Найти в Дзене
Марсель Македонский

«Смех и горе у Бела моря» - жемчужина поздней советской анимации

«В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста… На моёй памяти до пятьсот доходило». В 1988 году в стране вовсю шла перестройка. Из ларьков звучала «Группа крови», уже существовал рэкет, спекулянты продавали жвачки «дональд» по рублю штука, и кое-где открылись видеосалоны с яркими афишами западных боевиков. Но страна еще по инерции жила старыми идеями, надеждами на будущее, и светлыми идеалами, даже не представляя, какое крушение ее ждет. В этом году Леонид Носырев собрал мультипликационный фильм «Смех и горе у Бела моря», в состав которого вошли мультфильмы по произведениям Степана Писахова и Бориса Шергина, ранее выходившие отдельно: «Не любо – не слушай», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы», и «Поморская быль». «Пингвины у нас не водятся. Но приезжают – на заработки». Многие и многие советские мультфильмы имели особую магию. Зачастую, они оставляют в душе ощущение чего-то самостийного, сделанного руками человека, не в станке выточенного, а отшлифованного многолетней

«В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста… На моёй памяти до пятьсот доходило».

В 1988 году в стране вовсю шла перестройка. Из ларьков звучала «Группа крови», уже существовал рэкет, спекулянты продавали жвачки «дональд» по рублю штука, и кое-где открылись видеосалоны с яркими афишами западных боевиков. Но страна еще по инерции жила старыми идеями, надеждами на будущее, и светлыми идеалами, даже не представляя, какое крушение ее ждет.

В этом году Леонид Носырев собрал мультипликационный фильм «Смех и горе у Бела моря», в состав которого вошли мультфильмы по произведениям Степана Писахова и Бориса Шергина, ранее выходившие отдельно: «Не любо – не слушай», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы», и «Поморская быль».

«Пингвины у нас не водятся. Но приезжают – на заработки».

Многие и многие советские мультфильмы имели особую магию. Зачастую, они оставляют в душе ощущение чего-то самостийного, сделанного руками человека, не в станке выточенного, а отшлифованного многолетней работой умелых пальцев мастера. Образцом слитного творчества наших отечественных талантов смело можно назвать и этот фильм. Откуда же происходят его сюжеты?

кадр из мультика
кадр из мультика

Сказки Степана Писахова про жителей поселка Уйма основаны на историях реального человека, по имени Сеня Малина. Свои сказки он писал от лица Сени, как рассказчика, и в мультфильмах было найдено решение лучшее из возможных, придавшее им такую обворожительную красоту. Рассказчиком стал Евгений Леонов. И нет в мире человека, который бы так с этим справился, как это сделал легендарный Леонов. Создатели придали его черты персонажу, и доброе лицо Евгения Павловича необыкновенно точно вписывается в реальность, показанную в фильме. Автор имеет наглость считать Леонова вообще редчайшей силы артистом, не имеющим соперников в образе добродушного увальня, за круглым простым лицом которого зачастую история глубоко непростая, и даже трагичная. Это касается и его ролей в фильмах, и его ролей озвучки.

Сборник построен в форме рассказов Сени. После тяжелого рабочего дня старый бывалый человек за мелкой работой забавляет товарищей историями, представляя их родной край, Архангельск, в самых невероятных и фантастических историях, о выросшем в Двине апельсине, о медведях, торгующих квасом, про сушку северного сияния на зиму. И конечно, «Волшебное кольцо», кладезь цитат, да что там, одна огромная цитата! «И пошли они до городу Парижу», «змея запускаю», «что – новый хозяин – надо?». А песня Ваньки, с подпевками кошки и собаки? «Как выводют, шельмы….»

Жаль, конечно, что в дальнейшем к сказкам Писахова уже не пришлось вернуться нашим замечательным творцам. А их еще много, про вскипевшую от сердитости бутылку воды за пазухой Сени, про ружье калибру номер два, в стволе которого он спал, про мороженых волков… По Шергину снято еще два замечательных мультика: «Мартынко» и «Мистер Пронька», про которые можно написать отдельную статью – здесь тоже магия творчества в полном порядке.

кадр из мультика
кадр из мультика

С другой стороны, чем реже камень – тем он ценнее.

Все сказки здесь – добрые. Нет злодеев совсем, разве что подлая Ульянка, да противный дядька, продающий животных Ваньке. Даже иностранец представлен не плохим персонажем, ощутившим русскую песню и душу. И тем сильнее бьет по сознанию последняя новелла о гибели рыбаков Степана и Адриана, немыслимая по своему простому крестьянскому, такому русскому трагизму – если пришлось умирать, значит, пришлось. Значит, судьба такая. Значит, нужно оставить память, чтобы люди знали, как они погибли, чтобы занять руки и разум в ожидании конца. «И решили они: оттого, что еще двух промышленников не станет на свете, белому свету переменения не будет»... И здесь, в этой короткой печальной истории искусство наших авторов набирает такую мощь, что становится почти неосязаемым на уровне обычных чувств, здесь всё – образы, звуки, слова, всё точно, всё на месте.

Советский фонд мультипликации богат на жемчужины. Но среди них сказки Бела моря одни из самых дорогих. И, как обычно, недооцененных.

- Смерть не всё возьмет. Только своё возьмет… Спите, ребятушки?
- Живем, дед Сень!

Автор: Джон Дейкер

Редактор: Марсель Македонский

#Смех и горе у бела моря #советская анимация