YUSUKE TAKAHASHI - Архитектор/Дизайнер
2004 – закончил университет г.Канагава по специальности Архитектор
2008 – основал собственную дизайн студию YT Architects в г.Токио
2015 - стал победителем архитектурного конкурса «Красивые дома 2015»
в номинации «АрхПроект» в России
КИРИЛЛ ЯНОВСКИЙ - Исполнительный Директор Kasugai Development
2012 – начало работы с японскими архитекторами и дизайнерами
2015 – создание обособленной компании Kasugai Development
2018– расширение портфолио японских студий партнеров до 10
Простота - Kanso - 簡素
Буквальный перевод слова “Kanso” - это простота, но речь о простоте не только в окружающих нас вещах, но и в душе самого человека, в простоте восприятия им окружающего мира. Всем знаком принцип “Less is more”, объявленный Людвигом Мис ван дер Роэ. Это самая понятная интерпретация той самой простоты в японской архитектуре. Суть её заключается в том, что где, казалось бы, ничего нет, на самом деле есть всё, что необходимо, достаточно просто рассмотреть. В этой самой простоте скрыта та естественная природная красота, которую часто можно увидеть в японской архитектуре. В чем простота этого здания? Она заключается в том, что это обыкновенный зеркальный павильон. Красота раскрывается благодаря тому, что в нём отражается окружающее пространство, отражается окружающая жизнь и улица.
Вот пример пространства на крыше многоэтажного дома в населенном центре Японии - здесь всё предельно просто, предельно понятно и очень красиво. Вот заурядный для Японии интерьер, у которого очень простое исполнение, но в нём и кроется главный секрет. Видно, что деревянные панели закреплены особым образом, тщательно подобран свет. Простое по своей идее решение определяет то ощущение, которое вы испытываете, когда находитесь в этом пространстве.
На фото вариант интерьера, исполненного предельно просто, нет ничего экстраординарного: обыкновенный бетон, металл, немного дерева, простые понятные линии. Однако чувствуется роскошь и богатство пространства. В следующем примере тоже нет ничего замысловатого, но по нему виден определенный уровень жизни. Дальше на фотографии все лаконично и выдержано, практически ничего нет – белые стены, белые элементы. Единственное, что придает красоту этой фотографии — это яркий цвет дивана. Деревянные панели разных цветов и наличие единственного акцента определяют ощущения, которые возникают у человека в этом пространстве.
Простота – один из первых и определяющих принципов японской архитектуры – проявляется именно так. Красоты и эстетического наслаждения можно добиться через простое решение, необязательно должно быть сложное или технологически инновационное. В России заказчики часто не понимают, как можно отразить роскошь и богатство интерьера за счет одного единственного предмета. Им кажется, что стены должны быть разноцветные, мебели должно быть много, диван должен быть самого актуального или нового цвета. Сложно бывает объяснить, что роскоши в интерьере можно получить, сделав простую интерьерную отделку и поставив в нее элемент, который будет отвечать за красоту и всю эстетику пространства.
Асимметрия - Fukinsei - 不均整
“Fukinsei” или, по-русски, «асимметрия». Особенность японской асимметрии и восприятия симметрии в том, что отсутствие симметрии не означает, что вещь не имеет права на существование. Наоборот, асимметричная вещь - это такая же константа, как симметричные завершенные вещи. В качестве примера приведена входная зона одного общественного пространства. Делать ее просто квадратной формы было неинтересно, поэтому приняли решение создать асимметрию и использовать неординарную форму. В зависимости от того, с какой точки вы смотрите на асимметричный вход, входите ли вы через него или выходите, визуальная составляющая очень сильно меняется. Каждый раз, проходя через этот ход, человек смотрит под другим углом и как следствие, по-разному воспринимает это архитектурное решение.
На фото пример проекта, который изначально был задуман в абсолютно симметричной манере. Должна была быть просто прямоугольная коробка, но в процессе работы нашли решение с фасадной конструкцией, добавившей асимметрии в архитектуру дома. Внутри здание остается прямоугольной формы. Концепция прорабатывалась долго и сложно: в итоге пришли к тому, что асимметричные формы и асимметрия демонстрируют то, что незаметно при полной симметрии, а так же скрывают некоторые элементы, слишком бросающиеся в глаза при симметричных линиях.
Эта декоративная панель так же пример неочевидной асимметрии. Здесь линии будто выстроены симметрично друг другу, но на самом деле элементы выставлены рандомно, нет какого-то четкого математического порядка. На уровне деталей это дает очень интересное ощущение. На этой панели разный цвет и рисунок: он выглядит единым, но в нем есть скрытые детали, которые могут доставить определенное удовольствие, если всмотреться пристальнее.
На другом изображении плитка, которая не выглядит как плитка. Её специально выложили вразнобой, но визуально это выглядит очень гармонично.
Эссенция- Shibumi - 渋味
Следующий аспект – это «shibumi». По ощущению это схоже с так называемым пятым вкусом, «умами». Shibumi - это насыщенность, «калорийность» визуальных и чувственных ощущений. Когда вы видите интерьер или архитектурную форму, то вы понимаете, что в ней все лаконично, естественно, но в то же время нет желания что-то добавить. Это и есть shibumi, «глубина» или «насыщенность».
Пример того, что такое shibumi для японских архитекторов. Сочетание материалов, их цветов, толщина элементов, одновременно внутреннее и внешнее пространство – всё это делает восприятие картинки насыщенным. В России также есть свое представление, российское shibumi – то, как русские воспринимают нечто как «сочный», «вкусный» интерьер, но его еще предстоит сформулировать. Далее два изображения, иллюстрирующих японское понимание shibumi, что с их точки зрения выглядит эстетически насыщенно, «вкусно» и эффектно.
На этом изображении также довольно простое решение: глазурованная керамическая плитка, но у нее настолько приятные цвет и текстура, что ее хочется видеть и трогать. Вживую это выглядит невероятно красиво, особенно в полумраке с хорошей подсветкой. Более того, картинка не передает всех нюансов и тонкостей такого интерьера. Между плитками присутствует небольшие частицы мха, сами плитки сделаны вручную и поэтому немножечко неровные. Все это делает ощущение от интерьера куда более насыщенным. На фотографии этого нельзя увидеть, но если смотреть вживую, то можно рассмотреть интересные детали, которые не видны на общем плане.
Естественность - Shizen - 自然
Следующая особенность японской архитектуры — это “shizen”, природность, естественность и натуральность. В естественности архитектуры и японских интерьеров есть два нюанса. Первый: естественность достигается за счет использования непосредственно природы и зелени в интерьерах или архитектуре. Это понятная интерпретация «естественности». Второе: архитектурные формы либо дизайнерские решения вдохновляются природой, естественными формами или природными формами.
На примере этой фотографии хочется сказать, что на ней естественный созданный сад, очень красивый и натуральный, что он получился сам по себе. Но это не так, создание естественного сада требует колоссального вложения времени и сил. Все делается вручную, вымеряется и планируется. В этом заключается сложность достижения результата, при котором дизайн, архитектурные решения или ландшафт смотрятся естественно и натурально. Это очень сложно спланировать и создать.
Хочется отметить то, что естественность также означает достижение гармонии между архитектурой и ландшафтом, что зачастую также сложно достижимая задача. Очень важно найти правильный баланс, потому что ландшафт не может быть полноценным без архитектурной формы здания. Равно как и наоборот: архитектура сама по себе, вырванная из контекста, в том числе из ландшафта и окружающей природы, не совершенна и не самодостаточна. Далее приведены примеры «естественного» японского ландшафтного дизайна.
Важно, чтобы среда за окном гармонично сочеталась с пространством интерьера. Если такой возможности нет, то природные формы можно воссоздать. В данном случае используются панели ручной работы в технике «кумико», которые повторяют естественный рисунок. Тут также все предельно просто: мотив этих панелей - красивая живописная гора, сзади нее находится пространство города. За панелями, скорее всего, скрыто оборудование или трубы - там смотреть абсолютно нечего. Но так в интерьере, в априори ненатуральном месте будто оказывается кусочек природы.
Недосказанность - Yugen - 幽玄
Следующий принцип называется ”yugen”; его можно перевести как “недосказанность” в интерьере или архитектуре. Эта недосказанность есть определенная форма глубины любого дизайнерского или архитектурного решения, глубины неочевидной, неосязаемой, и, как следствие, интерпретируемой каждым человеком по-своему. Легкая недосказанность — это не незаконченность, а отсутствие формального признака, по которому мы очень четко дифференцируем и определяем, что это конкретно.
Вот пример традиционной японской эстетики. За счет того, что оконный проем концентрирует наше внимание на конкретном месте ландшафта за пределами комнаты, находящееся вокруг остается неизвестным. Человек воспринимает только ту часть, на которой сфокусировано его внимание, и может сам представить, что еще есть за пределами этого круглого пространства.
Эта фотография в качестве иллюстрации выбрана потому, что на ней присутствует перспектива, нечто отдаленное, интересное и манящее, но зритель не понимает, что точно. Он может только представить, исходя из видимых деталей и вещей - природа, красивое отражение, освещение. Именно они создают атмосферу, которая позволяет почувствовать, что перед нами недосказанный, но при этом очень манящий интерьер.
Для объяснения феномена «yugen» можно провести параллели с женским характером, в котором иногда бывает такая манящая таинственность и недосказанность. Что-то там спрятано в глубине, и человек не находит себе покоя, пытаясь добраться до этого секрета. Это можно сравнить с тем, что мы называем yugen в дизайне и архитектуре.
Следующая фотография также иллюстрирует нечто интересное, таинственное. Непонятно, что находится вокруг, потому что определенные участки затемнены, а при этом исполнение очень простое - самые обыкновенные маленькие плиточки в виде лепестка. Атмосфера достигается за счет антуража, атмосферы, освещения; в ней сохраняется чувство недосказанности, какой-то тайны.
Вот ещё один пример такой легкой недосказанности. В интерьере на фотографии используются довольно простые, можно даже сказать заурядные, 3D-панели. На них правильным образом подается свет, и тем самым создается акцент в интерьере, вокруг которого выстраивается все остальное.
Необыденность - Datsuzoku - 脱俗
Вот собирательный пример. Традиционная панель в технике «кумико», сделанная из деревянных реечек: у неё асимметричный рисунок и достаточно простое исполнение. Ключевым отличием является то, что обычные панели делаются с одинаковым рисунком во всех ячейках, то есть отсутствует разнообразие. Значит, панель как на фотографии становится уникальным в своем роде элементом, в котором сочетаются традиционность с оригинальностью и необыденностью.
Еще одна интерпретация: панели кумико, размещенные как элемент дизайна. Как правило, кумико используют для создания обыденных раздвижных дверей или перегородок, но эта техника делает их изящными и очень дорогими. Здесь же они используются как дизайнерские панели - альтернативная интерпретация обыденного для японского интерьера и дизайна элемента. Еще один пример природности: панель кумико с природным мотивом, но исполнение с правильным добавлением света, в правильном интерьере дает интересный эффект.
Покой - Seijaku - 静寂
Следующая особенность японской архитектуры — это “seijaku”, можно перевести как “покой” или “спокойствие”. Здесь в первую очередь мы говорим о спокойствии, возникающем в душе человека, когда он присутствует в определенном пространстве, здании или интерьере. Дело не в том, что детали вокруг него имеют умеренный цвет, освещение умеренное, а обстановка спокойная. Дело в том, как человек ощущает себя, попав в это пространство.
Японец, посмотрев на эту фотографию, сразу почувствует спокойствие и умиротворение. Важно понимать, что представление о спокойствии может отличаться в разных культурах, а японцы при создании или поиске архитектурных и дизайнерских решений ищут именно это - не визуальную, а внутреннюю составляющую. То, как человек воспринимает пространство, как он видит и воспринимает детали. Это важнее, чем формальная принадлежность к определенным линиям или категориям.
На этой фотографии представлен номер в гостинице. Интерьер невероятно простой, но стоит открыть перегородку, как человек сразу видит за окном природу, ванну с водой из горячего источника. Такая атмосфера сразу вызывает желание остановиться на ночь-другую. Очень приятное, успокаивающее место, в котором нет ничего вычурного.
Тут сакура подсвечена и красиво отражается в пруду - красивая сцена, которая умиротворяет и вызывает положительные эмоции. На большинстве иллюстраций к принципу «seijyaku» присутствуют растения или природа, потому что естественные виды нам более понятны. Гораздо сложнее создавать пространства и интерьеры, строить здания, которые бы вызывали умиротворение и покой без участия природы.
Пустота - Ma - 間
Существуют японские секреты создания таких пространств. Первый из них - ”ma”. Это пустота, но более правильная интерпретация – английское слово «space», то есть пространство, которое создается внутри. Традиционные японские дома строились фактически по каркасной технологии; точнее, основой были столбы, на которых держалась кровля. Между этими колоннами были раздвижные двери, и в японских традиционных домах комната могла быть любого размера - можно задвинуть все перегородки и сделать много маленьких комнат, а можно открыть перегородки и получить одну большую комнату. Такая пустота по-разному использовалась японцами в процессе повседневной жизни. Чтобы создать это пространство, этот space, проще всего «разносить» элементы - неважно в ландшафте, архитектуре или в интерьере, один от другого, создавать между ними пустоту и вакуум.
На этой фотографии много элементов: есть прибрежная зона с мелким камнем, есть крупные камни, есть здание поодаль, красивая растительность и др. Однако они расположены друг от друга на некотором расстоянии. В центре находится большая пустота в пространстве, создаваемая озером. За счет вот этой перспективы и расстояния удается создать такую картинку, которая у всех вызывает положительные эмоции, всем нравится.
При работе над российскими проектами мы часто сталкиваемся с вопросом - зачем в пространстве, в котором ничего нет или ничего не должно быть, у вас тут красивые камни, галька, растения? Может, ничего этого не надо? Может, просто сделать пруд и все? Но именно эти детали, расположенные вокруг пустоты, и определяют наше восприятие.
На следующем фото точно также изображено достаточно большое пространство, заданное ландшафтом и водной гладью, а вокруг него огромное количество маленьких элементов и деталей, которые создают неповторимое ощущение от этого места.
В японском саду камней песок или мелкая галька — это имитация моря, водной глади, а камни, которые размещены в этом саду - острова. В таких садах много пустоты, и пространство, создавая этот вакуум, провоцирует нас визуально заполнять его, уделяя больше внимания к деталям вокруг. Создание идеально ровной каменной, песочной глади - очень тяжелая работа, и мы избегаем ее в своих проектах, хотя визуально сад камней выглядит крайне выигрышно.
Если говорить о том, что такое «ma» в пространстве интерьеров, то самый простой пример – это узкие тонкие колонны, которые формируют связь между внешним и внутренним пространством, перспектива, отсутствие в ней большого количества деталей создают «опустошенное» пространство. Оно визуально очень комфортно и в нем приятно находиться.
На этой фотографии – коридор, соединяющий два куда более просторных, больших зала. За счет создания перспективы в этом коридоре, за счет освещения и высоты потолков у нас все-таки возникает ощущение пустоты, которую хочется чем-то заполнить, хотя бы ментально. Это перекликается с тем, о чем мы говорили ранее – с аспектом недосказанности. Человек чувствует, что там что-то есть, но не знает, что именно. Мы хотим предпринять попытку пройти и дотянуться до этого скрытого от нас места, разобраться в нем – в этом особенность подобных решений.
Скудность - Wabi - 侘
Перевод слова «ваби» - бедность или скудность, но в архитектуре и дизайне ваби никак не связано с платежеспособностью человека. Интерьер или архитектура, в которых чувствуется «ваби», не перенасыщены элементами, но в них должно присутствовать нечто идеальное, обладающее максимально возможным качеством. Например, уникальный и дорогой предмет, а вся обстановка вокруг него – нейтральная и скудная. На фотографии нет ничего дорогого, но эстетическая составляющая по-своему очень богата.
Следующий пример скудности, ваби, отсутствия ненужных и лишних деталей, но при этом насыщенности и самодостаточного богатства пустоты, можно увидеть на фотографии. Также в концепции ваби тот самый единственный элемент, который живет в вашей скудной среде и обстановке, может быть или очень дорогим, или обладать высоким качеством. Крошечная плитка в форме лепестка и нет больше ничего, но эта плитка ручной работы, ей присуще ваби, она качественно сделана и самодостаточна.
Каждый раз эта плитка может смотреться по-разному благодаря освещению, антуражу, фону, на котором вы ее используете. В этом состоит нюанс и собирательное значение многих аспектов японской архитектуры и дизайна.
Следующий пример керамической плитки с освещением отражает принцип shibumi. Она смотрится достаточно просто, но обладает всеми необходимыми эстетическими свойствами и вызывает положительные эмоции.
Уединенность - Sabi - 寂
Вторая часть той самой концепции ваби-саби – «саби», некая уединенность. Дословный перевод – «одиночество», но это дает не совсем корректный эмоциональный посыл в русском языке. Важно понимать, что такая уединенность возникает при попадании в правильный гармоничный интерьер или пространство, также характеризует самодостаточность архитектурного или дизайнерского элемента в интерьере или архитектуре.
На этой фотографии - уголок очень старого синтоистского храма, в нем нет особого значения или смысла, японцам при взгляде на нее приходит внутреннее ощущение не только спокойствия, но и уединенности, отрешённости, куда можно ментально сбежать и чувствовать себя в положительной изоляции. Конечно, у представителей других национальностей могут возникнуть другие ощущение, в том числе и удивление тому, что люди видят в старом интерьере разваливающегося храма, но таковы особенности пространственного сознания.
В другом старом, почти ветхом здании присутствует красивая простота, насыщенность, уединенность, поэтому оно тоже вызывает положительные эмоции.
Следующие фотографии - работы архитектора Фудзимото. Это уже современная архитектура, но особенность проекта в том, что здесь использованы только традиционные методы домостроения и традиционные материалы: вручную обожженная черепица, деревянные балки, глина. Это концептуальная работа, поэтому здесь задача не в создании жилого дома, а в создании определенного посыла – «со временем все становится прекраснее, насыщеннее и богаче».
Дальше также здание его авторства, выглядит как совершенно разваливающейся сарай. Здесь виден принцип «саби»: казалось бы, бедная отделка, непонятные, неочевидные фасадные формы, но присутствует трудно выразимая эстетика, красота и чувство уединенности.
В качестве оригинальной интерпретации этих идей приведено еще одно строение неправильной, асимметричной архитектуре, сделанное, казалось бы, из старых досок. Внешне оно не похоже на концептуальное произведение, но это абсолютная иллюстрация того, что представляет собой ваби-саби, как это может выглядеть.