Кто решает, какую одежду мы будем носить?
Для кого-то следовать модным трендам – это бессмысленное занятие, для кого-то – интересный процесс. В любом случае одежда – это важный атрибут нашей жизни. Хотим мы этого или нет, но мода на нас всё равно влияет. Мы же покупаем одежду в магазинах, а любые бренды непременно следуют модным направлениям.
«Розетка» попросила молодого стилиста Евгению Тюпышеву объяснить, как возникают модные тенденции.
Моду делает общество
Мода, как и любая другая сфера, постоянно развивается. За одними тенденциями следуют другие. Какие-то вещи становятся очень популярными, а какие-то уходят в небытие. Многие думают, что именитые дизайнеры решают, что мы будем носить. Ведь на их коллекции смотрит весь мир, в том числе на них ориентируются и массмаркет-бренды. Однако это не так. Моду делает общество. Да, безусловно, дизайнеры придумывают какие-то стильные новшества. Но, создавая коллекции, они опираются на глобальные исследования: наших потребительских привычек, социальных и культурных изменений в обществе.
Тренд-бюро следят за нами?
Кто занимается этими исследованиями? Так называемые форкастинговые агентства, или тренд-бюро. Именно они анализируют множество факторов, которые влияют на то, по какой траектории будет развиваться мода. Прогнозисты анализируют глобальные социальные и культурные тенденции, геополитические изменения в мире, уличную моду во всём мире, покупательское поведение, социальные сети (на каких блогеров мы подписаны), запросы в поисковиках, тренды в искусстве, музыке, кинематографе и т. д. На основе этого массива информации специалисты прогнозируют то, как люди хотят одеваться. Выявляются макротренды и микротренды. Весь этот массив данных собирается в тренд-буки, которые используют в своей работе дизайнеры одежды.
Теперь вам очевиден тот факт, что нынешняя мода – это отражение нас с вами?
Как пандемия изменила моду?
Кстати, пандемия коронавируса сыграла большую роль в том, как изменилась мода в последнее время. Выросли продажи удобной, домашней и спортивной одежды. Появилось даже такое направление, как «расслабленный деловой стиль». Ведь многие люди работали дома, совещания проводили через приложение ZOOM. В домашней атмосфере люди выглядели не так по-деловому, как на совещаниях «живьём». После выхода из локдауна многие пересмотрели свой офисный стиль в сторону расслабленности и комфорта.
Ещё благодаря пандемии вырос интерес к этнике. Ведь долгое время границы были закрыты, все начали глубоко изучать локальную культуру.
Макро- и микротренды
Отдельно стоит рассказать о макро- и микротрендах в моде. Долгосрочные тренды опираются на глобальные идеи в мире, так называемый дух времени. Они будут актуальны долгое время. К примеру, макротрендами на данный момент являются: удобство, демократичность, естественность, экологичность, активная старость... Эти глобальные тенденции очень повлияли на то, как люди начали одеваться. Например, сейчас одни и те же вещи могут носить как юноши, так и девушки. И это нормально.
В свою очередь, микротренды непродолжительны. Это могут быть какие-то отдельные фасоны, «фишки», детали, вдохновлённые определёнными эпохами. К примеру, гипертрофированно большие плечи у пиджаков (вернулись к нам из эпохи 80-х) или вещи в технике пэчворк.
Вещи вне времени
Конечно, есть вещи вне времени: джинсы, пальто, тренчи, косухи, рубашки, свитеры и т. д. Люди не перестанут их носить. Из года в год меняются только фасоны и крой этих вещей. Они могут быть либо актуальными, либо нет. Например, когда-то были в моде короткие приталенные пальто, а сейчас оверсайз (вещи свободного кроя) или прямого кроя с чёткой линией плеча.
Стоит ли гоняться за трендами? На этот вопрос каждый отвечает себе сам. Однозначно, скупать всё модное на «короткой дистанции» не стоит. Нужно понять, коррелируют ли эти вещи с вашим личным стилем, образом жизни, характером, эстетическими представлениями.
Евгения Тюпышева.
Фото предоставлено Евгенией Тюпышевой