Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Вестерн о приключениях на железной дороге: “Юнион Пасифик” (1939)

После завершения фильма “Буканир” (Buccaneer, 1938) режиссер Сесил ДеМилль собирался снять ленту на тему истории канадской Компании Гудзонского Залива. Он поручил молодому сценаристу собирать материал и писать синопсис. Однако вскоре ДеМилль закрыл этот проект, потому что узнал, что кинокомпания “20-й век Фокс” уже давно работает над аналогичным фильмом. Новой темой была выбрана история постройки трансконтинентальной железной дороги и соперничества железнодорожных компаний. В качестве сюжетной основы Сесил ДеМилль взял роман Эрнеста Кейкокса “Решатель” (Trouble Shooter), опубликованный в 1936-м году, точнее его драматизированную адаптацию, сделанную Джеком Каннингхэмом по заказу студии “Парамаунт”. В качестве сценаристов выступили Уолтер ДеЛеон, Си Гарднер Салливан и Джесси Ласки Младший. Они написали сценарий, крутящийся вокруг строительства железной дороги Юнион Пасифик, одобренного лично президентом Линкольном. Основными сюжетными составляющими стали борьба с конкурирующей компанией

После завершения фильма “Буканир” (Buccaneer, 1938) режиссер Сесил ДеМилль собирался снять ленту на тему истории канадской Компании Гудзонского Залива. Он поручил молодому сценаристу собирать материал и писать синопсис. Однако вскоре ДеМилль закрыл этот проект, потому что узнал, что кинокомпания “20-й век Фокс” уже давно работает над аналогичным фильмом.

Сесил ДеМилль
Сесил ДеМилль

Новой темой была выбрана история постройки трансконтинентальной железной дороги и соперничества железнодорожных компаний. В качестве сюжетной основы Сесил ДеМилль взял роман Эрнеста Кейкокса “Решатель” (Trouble Shooter), опубликованный в 1936-м году, точнее его драматизированную адаптацию, сделанную Джеком Каннингхэмом по заказу студии “Парамаунт”. В качестве сценаристов выступили Уолтер ДеЛеон, Си Гарднер Салливан и Джесси Ласки Младший.

Они написали сценарий, крутящийся вокруг строительства железной дороги Юнион Пасифик, одобренного лично президентом Линкольном. Основными сюжетными составляющими стали борьба с конкурирующей компанией Сентрал Пасифик и романтические отношения главного героя, отвечающего за охрану стройки, Джеффа Батлера с отчаянной работницей почты Молли.

В качестве наименования новой ленты было выбрано название реальной компании “Юнион Пасифик”. И это не смотря на то, что 7-го февраля 1938 года Гильдией Кинопродюсеров и Дистрибюторов Америки оно было закреплено за кинокомпанией братьев Уорнер (Warner Bros). Как Сесил ДеМилль решил этот вопрос – свидетельств не сохранилось. Как бы то ни было, название фильма стало ассоциироваться с ним с самого начала и “Парамаунт” выпустила картину без каких-либо возражений со стороны братьев Уорнер.

Сесил ДеМилль также заручился поддержкой реальной железнодорожной компании Юнион Пасифик. Он подписал договор с её президентом У.М. Джефферсом 2-го марта 1938-го года о том, что съемочной группе будет предоставлен доступ в архивы и приданы консультанты железнодорожники.

На роль Молли, являвшуюся в ленте центральной, режиссер планировал взять Клодетт Кольбер. Однако она, зная авторитарный характер Сесила ДеМилля и желая избежать конфликтов, отклонила предложение. В ответ режиссер написал письмо, датируемое 14 августа 1938-го года:

Дорогая Клодетт,
Хотя, естественно, я был ужасно разочарован, прочитав о вашем решение не играть Молли в "Юнион Пасифик", я прекрасно понимаю вашу точку зрения и должен признать справедливость вашей позиции. Удар несколько смягчен тем очаровательным способом, которым вы изложили своё мнение, и признанием факта, что у нас есть нечто общее - у режиссера и у звезды. Уверяю вас, в этой индустрии нет никого, чей артистизм я почитаю больше, чем Ваш, и я буду жить надеждой, что в недалеком будущем я смогу руководить постановкой, в которой вы сыграете роль, которая добавит еще одну жемчужину к вашей уже хорошо украшенной короне достижений.
Клодетт Кольбер
Клодетт Кольбер

Вторым выбором Сесил ДеМилля стала Барбара Стэнвик. Она работала с режиссером в цикле постановок, которые он делал на радио для своего авторского шоу. Стэнвик с энтузиазмом ухватилась за возможность сыграть Молли, интересную, активную девушку, искательницу приключений. Сесил ДеМилль не пожалел о сделанном выборе. По его воспоминаниям, актриса показала себя только с лучшей стороны, как настоящая профессионалка. У неё не было капризов, не было претензий к режиссеру, она ни разу не подвела съемочную группу. ДеМилль позднее назвал её “хорошей работницей”.

В своих мемуарах режиссер писал: “Меня иногда спрашивают, кто моя любимая актриса среди тех, с кем я делал постановки. Я всегда уклоняюсь от ответа, объясняя, что мне приходится продолжать жить в Голливуде. Но если бы ко мне применили пытки инквизиции и потребовали от меня ответа, я должен был бы сказать, что никогда не работал с актрисой, которая была бы более сговорчивой, менее темпераментной и лучшей в работе, чем Барбара Стэнвик".

Барбара Стэнвик
Барбара Стэнвик

Впервые зритель видит Стэнвик в роли Молли Монахан, когда та стоит на тендере паровоза, радостно перекликаясь с папой машинистом и морща носик. Она произносит свои реплики с тяжелым ирландским акцентом, который буквально вопиет: "Да, привыкайте к этому! Я собираюсь попробовать акцент!". Этот ирландский акцент, в отличие от ее более естественного легкого акцента в "Плуге и звездах", в “Юнион Пасифик” приходит и уходит. Но Стэнвик, явно, получает огромное удовольствие, воплощая роль в соответствии с совершенно новым стилем, созданным фантазией режиссера. В течение первой половины фильма, актерская игра Стэнвик сродни живописи; она малюет красками то тут, то там, но если приглядеться, то видно, что в ее действиях есть порядок.

Партнером актрисы на съемочной площадке стал Джоэль МакКри. Он узнал, что играет главную роль в свежей постановке Сесила ДеМилля из газет. 1 июля 1938 года он написал ДеМиллю, чтобы выразить свои удивление и восторг. "Я не знаю, верить ли тому, что я читаю в газетах, или нет. Но я не могу придумать ни лучшей истории, ни другого человека, с которым бы я предпочел работать. Поэтому, надеюсь, всё - правда. Не могли бы мы поговорить как-нибудь?"

Барбара Стэнвик и Джоэль МакКри в фильме "Юнион Пасифик"
Барбара Стэнвик и Джоэль МакКри в фильме "Юнион Пасифик"

У Стэнвик с МакКри совместные сцены вышли отлично. Они довольно часто играли в фильмах вместе и у них было нечто, что принято называть “химией”. В самой откровенной сцене "Юнион Пасифик" Молли говорит: "Ты думаешь, что я - возмутительная кокетка? Разве ты не знаешь, что флирт в крови женщины, как драка - в крови мужчины?" В этот момент ее лицо приобретает лирически энергичный и в то же время созерцательный вид. "Девушка кокетничает, чтобы узнать, есть ли у нее сила. Затем она, как драчун ищет соперника, начинает искать самого неподступного мужчину, которого пытается покорить. Но ей нужен не мужчина, а удовольствие от того, что она бросила его к своим ногам!”

Как обычно, когда появилась официальная информация о том, что Сесил Б. ДеМилль приступает к работе над фильмом, его многочисленные знакомые поспешили дать режиссеру знать, что они готовы участвовать в съемках. "Я хочу помочь вам построить железную дорогу или, возможно, присоединиться к тем, кто пытается остановить строительство", - написал Лэйн Чандлер, стародавний контрактный актер “Парамаунт”, который провел большую часть своей карьеры, играя роли второго плана в вестернах категории Б. В фильме "Юнион Пасифик" он появился как кондуктор поезда.

Среди бывших звезд немого кино, сыгравших в железнодорожном эпике ДеМилля был и бывший комик студии Хэла Роуча Макс Дэвидсон, получивший роль "6-го карточного игрока". Первый Тарзан в истории кинематографа, Элмо Линкольн, стал "11-м карточным игроком". Монте Блю получил звездный статус после главных ролей в нескольких немых фильмах ДеМилля. Но с появлением звука его карьера пошла на спад. Его происхождение от коренных американцев помогло получить роль индейца. Бадди Рузвельт, ковбойская звезда 1920-х годов, появился в качестве пожарного железной дороги.

Мод Фейли, которая получила некоторую известность в 1910-х годах в качестве ведущей леди кинокомпании Thanhouser, сыграла жену рабочего. ДеМилль помнил Фейли еще с тех времен, когда сам был актером в Денвере, штат Колорадо, и она и ее мать получали небольшие роли почти во всех фильмах ДеМилля.

Чернокожий актер Ноубл Джонсон, сыгравший индейца в фильме 1914 года "Муж индианки", снова покрылся боевым раскрасом для фильма "Юнион Пасифик". А когда злодей из " Мужа индианки” Кэш Хокинс (актёр Билли Элмер) предложил ДеМиллю свои услуги со словами, что роль "вернет меня на карту кино", режиссер сделал на его деле пометку "обязательно использовать" и отправил Элмера к кастинг-директору Джо Эгли.

Кадр из фильма "Юнион Пасифик"
Кадр из фильма "Юнион Пасифик"

Лишь немногие из тех, с кем ДеМилль начинал в кинобизнесе обрели успех. Большинство жило в непрестанной нужде. Его звезда фильма "Девушка с Золотого Запада" 13 октября 1938 года прислала записку:

Мой дорогой мистер ДеМилль,
Как обычно, в трудную минуту я обращаюсь к Вам. Я болею уже больше года, поэтому не могу работать. Я даже не состою в Гильдии актеров, поэтому я прошу Вас о большом одолжении. Можете ли вы устроить Джима на работу. Он сильный и волевой, но дела пошли так плохо, что нам нужна помощь, поэтому мы обращаемся к вам. Я знаю, что вам надо много людей. Если бы вы могли дать ему дополнительную работу, я была бы очень благодарна, и он тоже. Он ничего не может получить от Централ [кастинг агенство], так как у них есть свои любимчики, которых они постоянно снабжают работой, а нам так нужны деньги. Пишу я, так как чувствую, что могу объяснить лучше, чем он. Вы знаете Джима Гордона, и знаете его работу. Если вы согласитесь и захотите увидеть его, я бы тоже с удовольствием зашла поздороваться. Благодарю вас за все, что бы вы для нас ни сделали.
Искренне остаюсь с вами,
Мэйбл Ван Бюрен Гордон

Два дня спустя Глэдис Россон передала Джо Эгли пожелание режиссера: "Если Джим Гордон в хорошем состоянии (и не пьет), он [ДеМилль] хотел бы использовать его в картине, насколько возможно. Он - муж Мэйбл Ван Бюрен (которая раньше работала по контракту со старой студией Ласки) ".

Кадр из фильма "Юнион Пасифик"
Кадр из фильма "Юнион Пасифик"

Картину снимали две съемочные группы: основная и вспомогательная. Вспомогательная начала работу 19 октября 1938 года в городке Кэш, штат Оклахома. Руководил на площадке второй режиссер Арт Россон. Закончив в Оклахоме, он перебрался в Юту, где снимались дальние ландшафтные планы. Вспомогательная группа работала до 18-го февраля 1939 года.

Основная группа под руководством ДеМилля не покидала Калифорнию. Начиная с 15-го ноября она снимала в павильонах студии “Парамаунт”, изредка выезжая на съёмки в Канега Парк и на ранчо студии RKO.

На съемках "Юнион Пасифик"
На съемках "Юнион Пасифик"

В декабре 1938-го заявлялось, что фильм будет выпущен к пасхе 1939-го, 7 апреля. Окончание съемочного процесса планировалось на 18 февраля. Однако госпитализация Сесила ДеМилля 31 января заставила подкорректировать планы. Последние пять съемочных дней режиссер снимал, лежа на носилках, к ужасу своих врачей и радости студийного отдела рекламы.

20-го февраля ДеМилль оправился достаточно, чтобы вернуться к съёмкам. Работа основной группы прошла ударно. Последние сцены спешно досняли 24-го февраля 1939-го года. Фильм оказался готов к премьере 28-го апреля.

На съемках "Юнион Пасифик"
На съемках "Юнион Пасифик"

Премьера стала кульминацией хорошо скоординированной рекламной кампании. ДеМилль и группа голливудских знаменитостей отправились в тур на поезде из Лос-Анджелеса в Омаху. Однако, все усилия, затраченные на популяризацию картины, были почти сведены на нет плохой презентацией. После показа ДеМилль написал Чарльзу Уэсту, главе редакторского отдела “Парамаунт”:

КОПИЯ ДЛЯ ОМАХИ СИЛЬНО ПОСТРАДАЛА ИЗ-ЗА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ ПОЛОС, ТЯНУВШИХСЯ ПОПЕРЕК КАРТИНКИ В НАЧАЛЕ ВТОРОГО РОЛИКА И ВПЛОТЬ ДО ВЫХОДА РОЗЫ ИЗ КАФЕ .... СКАЖИТЕ [руководителю звукового отдела Paramount] ЛОРЕНУ РАЙДЕРУ, ЧТО КОГДА ПАРОВОЗ СОШЕЛ С РЕЛЬС В СНЕГУ, Я ПРЕДПОЛАГАЮ, ЧТО В ЯКОБЫ НОВОМ ОБОРУДОВАНИИ МИСТЕРА БЛАНКА ЧТО-ТО СЛОМАЛОСЬ И ФИЛЬМ ДАЛЕЕ ШЁЛ БЕЗ ЗВУКА ДО СЦЕНЫ В МАШИНЕ МОЛЛИ. НЕСМОТРЯ НА ЭТО КАРТИНА ИМЕЛА ОГРОМНЫЙ УСПЕХ. ИЗОБРАЖЕНИЕ БЫЛО НАСТОЛЬКО ПЛОХО, ЧТО ТРУДНО СУДИТЬ - ВИНОВАТА ПЛОХАЯ ПЕЧАТЬ ИЛИ ПЛОХОЙ ПРОЕКТОР. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЗЕРНИСТОСТЬ БЫЛА ОЧЕВИДНА В НЕСКОЛЬКИХ МЕСТАХ. ПРЕДЛАГАЮ ОТПРАВЛЯТЬ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ КИНОМЕХАНИКОВ ВМЕСТЕ С КОПИЯМИ И ИНФОРМИРОВАТЬ МЕНЕДЖЕРОВ ТАМ КУДА КОПИИ УЖЕ ПРИШЛИ, ЧТО ЦВЕТНОЙ СЛАЙД НАД ЗАСТАВКОЙ С НАЗВАНИЕМ ЛЕНТЫ НЕ ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ, ТАК КАК РАЗРУШАЕТ ЭФФЕКТ ОСНОВНОГО ЗАГОЛОВКА, КОТОРЫЙ В ФИЛЬМЕ "ЮНИОН ПАСИФИК” ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ФИЛЬМА.

Постер "Юнион Пасифик"
Постер "Юнион Пасифик"

Несмотря на технические неудачи на премьерном показе, "Юнион Пасифик” стал еще одним впечатляющим успехом ДеМилля. В выпуске "National Box Office Digest" от 8 мая 1939 года было заявлено, что фильм принесет владельцам кинотеатров 170 процентов. Комментарий гласил: "В картине есть все - масштаб и размах, смех и слезы, великолепные актерские работы, и шикарный сценарий ..... И в довершение всего Сесил Б. ДеМилль обыгрывает имеющиеся в его распоряжении сцены с непревзойденным мастерством – пуская пыль в глаза там, где это нужно, проявляя изворотливость там, где это необходимо. Его двадцать пять лет работы в кино втиснуты в один грандиозный проект".

“Юнион Пасифик” был заявлен для участия в Каннском фестивале 1939-го года. Но Гитлер начал войну и мероприятие было отменено. Значительно позднее, во время 55-го Каннского фестиваля 2002-го года, было проведено голосование жюри по фильмам 1939-го года. После продолжительной дискуссии “Золотая пальмовая ветвь” досталась творению Сесила ДеМилля “Юнион Пасифик”.

(с) Свен Железнов

Если интересны статьи про вестерны - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures

Также читайте:

Как Гэри Купер стал Диким Биллом Хикоком: вестерн “Человек равнин” (1936)

Сентиментальный вестерн о хорошем бандите: “Возвращение Франка Джеймса” (1940)

Вестерн о злых железнодорожниках: “Джесси Джеймс” (1939)

Революция – это как большая любовь: вестерн “Профессионалы” (1966)

Вестерн в заснеженной Калифорнии: “След кошки” (1954)

Вестерн про городок-призрак и спрятанное золото: “Жёлтое небо” (1948)

Старый добрый вестерн нуар: “Территория Колорадо” (1949)