Найти тему

Построение отдела продаж для компании по оказанию бухгалтерских услуг

Летом 2021 года в REON обратился Даниил, руководитель бухгалтерской компании "Информсервис", с целью построения системы продаж для реализации их допродукта (лицензий онлайн-сервиса).

Компания "Информсервис" занимается оказанием услуг в сфере бухгалтерского учета, финансового аудита и налогового консультирования. Клиентами компании являются юридические лица различных форм собственности, сам офис территориально находится в городе Магнитогорск.

Дополнительным продуктом компании является продажа лицензий сервиса "Сбис". Данный сервис позволяет в онлайн-режиме вести электронную бухгалтерскую отчетность и отправлять ее точно в срок в контролирующие органы.

После первичной встречи с нашим системный аналитиком по Zoom, руководитель "Информсервис" принял решение о старте работ с нашей компанией по первичному аудиту.

Во время комплексного предпроектного аудита (ППА) мы провели исследование компании, её продукта, оцифровали текущие бизнес-процессы, выявили сильные и слабые стороны, выяснили, каких инструментов не хватает для корректной работы отдела продаж и тд.

-2

По результатам предпроектного мы выделили задачи, которые необходимо реализовать в ходе нашего проекта. Далее проект-менеджер REON провел защиту аудита перед руководителем компании "Информсервис", обосновал все этапы работы и их стоимость. После чего руководство уже приняло окончательное решение о продолжении работы с нашей командой, и мы стартовали работу по построению прибыльного отдела продаж для компании по оказанию бухгалтерских услуг.

Реализация проекта: оцифровка бизнес-процесса продажи

Начали свою работу мы с создания карты проекта, где детально описали бизнес-процесс продажи в компании "Информсервис" и выстроили 2 основных воронки:

1. Продажа новым клиентам, которые впервые обратились в компанию.

Ключевым этапом воронки продаж стала короткая телефонная презентация, где менеджер освещал ключевые выгоды и ценности работы клиента с "Информсервис".

Ранее при обращении клиентов в компанию, - им просто присылали КП, если клиента все устраивало, то он сам связывался с менеджером для приобретения лицензий. Конечно, такой бизнес-процесс был не совсем корректным, поэтому мы выстроили другую систему коммуникации.

Нового клиента сотрудники закрывают на короткую консультацию в телефонном режиме, к которой заранее подготавливают персональное КП под требования потенциального покупателя. На самой встрече менеджер уже демонстрирует КП и доносит ценности и выгоды работы клиента с "Информсервис". Обязательно после консультации компания связывается с клиентом, берет обратную связь, отрабатывает возражения и уже закрывает на продажу.

-3

2. Повторная продажа.

Данный сегмент клиентов уже не требует квалификации и глубокой презентации продуктов компании. Покупатель уже знаком с компанией и у него есть необходимый уровень доверия для совершения покупки.

-4
Дополнительно мы изучили все материалы, связанные с продукцией компании "Сбис", так как данная компания предоставляет готовые инструменты для продаж и маркетинга своим партнерам. Мы трансформировали данные наработки под реалии компании "Информсервис", выявили ключевые выгоды работы клиентов с компанией "Информсервис", а не напрямую с компанией "Сбис", так как это являлось одним из ключевых возражений и проблем при работе с клиентами.

Формирование плана продаж

Правильная постановка плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей. Поэтому мы составили подробную таблицу с декомпозицией целей компании. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы.

-5

В декомпозиционной таблице мы:
1. Простроили и описали воронку продаж
с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали чистую прибыль компании, на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить РОП отделу продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели.

После оцифровки текущей ситуации в компании, мы структурировали и выстроили реальный план продаж в деньгах. Этот план в дальнейшем и лёг в формирование системы мотивации сотрудников.

Построение системы мотивации

Система мотивации была отдельно проработана для руководителя отдела продаж и менеджера отдела продаж.

Прописана мотивация была на основе наиболее эффективной методики деления заработной платы на 3 части:

- твёрдый оклад (оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий: соблюдение графика рабочего дня, грамотная работа с документацией и тд)

-6

- мягкий оклад (оклад, который выплачивается за выполнение показателей KPI. Таких показателей должно быть не более 3-ёх)

-7

- бонусная часть (часть, которая выплачивается за выполнение плана по выручке)

-8

Кроме того, была создана автоматическая таблица для расчета системы мотивации. С помощью неё сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

-9

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

- Первый регламент работы мы создали для сотрудников отдела продаж в течение рабочего дня, в котором подробно описали их ключевые действия. Также мы описали ряд рекуррентных ежедневных задач для руководителя отдела продаж и выделили приоритетные показатели отдела продаж, за которыми он должен следить.

-10

- Дополнительно мы проработали регламент работы сотрудников в CRM, чтобы они могли корректно работать и вести сделки в системе.

-11

- Также мы прописали регламент поиска и найма персонала в отдела продаж: от поиска до ввода в должность сотрудников.

-12

Прописание скриптов продаж

Любая продажа – это общение с клиентом. И этот процесс обязательно должен быть регламентирован, протестирован и желательно автоматизирован.

Для "Информсервис" было прописано 4 скрипта продаж для разных этапов коммуникации с клиентами:

1. Короткий скрипт для коммуникации
с клиентами в текстовом формате в соцсетях, мессенджерах и почте, целью которого было закрытие на звонок с менеджером.

-13

2. Скрипт первичного звонка клиенту, во время которого менеджер квалифицирует потенциального покупателя, выявляется его потребности и закрывает на короткую консультацию по телефону.

-14

3. Скрипт проведения консультации в телефонном режиме.

Цель данного скрипта презентовать продукт компании и донести до клиента выгоды, которые он получит при работе с "Информсервис".

-15

4. Скрипт после проведения презентации клиенту.

Клиенты всегда берут время на анализ КП и принятие решения о сотрудничестве. Поэтому менеджеру важно еще раз связаться с потенциальным покупателем, согласовать стоимость, закрыть возражения и выставить счет.

-16

Отдельно мы прописали отработку возражений клиентов: как самых популярных ("Дорого", "У других дешевле"...), так и тех, которые были свойственны именно для продажи лицензий.

-17

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватары РОПа и МОПа, прописали продающую вакансию для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансия была составлена по всем канонам максимального привлечения потока соискателей, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность. Вакансия составлена таким образом, чтобы заранее отработать все возражения кандидата и закрыть его на собеседование.

-18

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседований. Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

-19

3. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководителя компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персональных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

4. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников. Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Сдача и обучение по работе с каждым инструментом была проведена в формате онлайн-вебинара.

Завершение проекта

Во время сдачи проекта Даниил получил итоговый список инструментов, который мы прописали для его отдела продаж. Также в этом документе приведены видеозаписи по корректной работе с каждым инструментом: системой мотивации, регламентами работы, планом продаж и тд, чтобы собственник мог в любое время пересмотреть обучение и освежить информацию в памяти.

В итоге, руководитель компании получил выстроенную эффективную систему для продажи партнерских лицензий.

-20

После сдачи проекта с "Информсервис" мы не прощаемся! Ещё в течение месяца мы бесплатно сопровождали компанию, консультировали руководителя и сотрудников по всем возникшим вопросам, и вносили необходимые правки в работу отдела продаж.

Нашей основной целью является обучение компании эффективной работе с теми инструментами, которые мы для неё создали. Поэтому с компанией мы всегда остаемся на связи для решения всех вопросов!