Найти в Дзене
Science & Future

Можно ли отстыковать российский сегмент МКС и есть ли в этом смысл?

Оглавление

Под каждой публикацией об устаревании МКС и ухудшении отношений с американцами есть полтора-два десятка комментаторов, которые «призывают» к тому, что «России следует отстыковать свой сегмент, чтобы на его основе формировать национальную станцию». Так ли всё просто?

Не надо забывать, что до 2025 года Россия из проекта МКС выйти не может, так как есть Межправительственное соглашение по Международной космической станции, заключённое 29 января 1998 года в Вашингтоне, но начнём с того, что из себя представляет российский сегмент МКС.

Первый модуль станции, «Заря», хоть и создавался Россией, но за деньги NASA и является собственностью американцев. Да и ресурс этого модуля давно выработан, так что ему дорога в Тихий океан или, хорошо бы, в музей.

«Звезда» сейчас самый проблемный модуль, в котором обнаружены трещины и утечка воздуха. Опять же, модулю 21 год, так что содержать его и дальше нет никакого смысла.

«Поиск» и «Рассвет» к завершению работы МКС тоже подойдут к границе разумного срока эксплуатации. Остаются недавно запущенные «Наука» с «Причалом» и планируемый к запуску научно-энергетический модуль (НЭМ), без которого никакой новой станции не будет.

Российский сегмент в текущей конфигурации (с «Наукой» и «Причалом»).
Российский сегмент в текущей конфигурации (с «Наукой» и «Причалом»).

Следует отметить, что все высокопоставленные лица «Роскосмоса» уже много раз заявляли, что

«около 80% оборудования российского сегмента МКС выработали свой ресурс и затраты на содержание после 2025 года будут сопоставимы со стоимостью создания новой станции».

НЭМ, к слову, изначально планировалось пристыковать к МКС, но на сайте «Роскосмоса» появилась информация об очередной доработке для того, собственно, чтобы сделать из него первый (базовый) модуль РОСС.

В чём может быть проблема с отстыковкой модулей российского сегмента?

Чаще всего о РОСС говорят, как о высокоширотной станции (в любом случае, наклонение МКС для России не самое подходящее), то есть модули потребуется переместить на другую орбиту, что будет крайне энергозатратно, да и не факт, что та же «Наука» нормально перенесёт нагрузки во время этого «перелёта».

На этом gif-изображении показано, что орбита МКС практически не задевает Россию.
На этом gif-изображении показано, что орбита МКС практически не задевает Россию.

К тому же, у неё на протяжении всего полёта и после стыковки были проблемы с двигателями, так что, судя по всему, потребуется использовать «Прогресс» в качестве буксира, а это тоже не самая простая операция, когда речь о такой громадине. А вот «Причал» вполне можно отстыковать и отбуксировать к НЭМ, который сразу лучше запускать на требуемое наклонение.

В том случае, если орбита РОСС будет покрывать всю территорию России, она, скорее всего, будет лишь посещаемой, а не постоянно обитаемой. Дело в том, что станция в этом случае, вероятно, будет на достаточно продолжительные промежутки времени попадать в «концентраторы радиации» поясов Ван-Аллена.

Помимо того, что это исключает возможность постоянного пребывания на станции космонавтов, накладываются дополнительные требования к модулям и оборудованию в части радиационной защиты, а те же «Наука» с «Причалом» создавались без учёта этой необходимости. Дорабатывать будут только НЭМ, запуск которого запланирован не ранее, чем на 2028-ой год, так что может так оказаться, что строительство отечественной станции затянется. Да и в целом, в сети можно найти информацию о том, что на первом этапе новая станция должна состоять из:

  • Базового модуля на основе НЭМ.
  • Узлового модуля (копия «Причала»).
  • Шлюзового модуля (для выходов в открытый космос).
  • Модуля НЭМ-2.

Сейчас в РКК «Энергия» стои́т только корпус лётного экземпляра НЭМ, изготовленный в РКЦ «Прогресс». Работа по остальным модулям не начиналась (разве что прорабатывался проект шлюзового модуля, так как предполагалось, что он станет вкладом России в окололунную станцию Gateway). В этой связи, отстыковка «Причала» от МКС выглядит вполне логичной, хотя к 2028-ому году он уже 7 лет будет находиться в космосе.

Что в итоге?

Наиболее адекватный из прослеживаемых путей развития МКС заключается в сдаче модулей станции в аренду частникам. В этом ключе «Роскосмос» окажется в незавидном положении по сравнению с NASA. Американцы в последние 10 лет наиболее активно развивают частную космонавтику, в том числе, пробуждая интерес и у частников от науки (одних только студенческих космических исследований проводятся сотни каждый год).

В России же частной космонавтики нет от слова «совсем». Если начинать её развивать сегодня, то потребуются ещё те же 10 лет прежде чем первые частные российские научно-исследовательские лаборатории соберутся проводить эксперименты на околоземной орбите.

Если считаете, что я излишне пессимистично настроен, готов подискутировать.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.