В поэме Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» есть фраза, которая прочно вошла в золотой фонд фразеологизмов русского языка: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». В действительности одно из главных сокровищ музея «Оружейная палата» - главный церемониальный головной убор русских царей, весит чуть менее, чем килограмм, а вокруг его происхождения до сих пор ведутся споры в ученой среде. Мы не будем здесь разбирать, является ли шапка Мономаха стилизованной монгольской тюбетейкой или подлинным византийским предметом, мы поговорим о его названии. Почему именно шапка Мономаха? Ни Святослава, ни Рюрика, ни Владимира Красно Солнышко в конце концов, а именно Мономаха?
Но прежде чем начать, необходимо сказать пару слов о самой этой царь-шапке. Это головной убор состоящий из разных частей, которые относятся к разным эпохам, однако ученые предполагают, что Шапка Мономаха, как цельное произведение ювелирного искусства появилось в середине XV века во время правления Василия Второго, свое же идеологическое значение она получила уже при его внуке Василии Третьем. Именно при нем стало распространяться представление, о том, что церемониальная шапка московских князей происходит из дара византийского императора Константина Мономаха князю Владимир Всеволодовичу. Очевидно, что этой легендой, князь Василий хотел подчеркнуть правопреемство власти московского государства от Константинополя еще в стародавние времена. Сам Василий Третий был сыном греческой принцессы Софьи Палеолог и мог бы вывести свою родословную не хуже Мономаха. Однако следует заметить, что задолго до появления в пределах Руси последней из рода Палеологов, русские князья имели родство с представительницами византийских императорских фамилий. Так Владимир Святославович был женат на сестре императора Василия II Болгаробойца - Анне, а матерью его правнука была родственница другого византийского царя Константина Мономаха.
Русские князья водили родство с различными европейскими монархическими домами, но сам князь Владимир Всеволодович осознавал и позиционировал себя, как потомок правителей Константинополя. Так в своем поучении детям он оговаривается, что по матушке он Мономах и это при том, что по женской линии вести свое родство в те времена было не в традиции. Но для киевского князя это было важным, что он принадлежит к роду византийских царей, пусть и по женской линии. Важно настолько, что пренебрегая традициями он подчеркнул это в поучении своим детям. Примечательно то, что это не было осознанием какой-то собственной провинциальной «ущербности». Такая практика - возводить своих предков к легендарным историческим личностям характерна для всей Европы тогдашнего периода. Не было у Владимира Мономаха и подобострастия по отношению к Константинополю, он воевал против Империи, пытаясь воспользоваться внутренней смутой в Византии, чтобы занять некоторые дунайские города с пользой для себя.
Скорее всего, такой акцент именно на греческом происхождении связан с тем, что подобным образом Владимир пытался придать себе больший вес в качестве претендента на Великий престол, что он как представитель рода константинопольских правителей, которые обладают властью Богом данную, более достоин быть Великим князем. Впрочем, не следует думать, будто это была такая блажь князя, сами византийцы активно вели с ним переговоры, подчеркивая его статус, а он принимал участие в политике Империи и в последующем действительно получил драгоценные дары от византийского императора, правда не от Константина, а от Иоанна Комнина, так же внучка Владимира станет женой племянника императора. В последующем некоторые христианские реликвии, которые Владимир Всеволодович получил из Византии будут играть важную роль при коронации великих князей, но многие из них будут утрачены в последующем в ходе татаро-монгольского нашествия на Русь. Столетия же спустя Василий Третий будет использовать имя Владимира Мономаха уже для доказательства превосходства московских князей над прочими.
Дело в том, что в процессе собирания русских земель вокруг Москвы, в подчинении Великого князя оказалось множество других князей, которые также были Рюриковичи, как и он. Для того чтобы снять вопросы о причинах первенства именно московских князей, требовалось идеологическое обоснование и в данном вопросе шапка Мономаха стала тем символом, который олицетворял передачу власти от Византии Москве. Развитие московского государства и идеи, что Москва - это третий Рим при Иване Грозном, упрочили символическое значение шапки Мономаха и с тех пор она стала главным атрибутом государевой власти при венчании на царство русских монархов вплоть до Екатерины Второй. В последующем хоть данный головной убор и не использовался непосредственно при коронации русских императоров, все же выставлялся в Успенском соборе для демонстрации исторической преемственности следующего монарха с царями прошлого. Впрочем, это уже совсем другая история.
#история россии #рюриковичи #московское государство #Москва
А пока подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки если понравилось и делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!