То, что горы чарующе красивы знают все. Они манят к себе, являются во снах, а многих уже цепко держат за горло. И если ты заболел горами, то это уже почти как диагноз. Альпинисты и горные туристы часто люди одержимые. После покорённых вершин и перевалов следуют следующие покорения, и вся жизнь становится подчиненной только новой встрече с горами и новым преодолениям трудностей.
Но альпинизм часто ставит покорителей в очень непростые психологические условия бытия. И несмотря на то что альпинисты тренированные, сильные, волевые люди, практически у каждого есть свои истории, которую они не очень-то желали бы выносить в свет. Разве что у костра в тиши расскажут...
Фантомные спутники, запахи еды, шум морского прибоя, клаксоны автомобилей... На большой высоте чувства альпинистов часто бывают обмануты какими-то странными иллюзиями. Горы безумно красивы, но они могут повергнуть нас в безумие. Альпинисты знают эту истину.
***
Истории о которых хочется поведать есть различные разновидности горной болезни. Речь идёт о высотных психозах и синдромах, которые начинаются уже с обычной альпийской высоты 4 тыс. метров, и особенно ярко выраженные симптомы "шуточек гор" начинающиеся с высоты 7 тыс. метров.
Причины возникновения высотного психоза до сих пор неясны и не изучены. Конечно, могут влиять такие факторы, как недостаток кислорода, холод, степень усталости и ощущение альпиниста, что он остался абсолютно наедине с собой. Многие трагические случаи произошедшие в горах связаны именно с побочными явлениями микромира человека, с неконтролируемым состоянием психики. Их нельзя отнести к области психиатрии и ставить какие-либо диагнозы типа шизофрении. Потому что как только альпинист выходил из высотной зоны - всё прекращалось и он становился абсолютно здоровым человеком.
Синдром горной или высотной болезни или как сами альпинисты именуют её "горняжкой" более-менее понятен. Симптомами острой высотной болезни или "горняжки" являются сильная головная боль, головокружение, нарушение равновесия, а также тошнота и рвота. Это связано с отеком головного мозга, вызванным быстрым подъёмом на высоту, а также обезвоживанием и инфекциями. Случаи таких симптомов на маршруте часто приводили к тяжелым последствиям и быстрой гибели людей на склоне. Правда были случаи, когда спортсмены всё же выкарабкивались из "горняжки". Часто как только они опускались на необходимую для нормальной жизнедеятельности организма высоту.
Но почти половина разоткровенничавшихся альпинистов описывали только психоз - без всяких сопутствующих физических симптомов. Причём это были как единичные так и коллективные галлюцинации. А ещё чаще альпинисты слышат голоса. Так в 1987 году словенский альпинист Томазин, рассказывал случай с ним на вершине Дхаулагири в Гималаях, высотой 8167 метров. Во время подъёма он уклонился с маршрута и слышал голоса "проводников", которые призывали его спрыгнуть с отвесной скалы высотой в 2000 метров, чтобы попасть на "ровную, безопасную поверхность". Он стоял уже на краю пропасти и готовился к прыжку. Но решил потренироваться. Поднялся на какой-то камень и спрыгнул с него. Только сильный ушиб головой о поверхность вернул его к реальности. Голоса "проводников" пропали и он смог оценить ситуацию как жёсткую высокогорную "шуточку", которая ещё бы через мгновение могла стоить ему жизни.
Другой известный альпинист-одиночка Джереми Виндзор вспоминал как на подъёме на Эверест, появился как бы ниоткуда некий одиночный альпинист, который представился как Джимми. На такой высоте не приходится лясы точить, ибо надо силы беречь и кислород, и поэтому альпинисты стали двигаться вверх вдвоём. Джереми, всё время видел Джимми боковым зрением за правым плечом. Так было до самой вершины Эвереста. Джимми вместе с альпинистом-одиночкой тоже покорил вершину и приветственно вскинул свой ледоруб вверх над головой. Каково же было удивление Джереми, когда практически на его глазах Джимми исчез. Только внизу в лагере он оценил всё как появление фантомного призрака.
Вообще фантомные призраки на большой высоте - не редкость. Они бывают как дружески настроенные, и часто оказывают моральную поддержку, так и не дружески настроенные, где начинают угрожать или играют с альпинистами в какие-то свои игры.
Был случай, когда одного альпиниста под руки стали тащить куда-то в сторону две симпатичные женщины. Они были в настоящей альпинисткой экипировке, улыбались, и приглашали отдохнуть в тёплом доме, который как они утверждали, скрывается недалеко за склоном. Потом они его бросили и исчезли. К альпинисту вернулось нормальное сознание и он обнаружил себя под горным навесом на граю пропасти. Он понял, что был на волосок от гибели.
Ещё более нелепый и смешной случай случился в Гималаях, когда с одним альпинистом другой непонятный субъект (впрочем выглядящий также вполне по-альпинистки экипированным) играл в игру на раздевание. Он предлагал ему чашку горячего чая если он снимет левый ботинок. Альпинист снял ботинок и получил чай, который мгновенно выпил. Чай оказался холодным. Потом незнакомец предлагал снять правый ботинок за миску горячей каши. От каши шёл пар, и он явственно осязал её вкус издали. Он уже снял второй ботинок, но тут видение исчезло. Альпинист был спасён.
Таких историй любой альпинист-старожил, особенно покоряющий восьмитысячники может рассказать немало. В горах люди слышат клаксоны автомобилей, видят разноцветные, нереально яркие звёзды, слышат красивую музыку. Часто альпинисты уклоняются от маршрута потому что совершенно отчётливо видят горные хижины с домами и едой.
Иногда начинаются у альпинистов настоящие галлюцинации, и они погружаются в родные места. Один альпинист родившийся в горной местности Кавказа, при восхождении на пик Ленина, находясь на очень большой высоте оказался на настоящей кавказской свадьбе, где вино лилось рекой и подавали лобио и хинкали. Романтичные итальянцы видят холмы Тосканы и равнину реки По на высоте выше 7000 метров, а американцы наблюдают плавное течение Миссисипи и окружающие её долины.
Шутки шутками, а именно такие случаи часто и приводят к горным трагедиям. Гибель людей, связанных с такими нарушениями восприятия, очень высока. Ибо необъяснимые ошибочные действия альпинистов на большой высоте предстают в другом свете. Если ещё к этому прибавить, что альпинисты часто находятся на большой высоте в экстремальных условиях при ураганных порывах ветра и температуре минус 40, и им втройне тяжело.
Для сокращения количества несчастных случаев в горах очень важно распространить способы отрезвления на маршруте. Альпинисты сами или со своим партнером смогут применить непосредственно в горах простые методы осознания реальности. Достаточно, увидев неадекватность в поведении другого участника просто спросить у него, что он видит перед собой? Человека надо как-то встряхнуть. Или если ты сам чувствуешь что у тебя начинаются подобные симптомы, то нужно остановить группу и не постеснявшись спросить у всех - видят ли они тоже самое, что видишь ты.
***
Конечно здесь описанные симптомы никак не связаны с классическим полярным меряченьем и мистикой в горах, которая имеет совсем иные корни. Случай группой Дятлова и ему подобные это уже совсем иной раздел групповых, горных заболеваний. Правда кое-что перекликается в истории с Перевалом и группой Дятлова с вышеописанными вещами.
Альпинисты как военные лётчики на задании. Каждое мгновенье может стать последним. Они сверяют часы своей жизни совсем по иной шкале, чем это делают живущие на равнине без стрессов и опасностей. Они привыкли к риску и постоянным форс-мажорам. Но и самые матёрые из них часто погибали нелепейшим образом в горах, и как оказывалось часто становились заложниками сложных психических ситуаций в высокогорье, объяснить которые очень трудно.