Легенды прошлых лет
4.Охотники-Разбойники
На рубеже Х-ХІ веков Новгородское княжество процветало. Развивались ремесла, земледелие, расширялась торговля с близкими соседями и далекими государствами. В эти времена и появилось то ли сословие, то ли просто ватага отчаянных смельчаков, которых стали именовать ушкуйниками.
В Средние века на Руси не было единой системы расчетов в торговле. Поэтому самой ходовой денежной единицей, кроме монет из азиатских стран, считались шкурки белки (векши, или веверицы) или куницы (куны). Сохранились воспоминания одного из путешественников, посетивших Новгород: «На Руси торгуют на вытертые шкурки белки, которые свозят в специальные места — торжища-рынки, где опечатывают по 18 штук. Они рассчитываются между собой старыми беличьими шкурками, на которых нет шерсти и которые нельзя более ни на что использовать. Если же шкурка головы белки и шкурка ее лапок целы, то каждая из 18 стоит серебряный персидский дирхам. Связывают шкурки в связку и называют ее джуки. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб, которого хватает сильному мужчине. На них покупают любые товары и невольников и золото и серебро. Когда же шкурки испортятся в их домах, то их, иногда даже рваные, несут в мешках на известный рынок, на котором есть некоторые люди и работники. И вот они нанизывают шкурки по 18 штук на нить и прикрепляют печатью, за что берут одну шкурку. И никто не может отказаться от них, на них продают и покупают». Кроме того, заезжих купцов из Хорезма и Бухары, Рима и Константинополя очень интересовали меха «черной лисы», бобра и медведя. Мех последнего ценился очень высоко — ведь охота на косолапого была сопряжена с риском. Охотник, который имел в качестве оружия только рогатину, должен был убить зверя одним ударом в сердце. Ведь при использовании аршинных стрел можно было серьезно повредить шкуру, что снижало ее стоимость. Кроме того, самим новгородцам на зимнее время требовалась теплая меховая одежда. Все эти факторы привели к тому, что количество зверья в регионе резко сократилось, и нужно было искать какое-то решение.
В Новгороде возник особый класс ловчих, который не был приписан ни к одной общине. Единственным правильным решением в логике Средневековья было удалить их подальше от Новгорода. Например, отправить на промысел в соседние регионы. Правда, тут был еще один нюанс — угодья охранялись законом, поскольку у каждого князя были собственные места для охоты. Поэтому составленный в XI веке свод законов — Русская Правда — предусматривал суровое наказание не только за порчу сетей или убийство охотничьей собаки, но и за промысел на чужих территориях. Новгородцы выбрали относительно безопасный район — приволжские берега. Передвигались ватаги на ушкуях — распространенных лодках того периода. Это были парусно-гребные суда, длиной по 12-14 метров, шириной 2,5 метра и высотой борта в 1 метр, вмещающие до 30 человек.
Скоро выяснилось, что белок, куниц и медведей на новых местах в изобилии. Вот только доставка товара в Новгород оказалась не рентабельной. Опять же нужно было организовывать конные обозы. Но ушкуйники, поняв это, унынию не предались. Они быстро поняли, как заработать на жизнь: грабежом купеческих судов и десантом на прибрежные богатые поселения. К XIV веку эта буйная вольница стала представлять уже серьезную силу, и от ее набегов страдало все больше и больше людей. Ушкуйники заходили все дальше и дальше от новгородских земель. Доставалось от них всем — и русским купцам, и караванщикам из Золотой Орды, и жителям шведских городов. Обиженные обращались с требованием навести порядок к московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Тот в свою очередь послал грозную грамоту в Новгород. И вскоре получил отписку бояр: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но купцов твоих не грабили, били только басурман». Тем временем ушкуйники еще больше расширили территорию своих набегов. Они разорили норвежскую область Финнмарк и финский город Або (ныне Турку). После захватов Ярославля и Костромы взяли ханскую столицу Сарай-Берке (это было еще до Куликовского поля!). В качестве воевод при этом они принимали тех самых новгородских бояр. К концу XIV века векшу и куну заменили серебряные гривны. Ушкуйники, обосновавшись в Хлынове (Вятке), образовали Вятскую вечевую республику, что очень не понравилось Москве. По приказу Ивана III туда в 1489 году было направлено 60-тысячное войско, которое поставило крест и на вольнодумстве вообще, и на ушкуйском промысле в частности.