Пассажиры без кодов скандалят, отказываются выходить и идут врукопашную. Кондукторы на взводе и не понимают, как работать. Пассажиропоток рухнул, но на остановках в час пик выстраиваются караваны краснобусов – и это только утро первого дня действия новых правил проезда.
В Татарстане начали действовать новые правила проезда в общественном транспорте. Теперь им могут воспользоваться только счастливые обладатели QR-кодов. Никаких послаблений или предупреждений в первый день делать не стали. Уже с утра казанские власти организовали рейд, в ходе которого сотрудники контрольно-ревизионной службы проверяли пассажиров казанских автобусов. Как нетрудно догадаться, все это вызвало немало проблем, начиная от простого (и даже весьма понятного) недовольства до членовредительства.
Началось все с распоряжения Оперштаба Татарстана, по которому необходимо было ввести коды в транспорте республики. И логика здесь понятна - транспорт – это та самая зона, где можно заразиться быстрее всего. Власти Татарстана понимают, что люди неоднозначно относятся к данным нововведениям, но других вариантов нет. В странах, которые пошли по этому пути, ситуация уже стабилизируется.
Говоря о временной блокировке транспортных карт людям старше 60 лет без QR-кода или медотвода, президент республики Рустам Минниханов отметил, что именно эта категория находится в группе высокого риска, «поскольку очень тяжело переносят COVID-19.
– Мы стараемся максимально их обезопасить. Однако нас по-прежнему беспокоят низкие темпы вакцинации среди них – всего 49%. Я хочу обратить внимание, что основная часть коек в ковидных отделениях занята именно людьми старше 60 лет. 85% смертельных случаев так же приходится на них, – цитирует пресс-служба президента лидера Татарстана.
Глава Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков в разговоре с журналистами в ходе рейда подчеркнул, что решение о введении QR-кодов перевозчики республики не принимали.
– Решение было принято правительством республики. Все мы понимаем, почему была принята эта непопулярная мера. Сложная ситуация с коронавирусной инфекцией, – заявил Темляков.
Спикер рассказал, что в Казани на базе Комитета по транспорту создан ситуационный центр, в который могут обращаться пассажиры и сообщать обо всех инцидентах или высказывать свои пожелания и предложения.
– Сегодня перевозчики приняли решение, что не будет снижено количество автобусов на маршрутах. Общественный транспорт вышел согласно расписанию, в автобусах не введены пока два кондуктора. Мы будем смотреть и принимать решение по итогам сегодняшнего дня, – отметил он.
В час пик на 65 остановках дежурят работники автотранспортных предприятий: утром из спальных районов в центр, вечером – обратно. Всего на предприятиях автопарка Казани работает около 2,5 тысячи человек, и все незадействованные сотрудники привлечены к этой работе.
– Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства и есть штрафы. Если проверяющий сотрудник полиции или Роспотребнадзора выявит в салоне общественного транспорта пассажира без QR-кода либо с фальшивкой, то на пассажира наложат штраф до 30 тысяч рублей, а на перевозчика – до 500 тысяч рублей. Если пассажиров в салоне 4, то штраф будет 2 млн на одном автобусе.
По его словам, для перевозчиков, которые и без того находятся в трудной финансовой ситуации, 2 млн на один автобус – неподъемная сумма.
– Так что проще остановить автобус, чем работать на штрафы. Мы надеемся на порядочность и отзывчивость пассажиров и просим с пониманием относиться к ситуации, – отметил спикер. – Наши сотрудники – кондукторы, водители, те, кто работает на остановках и находится в гуще событий, не виноваты. Просим пассажиров не срывать злость на наших работниках.
Призывы Темлякова возникли не на пустом месте. Было зафиксировано нападение на кондуктора – в автобусе №43 женщине сломали нос. По словам пострадавшей, нападавший пытался проехать по поддельной социальной карте, а когда его попросили оплатить проезд, стал проявлять агрессию. В конце концов он ударил кондуктора в лицо, а сам поспешил скрыться. Была вызвана бригада скорой помощи, кондуктора госпитализировали.
Сегодня на маршруте №31, на развороте около метро Аметьево, пассажир ударил кондуктора и брызнул в глаза перцовым баллончиком. На место вызвали врачей и полицию.
На улице Серова встали трамвайные маршруты №1 и №6 из-за того, что пассажир отказался показывать QR-код и не стал выходить из салона трамвая, а вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными.
– Есть моменты, что уже останавливаются автобусы, то есть кто-то скандалит. 99% пассажиров едут с кодами, есть 1-2 человека, которые скандалят. Из-за них вынужден останавливаться автобус, должен вызываться наряд полиции, и вот сейчас уже несколько случаев таких есть с утра – экипажи ждут наряды полиции, – рассказал Темляков.
Всего сегодня утром, по данным на 7:30, из-за отсутствия QR-кодов из подвижного состава высадили свыше 500 человек.
Казанские транспортники организовали проверки на 65 самых оживленных остановках города. Одна из кондукторов, которая столкнулась с такой проверкой, пожаловалась на условия работы.
– Это невозможно! Люди не показывают коды, говорят, что мы не имеем права, что мы не полицейские. Пусть полицейские заходят и проверяют, – поделилась кондуктор, назвавшаяся Куршидой. – Я зарабатываю в день две тысячи, мне нервы дороже.
По ее словам, высадить пассажира тоже иногда становится проблематично, потому что люди не выходят из автобуса. Тем не менее, по ее словам, со своего автобуса (№89) она ссадила уже около десятка человек, несмотря на ранний утренний час.
– Это невозможно, я так не буду работать, – повторила женщина. – Коды показывают те, у кого есть, у кого их нет – скандалят.
Некоторые из пассажиров, завидев проверяющих, молча выходят из автобусов. Как рассказал Темляков, люди пытаются добраться до пункта назначения, пересаживаясь с одного автобуса на другой сразу после того, как их высадят из-за отсутствия QR-кода. Судя по всему, так в Казани зарождается традиция бас-хоппинга (по аналогии с питерской практикой бар-хоппинга).
После того, как объявили о вводящейся мере безопасности в транспорте, все принялись гадать, как же будет устроен процесс. Вопросов было много – кто и как будет проверять коды, какова будет ответственность за нарушения, как будут выживать перевозчики и ездить на работу люди. Нельзя сказать, что сейчас на все эти вопросы есть ответы, но как минимум механика процесса видна.
Воспользоваться транспортом можно только с действующим кодом, который могут получить переболевшие, привитые и получившие медотвод. Несовершеннолетним коды не требуются. Никакие справки не действуют (в том числе о медотводе – нужен код). Одной прививки в случае двухкомпонентной вакцинации недостаточно. QR-коды должны проверять кондукторы с помощью смартфонов, которые перевозчикам предоставили власти республики.
К слову, здесь возникают и технические проблемы – в стоящем автобусе устройства без проблем фокусируются на кодах, но во время езды уже возникают проблемы. Часть кондукторов уже в первый день перешла на проверку кодов личными смартфонами.
Следует также отметить, что времени на обслуживание пассажиров кондукторам теперь требуется в разы больше. Дополнительные проверки тоже сильно задерживают транспорт. В итоге на остановках выстраиваются караваны из краснобусов. Вполне вероятно, что пунктуальность в ближайшее время станет мифом.
В метро весь процесс выстроен гораздо спокойнее. Оно и понятно - работники подземки просто проверяют коды на входе и не пропускают тех, у кого их нет. Как обратил внимание журналист KazanFirst, занимаются этим в основном девушки, но стоически выдерживать скандалы (которые им, понятное дело, тоже закатывают) им помогает охрана метрополитена.
Тем временем в городе подскочила стоимость поездки в такси, выросла напряженность среди людей - соцсети пестрят негативом, пассажиропоток заметно спал. Однако больше всех сочувствия в сложившейся ситуации заслуживают именно кондукторы, оказавшиеся меж всех огней.