды DVD она превращается в первую потоковую платформу. Эта идея зрела уже пару лет, но мощностей интернета было недостаточно. В разработку вложили $40 млн и заключили контракт с сетью кабельного телевидения. В том же году заработал онлайн-сервис Watch Now.

Изначально сервис был бесплатным, но ограниченным по времени (чем дороже подписка, тем больше времени), бонусом для клиентов. Благодаря этому ходу, армия подписчиков увеличилась уже до 7 млн, а прибыль составила $1,2 млрд. Netflix стал доступен на Xbox 360, к 2010-му он занимал в США 30% интернет-трафика в часы пик и расширился на Канаду, потом постепенно на Латинскую Америку и Европу. Успех был огромный, но и конкуренция стала жестче – на тропу войны вышли Amazon и Hulu. Надо было искать выход.

Робин Райт и Кевин Спейси, “Карточный домик”
Робин Райт и Кевин Спейси, “Карточный домик”

Чтобы обогнать конкурентов и не платить огромные деньги за прокатные лицензии, Рид Хастингс принимает оригинальное решение – компания будет создавать собственный контент: игровые и документальные фильмы, сериалы, телешоу по примеру кабельных каналов. Пробным шаром стал сериал “Карточный домик” – политическая драма. Netflix потратил на каждый сезон по $100 млн и привлек к работе выдающихся актеров и режиссеров мирового уровня. Премьера состоялась 1 февраля 2013-го.

Сериал получился очень удачным, завоевал огромную аудиторию и несколько престижных наград. Но не только качество фильма привлекло зрителей – была еще пара приятных “фишек”: отсутствие рекламы и то, что Netflix выкладывал каждый сезон “Карточного домика” и других сериалов целиком, а не по одной серии в неделю.

-10

Успех потокового сервиса настолько воодушевил Хастингса, что он решил выделить DVD-прокат в отдельную фирму – Qwikster. И если клиент хотел пользоваться всеми услугами, ему приходилось заводить новую учетную запись, платить дополнительные деньги. Проект продержался ровно месяц и стоил компании потери 800 тыс. пользователей. Но Рид не растерялся, он лично выступил по телевидению и взял всю вину на себя.

Бизнесмен учел ошибки, он узнал, что многие в руководстве и менеджменте были против этой затеи, но не смели возразить. Теперь, прежде чем принять судьбоносное решение, он выслушивает все имеющиеся возражения.

Начиная с 2016-го сервис растет в геометрической прогрессии, его оригинальный контент получил множество наград и с ним сотрудничают лучшие актеры, сценаристы и режиссеры. Вот несколько самых успешных творений Netflix:

  • “Игра в кальмара”
  • “Ход королевы”
  • “Ведьмак”
  • “Академия Амбрелла”
  • “Очень странные дела”
  • “Король”
  • “Рома”
  • “Ирландец”
  • “Аннигиляция”

На данный момент стриминговая платформа имеет 214 млн подписчиков во всем мире, и в прошлом году ее капитализация составила $237 млрд. Кстати, прокат DVD и Blu-Ray тоже до сих пор работает и пользуется неплохим спросом в районах, где проблемы с интернетом – например, в сельской глубинке, некоторые картины и шоу можно найти только на дисках, да и качество картинки гораздо лучше. А что же сам Рид Хастингс?

Рид Хастингс
Рид Хастингс

На данный момент личное состояние бизнесмена – $7 млрд. Основатель и бессменный рулевой Netflix давно занимается благотворительной деятельностью. После окончания колледжа Рид работал учителем математики в Свазиленде, пожертвовал миллионы на развитие системы образования, в 2012-м подписал "Клятву дарения", а в прошлом году выделил $30 млн на поддержку вакцинации от COVID-19.

Что же ожидает самый популярный потоковый сервис в будущем? Часть аналитиков давно предрекает компании Хастингса гибель, когда медиа-компании начнут изымать свой контент и создавать собственные площадки, что постепенно и происходит, но судя по тому, что Netflix планирует потратить на создание оригинального контента $15 млрд и приобрела права на экранизации популярных бестселлеров и шедевров вроде “100 лет одиночества” – она серьезно настроена удержать клиентов и всегда оставаться №1 индустрии домашних развлечений.

Читайте также:

-12

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!