Если вы спросите, какой вуз в Татарстане считается лучшим с точки зрения IT-квалификации, то 10 из 10 экспертов безоговорочно назовут Казанский техникум информационных технологий и связи. Это место силы с точки зрения главной проблемы цифровизации - кадрового голода. Но естественно одно учебное заведение не может справится со всеми вызовами. Рынок так перегрет, что не хватит и трёх таких же техникумов. Да и не решается эта проблема мультиплицированием. Нужно учитывать тренды и дать правильную оценку всей системе образования Республики, страны, мира.
Татарстан в цифровом образовании
Почему нельзя всех педагогов пропустить через эти жернова, чтобы они могли в будущем обучать и выпускать нужное количество специалистов высокого уровня? Ответ банален - потому что мир слишком быстро меняется. Растёт количество необходимых профессий, растут масштабы задач...
Первый замминистра образования Татарстана Андрей Поминов: "Техникум информационных технологий и связи является международным центром компетенций не только в Татарстане, но и в Российской Федерации. И вообще он имеет мировой уровень. Но, тем не менее, специалистов не хватает. Невозможно один раз всех пропустить через эту систему и забыть на долгие годы. Этому надо постоянно обучаться. Республиканские и федеральные программы нацелены именно на это..."
Кадров всегда не хватает, хотя в Республике готовится довольно большое количество IT-специалистов. Вузовская система работает именно в этом направлении наиболее активно. При этом, финансовые рычаги в вопросах мотивации давно перестали играть ключевую роль. Молодым специалистам интереснее поработать в проектах, которые действительно "выстрелят" - достигнут реального эффекта или завоюют огромную аудиторию. По этому пути, например пошли выпускники КГТУ им. Туполева (КАИ), которые разработали нейронную сеть, распознающую госзнаки на авто и добились экономии для государства в 6 млн рублей. За время работы над проектом они не получали баснословных денег, но имели возможность поработать с реальными данными и создали продукт, который увеличил их стоимость на рынке труда десятикратно. Такой способ привлечения кадров для государственных организаций можно считать вполне рабочим.
Андрей Поминов: Понятно, что мы с бизнесом вряд ли сможем по уровню средней заработной платы сравниться. Но тем не менее есть просто преданные делу люди, которым интересно, которые отдают этому делу… громко сказано, но свою жизнь. Я лично знаю многих таких учителей, очень профессиональных и профессиональных с точки зрения цифры, с точки зрения IT-компетенций, которые посвятили себя по существу служению этому, и они не уходят.
Каким должен быть учитель
Должен ли современный учитель понимать, что такое ТикТок? Разумеется, но есть нюансы, на которые обращают внимание наши эксперты. Например, заместитель премьер-министра Республики Татарстан Лейла Фазлеева уверена, что такие явления не просто инструмент, но и также ориентир - в какую сторону стоит двигаться. Для неё очевидно, что есть запрос на творческую самореализации и современные учителя, а также их родители должны отлавливать эти тенденции, придавая им глубину.
Лейла Фазлеева: Та же самая самоподготовка к ЕГЭ на глубоком уровне, когда ты готовишься, хочешь высоких результатов, ты всё-равно погружаешься. И что-то тебя где-то заинтересует, это точно. И тогда ты сможешь себя развивать. То есть надо просто быть более внимательным к своим ощущениям, мне кажется, в развитии творчества. Всем, и детям, и учителям, и родителям.
Но нужно ли педагогу быть на одном уровне со школьниками? Это уже другой вопрос. По мнению Поминова - только отчасти. Замминистра считает, что педагог должен понимать, что есть такой инструмент, но это не значит, что должен всем этим активно пользоваться.
Андрей Поминов: Я бы по-другому сформулировал. Вы говорите, что он должен быть на уровне, но я считаю, что он должен до своего уровня подтягивать учеников. Он должен стараться подтянуть до тех вершин, которых достиг он сам. Естественно просто так это не получится, говорить архаичным языком с современной молодежью не получится, но с другой стороны, у хороших, современных преподавателей есть свои фишки, свои преимущества. В этом смысле они могут быть интересными. То есть если преподаватель интересен, он интересен не тем, во что он будет одеваться или знаниями трендов ТикТока. Он чем-то другим может быть интересен. Тогда за ним пойдут.
О том же говорят сегодня в Казанском Университете. По мнению Директора института передовых образовательных технологий КФУ Светланы Котенковой изменились сами функции преподавателя. Раньше педагоги были накопителями знаний, которые передавали их студентам, а сегодня, когда доступ к информации есть практически у каждого, выживает только тот преподаватель, которого интересно слушать.
Светлана Котенкова: Задачей преподавателя становится диспетчеризация процессов - он должен научить переосмысливать информацию, структурировать и использовать. Поэтому педагог должен быть тьютором, он должен быть наставником, он должен где-то быть модератором, он должен быть мастером проектов и безусловно экспертом.
Тренды на Азию
На фоне всех этих изменений меняется и ландшафт. Сектор онлайн-образования растёт настолько стремительно, что эксперты всерьёз говорят о монополизации, о месте классического образования в общей картине. И на этом рынке правит отнюдь на США и Европа, которые были непререкаемыми лидерами в сфере обучения. По словам проректора КФУ Тимерхана Алишева в Китае большой дефицит формальных образовательных услуг. Каждый год в КНР строят по 20 огромных камбузов на 40-50 тыс. студентов и этого всё равно не хватает. Отсюда и спрос на цифровое образование. Люди, которые первыми заняли эту нишу в качестве репетиторов сейчас являются долларовыми миллионерами.
Тимерхан Алишев: У них есть каналы на ютубе, это-рок звезды, такие местные. Если они хорошо умеют объяснить математику, то они вполне могут рассчитывать на очень хорошие заработки. Причем, они входят в систему формального школьного образования. И просто работают на этом рынке, занимаются этой сферой. Аналогично в Южной Корее.
Одним из главных минусов онлайн-образования называют поверхность знаний. Но и тут всё не однозначно. Это во многом зависит от самодисциплина, - считает Алишев. По его словам, на эту тему проводилось много исследований и до сих пор однозначного ответа нет. Во много уровень успеваемости и вовлеченности предопределяется возрастом обучающегося. Чем он старше, тем выше дисциплина и тем более глубокие знания он получает на выходе.
Тимерхан Алишев: Если мы говорим, например, об образовательных организациях вроде детского сада, школы или того же университета - то это во многом дисциплинирующее организация. У них есть четкое расписание, там есть люди, которые контролируют твоё посещение, даже твоё поведение оценивается в некотором смысле - на уроках и на переменах. Школа создана для того, чтобы максимально дисциплинировать человека и быть уверенным в том, что он достигнет некоторых образовательных результатов.
Тренд на объединение
Генеральный директор "БАРС Груп" Тимур Ахмеров считает, что запрос сегодня формируется на основе новых общественных вызовов. Недавняя стрельба в казанской школе № 175 показала, что того контента, который предоставляют многочисленные сервисы онлайн-образования, явно не хватает. Общество меняется быстрее и оно предъявляет другие требования, с которыми ни Министерство образования, ни Университет, ни преподаватели не справятся.
Тимур Ахмеров: Какие могут быть сервисы в сфере образования? Ну, это наверное дневники и журналы, как дети ходят в школу, какие-то домашнее задания... Но неплохо, чтобы была наверное какая-то площадка психологов, которые мониторят состояние детей. Если мы говорим о спорте, то почему спорт отдельно, а образование отдельно? Ведь есть масса примеров, когда родители привели ребенка в хоккей, он долго тренировался в ущерб учёбе, а потом выяснилось, что у него сердце не позволяет стать хоккеистом и играть в НХЛ. Печально, но это можно было бы оценить на старте! Возможно он стал бы классным шахматистом или кем-то ещё. И логично чтобы цифровой сервис, который управляет образованием имел в себе модули спорта, психология, здравоохранения... Сейчас тренд на то, чтобы межотраслевые сервисы объединять.
Вместо заключения
Вы заметили, что сейчас образ учителя не такой, каким он был 20-30-40 лет назад? Это очень хорошо видно по советскому кинематографу. Учителя в кино всегда были образцовыми. В результате и отношение к профессии было соответствующее. Учитель? Уважаю. Сегодня это отношение другое. Очень часто школьники выкладывают в Сеть видео провокационного характера. Понятно, что и раньше перекосы в образовании были, но по паршивым овцам всё стадо не судили. Как результат - учителями хотели стать очень многие. Сегодня в педвузах снова высокие проходные балы и суровый конкурс, но плоды мы начинаем пожинать только-только. Предстоит крепко поработать и учителям нужна поддержка, как никогда. Об этом же говорит бывший учитель и директор школы, а ныне вице-премьер Республики.
Лейла Фазлеева: Сегодня мир точно стал жёстче, потому что можно напрямую быстренько выкинуть информацию, в том числе негативную. И отсюда появляется такой дисбаланс, с точки зрения профессии. Он нехороший. Мне он тоже не нравится, я конечно очень хочу, чтобы как в фильме «Большая перемена», снятом по книге Никонова, - присутствовала классическая педагогическая школа. Она есть и есть те, кто с ней работают. И молодые педагоги тоже наращивает потенциал. Но это глубокое заблуждение, что мы сейчас возьмем методики из прошлого, не адаптируя их навяжем, нас с вами просто не поймут. И в ТикТоке мы будем антигерои. Поэтому, у современных педагогов простых решений не будет это точно.