Моё наблюдение: мама лепит со своей дочкой наклейки в одну из развивающих книг. Малышке 2 годика, она старается, но как получается...так получается.
⠀Мама назидательно говорит на то, что криво-косо: «ай-ай-яй» и переклеивает "некрасиво приклеенную" наклейку.
Но этот процесс она ведь создавала не для себя...а для ребёнка, для его развития. Итог таких занятий рождение установок:
⠀Я "ничего сама не умею" - "Мама знает лучше, как надо";
"Мне нельзя делать по-другому" - "Я должна быть как все"/"Мне нельзя выделяться" и т.д.
⠀❓Но зачем так ведут себя мамы? Как думаешь?
⠀Гиппенрейтер в своей книге писала, что уже доказанный факт, что родители копируют стиль воспитания, который был в их родительских семьях. А это значит что? К маме тоже так относились. Ей тоже не давали себя проявлять. За нее исправляли, чтобы, другие не подумали, что родители не справляются с ее воспитанием.
⠀У нее просто такие же установки. В детстве ей тоже не давали самовыражаться, она должна всё делать правильно и согласно Уставу. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Потому что её творчество в виде поведения, самовыражения, аппликаций, поделок - не аккуратно, не красиво, не как надо.
⠀"Не выделяйся!"...ты понимаешь, как это звучит вразрез с нынешним миром, который наконец-то стал ценить особенность, непохожесть на других?
⠀🔴 Здесь кроется один скользкий момент: такие мамы не могут допустить и мысли быть не идеальными. Там страх.
⠀Оценка другими их ребёнка = оценка их самих, их роли как мамы, их успешности и т.д.
⠀🔴 Бессознательно в ее голове сидит следующий страх: «откроет кто-нибудь книгу, а тут всё криво и косо» или «ничему-то я не научила!», и как итог – эта оценка будет относится именно к ней. Отсюда и страх неправильно наклеенных деталек.
- ⠀И совместно сделанные уроки.
- ⠀И гонка за элитными школами.
- ⠀И полное участие в личной жизни ребёнка, чтобы держать всё под контролем.
- ⠀Всё именно оттуда. Из чувства страха. "А вдруг я плохая мать?"