Знаю, вы скучали по безумным теориям короля конспирологии и гранд-мастера поисков черных кошек в темных комнатах Киноведа в штатском. Я тоже немного тосковал по этому пласту своего творчества, но небольшое затишье возникло не потому, что я вдруг поумнел или стал, по совету многих, "просто наслаждаться кино и ни о чем не думать", нет, упаси господь – просто времени не было изложить рой своих сумасшедших идей на бумаге экране. Сейчас есть пара минут, и в перерыве между мегакрутыми свежими релизами хочется подбросить немного дрожжей в яму с классикой.
Сегодняшними "жертвами" моего надругательства над здравым смыслом выступят две картины из нашего счастливого детства – "Терминатор" и "Короткое замыкание". Прекрасно помню, что фильм Джеймса Кэмерона я впервые посмотрел в самом настоящем видеосалоне, где народ рассаживался на простяцкие стулья вокруг небольшого телевизора с видаком, а "Замыкание" у нас даже на большом экране в кинотеатрах показывали – мальчишками мы ходили на него раз по пять-десять. Описанная ниже теория всегда казалась мне очевидной и само собой разумеющейся, поэтому я был крайне удивлен, когда беглый гуглеж не принес ничего релевантного (правда, в "дарк интернет" дальше третьей страницы поиска я не ходил). Тем почетнее моя роль донесения до вас "правды". Присаживайтесь поудобнее – связь "Короткого замыкания" и "Терминатора" способна сбить с ног.
Итак. Всё достаточно просто. Не мне вам рассказывать о том, что в 1984 году Кэмерон сформулировал страх перед новыми технологиями самым выразительным способом. В его будущем искусственный интеллект, разработанный передовыми учеными, обретает самосознание, видит главную угрозу существованию человека в нем самом, а потому решает уничтожить человечество с помощью роботов и самого совершенного оружия. Двумя годами позже в "Коротком замыкании" был продемонстрирован альтернативный взгляд на природу будущих взаимоотношений человека и ИИ – в этом фильме вышедший из строя боевой робот обрел разум, постиг свободу воли и понял ценность человеческой жизни. В этом измерении нет Судного дня, нет путешествий во времени, а Стив Гуттенберг спокойно целует Элли Шиди.
Вроде бы нет никаких оснований проводить параллели между "Коротким замыканием" и "Терминатором" – картины не связаны ни авторами, ни персонажами, ни концептами, ни дизайном, ни сюжетом. Действительно, Т-800 ничем не напоминает конструкцию робота S.A.I.N.T., а NOVA Laboratory ничуть не похожа на Cyberdyne Systems, но я предлагаю вам взглянуть чуть глубже. А именно – в продолжения франшизы о суровом терминаторном будущем. Там мы увидим созданных Skynet боевых роботов, имеющих наименование Hunter Killer – и вот они уже весьма и весьма похожи на собратьев Номера Пять из "Замыкания". Оба робота имеют схожее строение шасси, у них похожи защитные пластины – общих конструктивных черт у двух образцов поразительно много для двух независимо развивающихся проектов.
Больше того, именно на этих двух моделях, напомню – в совершенно разных фильмах – проходил тестирование искусственный интеллект. И в обоих случаях он вышел из-под контроля, причем с самыми воинственными намерениями. И пусть в реальности кибернетические интеллектуальные системы и разнообразные нейросети пока остаются неспособными совершить самостоятельный качественный скачок в развитии, наверное, когда-то это случится. И лишь от нашей реакции на это будет зависеть то, по какому пути последует наша река времени – в русло мирного сосуществования киборгов и человека или по направлению к раз за разом отсрачиваемому, но неизбежному Армагеддону.
Но вернемся к фильмам. Могут ли как-то быть связаны две вселенные, демонстрируемые во франшизе "Терминатор" и в двух фильмах серии "Короткое замыкание"? Конечно. Нам известно, что компания НОВА в конце "Короткого замыкания" обанкротилась и вынуждена была свернуть все разработки и расстаться с активами. Однако это вовсе не означает, что исследования в области искусственного интеллекта и боевой военной роботизированной техники перестали вестись. Наоборот, только формирующая свой пакет разработок Кибердайн Системс вполне могла воспользоваться чертежами, патентами, концепт-моделями своих менее удачливых конкурентов. Из сюжета двух первых терминаторов мы знаем, что Майлз Дайсон начал работу над Skynet, опираясь на останки Т-800, сохранившиеся после событий 1984 года. Но не сделала ли компания "крюк", заполучив наследство НОВЫ? Ведь в "Терминаторе 3" мы отчетливо видим, что Т-1 конструктивно близки роботам S.A.I.N.T. от NOVA Laboratory.
Каким иным образом можно объяснить то, что Дайсон от руки киборга перешел к постройке гусеничного роботанка? Это не выглядит логичным путем и противоречит любым эволюционным законам. Скорее всего, работы конструктора по исследованию "останков" терминатора были на время прерваны в связи с появлением возможности попробовать улучшить наработки разорившейся НОВЫ. Кстати, с чертежами и внешним видом Hunter Killer компания Cyberdyne Systems наверняка получила и архив работ НОВЫ в направлении разработки искусственного интеллекта – именно поэтому и произошел такой качественный скачок в развитии Skynet. Не знаю, как у вас, а у меня картина сложилась вполне четкая и непротиворечивая – роботы из "Короткого замыкания" послужили кирпичиками в постройке и софтовой, и хардовой архитектуры будущих Терминаторов.
Удивительно точно мои измышления укладываются и в хронологию обеих картин. В 1984-м к нам из будущего прибыл первый терминатор – от него остались несколько запчастей, которые взялся изучать Майлз Дайсон. В 1986-м лаборатория НОВА разработала первые прототипы военных роботов с искусственным интеллектом – один из них сбежал, обретя сознание, и это привело к банкротству компании и переходу ее наработок в Cyberdyne Systems. На основании полученных чертежей в Кибердайн делают T-1, а ИИ из роботов S.A.I.N.T. переделывают в Skynet. Бинго! Восстание машин обеспечено!
Еще раз попрошу не обвинять меня в надругательстве над бессмертной классикой. Я, как и вы, бесконечно люблю фильмы Кэмерона и их неуклюжие продолжения (да, даже "Генезис"). Я, как и вы, считаю "Короткое замыкание" прекрасной доброй сказкой с симпатичным Махоуни и трогательными бабочками, сидящими на смертоносной машине. Я ничуть не пытаюсь какое-то из этих "слагаемых" представить в дурном свете, но мне кажется, что их сочетание расцвечивает привычную картину новыми яркими красками. Разве плохо? В любом случае, мои странноватые идеи можно и не принимать близко к сердцу – они ничуть не меняют бессмертную классику. Тут я бессилен.
Кстати, о моем отношении к классике. В комментариях мне так часто пишут, что я ругаю, критикую, смешиваю с грязью упоминаемые мной фильмы, что я давно перестал что-то понимать в общении с данной публикой. Каждый раз, практически в каждом своем тексте я отдельно упоминаю, что мне всегда всё нравится, что я люблю те картины, о которых пишу, что про плохое кино на этой площадке я писать не хочу и не буду, что у меня нет претензий к авторам, а есть желание расширять и дополнять вселенные, придуманные этими людьми. Но не в коней корм. Поэтому, дабы раз и навсегда избавиться от необходимости извиняться за свою любовь к кино перед людьми, которые не способны читать больше трех предложений подряд, я решил дополнять каждый свой текст сноской, аналогичной распространенным ныне в интернете дисклеймерам:
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Попробую теперь эту плашку добавлять к своему вступительному баннеру – вдруг кто-то начнет обращать внимание и перестанет писать в комментариях ерунду. Впрочем, я, конечно, размечтался... Комментарии же пишут не читатели, а писатели.
На этом закончим, я и так написал сегодня сильно больше, чем хотел, а ведь у меня в работе находятся несколько обширнейших лонгридов, на которые тоже требуются вдохновение и мешок букв. И пока я пишу что-то новое, вам следует пробежать по моему каналу и найти для себя что-то ранее пропущенное – интересного у меня много, не оставляйте себя без вкусного. Да и вообще, заглядывайте на канал Киноведа в штатском почаще, здесь классно. И да, вы уже должны знать простые правила – читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не доверяйте нейросетям, и...
Увидимся в кино!
#кино #короткое замыкание #терминатор #фантастика #роботы