Может. Может быть и медным, если речь идет не о самом драгоценном камне, а о цвете и особой технологии получения стекла или хрусталя, окрашенного в различные оттенки алого, бурого, розовато-малинового тонов.
Помните хрустальные вазы с огранкой – те самые, которые в советские времена торжественно выставляли на стол в праздничные дни? Прозрачные, синие, встречается и тот самый алый цвет. Вот и у меня такая в шкафу до сих пор стоит… тоже красного цвета!
Вряд ли человек ненаучного склада ума вообще задумается, как этот цвет получают. В конце концов, мало ли тайн в науке химии? И не такое изобретали. Я тоже не задумывалась, пока судьба не забросила меня во Владимирский музей художественного стекла и хрусталя – в качестве экскурсовода. И вот, погрузившись во внутреннюю кухню советской и дореволюционной стеклопромышленности, я неожиданно для себя открыла особую ценность этого насыщенного цвета с царственным названием «золотой рубин».
В стеклоделии цветное стекло известно очень давно – его образцы находят и среди артефактов времен Римской Империи. Да и принцип получения неоригинален – зеленые, синие, желтые оттенки дают различные примеси цветных металлов – кобальта, серебра, меди, стронция и т.д. Но с красным цветом не все так просто – ну, не получается он аналогичным способом!
Секрет изготовления такого стекла занимал умы ученых-алхимиков не одно столетие: в античности-то рецептом его получения владели – а потом он оказался утрачен. В XVII веке немецкий мастер Иоганн Кункель все же разгадал тайну «царского» рубина, да вот только делиться ни с кем не пожелал. Так примерно в своем завещании и прописал: «Не обессудьте, стольких трудов мне стоило сие открытие, что секрет его я уношу с собой в могилу». Зато наш Михаил Ломоносов, проводивший опыты со смальтой, не стал делать из рецепта тайну – не в пример скупому Кункелю. Кроме того, изучение его трудов позволяет утверждать, что Ломоносов сильно опередил немцев в этом открытии.
Но при чем тут золото? Оказывается, получить красный оттенок можно, добавляя золото в «царскую водку» (смесь азотной и соляной кислот). При варке стекломассы с таким составом получается розовато-малиновый оттенок. Хотите более насыщенный красный? Замените золото на рубин или селен, как поступили мастера при изготовлении звезд для башен Кремля. Да-да, они тоже из рубинового стекла. Только из селенового рубина, от золота пришлось отказаться – слишком уж дорогое удовольствие. Впрочем, наши с вами вазы тоже золота в себе не таят, но цвет все равно имеют поистине царский.
Если захочется увидеть те самые, винтажные изделия из «золотого рубина» – наши музеи стекла и хрусталя во Владимире и Гусь-Хрустальном вам такую возможность с удовольствием предоставят!
Автор: Анна Липина, экскурсовод