Это история боли и великой беды страны, уничтожившей тысячи талантливых, благородных , боголюбивых людей. Это и история прославления этих людей. Одним из которых был митрополит Серафим Чичагов, канонизированный в постсоветское время в чине новомученика.
Факты и комментарии о Серафиме Чичагове:
1. Он был из благородного дворянского сословия.
Его отец - Михаил Чичагов - был генералом кавалерии.
Дед - действительным статским советником.
Два представителя родословной были адмиралами - Василий Чичагов и Павел Чичагов.
Супруга его - Наталья Дохтурова – внучка офицера, героя Отечественной войны 1812 года.
Звали его самого в миру Леонид Михайлович Чичагов. Родился в 1856 году в Санкт Петербурге.
2. Леонид получил прекрасное военное образование, закончив гимназию и Пажеский корпус по первому разряду. Он всегда чтил свое дворянское происхождение, считал, что оно обязывает человека к благородным поступкам. Он был истинным патриотом Родины, готовым отдать жизнь за нее. Был воспитан в высоких духовных традициях православия, которое тоже обязывало его нести по жизни высокое звание христианина.
3. Леонид Михайлович Чичагов писал книги по артиллерийскому искусству ведения боя, участвовал в русско – турецкой войне, имел свыше 10 наград за воинскую доблесть. Это был и теоретик, и практик армейской службы, воин.
4. В 22 года, в 1878 году, Леонид Чичагов знакомится с великим угодником Божьим Святой Руси, праведным Иоанном Кронштадтским.
Все люди веры, которым довелось в то время общаться и знать праведного Иоанна обретали от него что-то очень важное, невыразимое словами. Встречи со святым Иоанном не проходили незаметно. То же произошло и с 22-летним Леонидом Чичаговым – он глубже проникся Богом, живой верой в глубинах глубин своей души. Иоанн Кронштадтский стал его духовным отцом, наставником.
5. Через 12 лет, в 1890 году, Леонид Чичагов, в звании полковника оставляет военную службу и решает посвятить себя служению Богу. Такое решение вызвало великое удивление не только в обществе, но и в семье. Жена, Наталья, не поняла Леонида. В семье у Леонида и Натальи в то время было уже 4 детей – все дочери. Светская дама, вышедшая замуж за дворянина и военного, не хотела превращаться в попадью. Помог в этом вопросе вновь святой Иоанн Кронштадтский, прославленный в те годы великий чудотворец. Он переговорил с Натальей, разрешив ее сомнения и беспокойства.
6. Леонид Чичагов, столь же ревностно, как и в военной службе, начал служение Господу. Он едет в Дивеево, собирает материалы о Серафиме Саровском и пишет летописи о святой дивеевской обители. Он общается с прославленной монахиней – Пашей Саровской. Она говорит ему, что он должен выйти на государя – Николая 2 – и поднять вопрос о канонизации святого угодника Серафима Саровского. Чичагов смущен, он не имеет выходов на императора и задача ему кажется неразрешимой.
7. В 1895 году у Леонида умирает от болезни супруга Наталья. В 1896 году он уходит в монашество и получает в нем новое имя - Серафим (в честь Серафима Саровского). Ему удается выйти на государя Николая 2. Он представляет императору свой изданный труд по летописям Дивеевской обители и поднимает вопрос о канонизации Серафима Саровского. Николай 2 и сам в то время думает по поводу канонизации этого подвижника. Как минимум 4 важных события в жизни Николая 2 связано с этим святым подвижником Христовым. Николай 2 через Священный Синод дает указание Леониду Чичагову подготовить все материалы по канонизации святого Серафима Саровского.
8. В 1903 году был канонизирован Серафим Саровский. Материалы и церемония канонизация были подготовлена Чичаговым. В торжественном мероприятии участвовал и он сам, и государь Николай 2.
9. Далее была служба Серафима Чичагова в разных приходах страны . Как человек с военным прошлым, он и в служении Богу был исполнительным и обязательным. Куда направляли его служить - там и служил и поднимал те регионы духовно. Задача поставлена - надо выполнять.
10. Серафим Чичагов увлекался медициной и создал двухтомный труд по народным методам медицины - "Медицинские беседы". На увлечение медициной повлияла и смерть супруги, и давнее его увлечение оздоровительными системами в лечении человека. Кроме того, Серафим Чичагов подготовил и опубликовал мемуары своего родственника - адмирала Павла Чичагова.
11. Серафим Чичагов, обладая от Бога разными талантами, писал книги (как показано выше в статье - по разным темам), духовную музыку (сочинял и исполнял) и был…иконописцем. Его иконописной кистью созданы две иконы: Христа Спасителя и преподобного Серафима Саровского.
12. После революции 1917 года началась тяжелая жизнь для Серафима Чичагова. Патриарх Тихон Беллавин хотел помочь ему уехать в Варшаву и стать там епископом, но Серафима не отпустили из страны.
С 1918 по 1922 году Серафим Чичагов жил в Гефсиманском скиту Троице Сергиевой Лавры под Москвой.
Это поистине святая обитель, в которой в свое время подвизался другой угодник Божий – преподобный Варнава Гефсиманский. Варнава был духовным отцом будущего старца Руси преподобного Серафима Вырицкого и его жены Ольги.
13. В 1920-х года Серафима Чичагова несколько раз сажали в тюрьмы и отпускали. Использовали метод "тюремного трейлера" (показывали вкратце, что его ждет), видимо, запугивали. Но Серафим как-то открыто сказал своим обвинителям, что не убить им веры народной Богу, все эти попытки тщетны. Такие попытки уже не раз были в истории человечества и каждый раз терпели фиаско.
14. В 1927 году Серафим Чичагов принял позицию митрополита Сергия Старогородского и поддержал его Декларацию об альянсе безбожного государства с церковью (таким образом желая спасти церковь от гонений)
В статье канала про епископа Арсения Жадановского, было рассказано, что Арсений не принял Декларацию и ушел в катакомбную церковь, которую в то время называли истинно православной. Как потомственный священник он четко понимал - это не спасение, а обман.
Серафим Чичагов поступил иначе, диаметрально противоположно. Он принял сергианство и поддержал альянс. Но это его не спасло.
Он стал митрополитом Ленинградским и Гдовским. На его глазах разрушали церкви в этом городе. Сделать он ничего не мог и поступал также как и Сергий Старогородский: страдал, переживал и наблюдал вандализм.
Уничтожали тогда не только веру Богу, глубже – инакомыслие. Не умеет Россия интегрировать разные идеи в правильные и полезные решения. Есть один взгляд, узкий, но заданный сверху, а все, что не сочетается с ним – уничтожается и жестко подавляется. Христианского в этом нет ничего. Скорее, противоположное. Не думаю, что нынешние времена сильно изменили ситуацию в этой части.
15. В 1937 году, уже больного старика, 82 летнего Серафима Чичагова арестовали. Ему не простили ни духовных проповедей за Христа, ни канонизации святого Серафима Саровского, не попытки уехать в Варшаву (видать, готовил сговор против страны, значит – контра), ни знакомства до революции с императором дома Романовых – Николаем 2. Не пощадили они и почтенный возраст старика Серафима, ни его заслуг.
За ним приехали на машине «Скорой помощи», будто бы забрать его на лечение. Но "Скорая" отвезла его, больного старика, в тюрьму.
28 ноября по старому стилю (по новому -11 декабря) в первый день святого Рождественского поста, Серафим Чичагов был расстрелян на полигоне в Бутово, этой печальной Русской Голгофе. На ней было уничтожено тысячи тысяч талантливых, прекрасных, любивших Бога и свою страну людей. Добрая и вечная память им.
16. В пост советские годы Серафим Чичагов был реабилитирован. И не только.
Он был канонизирован в 1997 году как святой новомученик российский. Канонизацией его занималась игуменья Новодевичьего монастыря в Москве, его внучка– Серафима Чичагова – Черная (дочь его дочери Леониды Леонидовны Чичаговой).
Если интересна эта тема – прочитайте на канале другую статью по ней: Епископ Арсений Жадановский и русская Голгофа.
Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.